Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:44, лекция

Описание

Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

Работа состоит из  1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

  В  современно языковой ситуации  ключевыми субъектами языковой  политики должны стать не центральные  «законодательные», а «исполнительные» и «местные органы» - редактор и учитель, стремящиеся создать режим усиления нормоохранительных тенденций по отношению к высшим формам современного русского языка, в том числе литературному. С другой стороны, снятие запретов привело к возрастанию личностного начала в речи: расцвету окказионального словообразования, активизации процесса неологизациии лексики, сдвигов акцентологических (вариативность) и грамматических(Киров: накоплены новые смыслы, грамматика отстает, тенденция к аналитическим способам смыслоконструирования, подобно английским, например, уход от норм склонения числительного); появление новых видов русской речи (парламентской), активизация отдельных жанров (рекламы), модернизация деловой и этикетной речи, в которых намечаются собственные нормы. 

 В условиях либерализации речевого поведения  и мощных сдвигов в самом языке  собственно пуристические программы  не могут иметь успеха: 1.психологическое состояние общества не способствует принятию любых категорических инструкций. 2. Пуристическую программу не на чем основывать – надо исследовать происходящие в языке процессы, а затем вырабатывать новые принципы регулирующей деятельности ( вплоть до законодательной защиты нормы как на местном, так и на федеральном уровне. В широкой программе действий: 1 исследование языковой ситуации, 2. выработка обновленных норм и рекомендаций 3 проведение в практику обучения языку обновленных нормативов, 4 подготовка кадров, способных это воплотить. Естественной оказывается уже подготовленная современной педагогической психологией позиция ухода от тормозящей учебно-воспитательный процесс авторитарной педагогики, характеризующейся жестким ролевым сценарием по принципу: я учу вас, вы  учитесь, я, как мне нравится, оцениваю (иногда даже не скажу что именно). Программа технологическая должна  стремиться к созданию на уроке сенсорного пространства лаборатории по обработке знаковой информации. Необходима трактовка естественноязыковой информации в современном понимании категорий: информация, семиотика, культурно-языковая личность, культурное пространство, уровни языка, речеведение и пр., как, например: «Язык – не столько «форма выражения» готовых мыслей, сколько способ содержательной организации и представления знаний» (Городецкий)  Программа работы такой лаборатории должна включать исследование как устной, так и письменной речи (официальной, полуофициальной, неофициальной) Объектами анализа должны стать: язык и речь в стилистических и жанровых разновидностях (как воплощение реальных смыслов реальных людей). «Любая проблема информатики, искусственного интеллекта, экспертных систем – и шире – рационализация человеческой деятельности имеет языковой аспект» (Б.Ю.Городецкий)

 Усиление  аксиологического смысла, ориентация на восприятие и реконструкцию единой целостной картины мира или «образа  мира в человеке и образа человека в мире», т.к. «образ мира – сложившиеся  у человека внутренние механизмы  жизнедеятельности человека в мире» (Г.А.Глотова Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск. 1990) – общая интегративная тенденция научного познания находит свое выражение в части методики обучения русскому языку в декларативно общепринятом текстоцентрическом подходе к репрезентации рече-мыслительно-языковых знаний. Информационные модели системно-функциональных группировок рече-языковых знаний направлены на освоение набора функций и семантики языковых средств как когнитивно-коммуникативных единиц, на интерпретацию синтагматики, парадигматики и деривации конкретных языковых единиц как смыслоконструктивных в личностно ориентированных ситуациях.

 Центральной интегрирующей идеей, объединяющей курс методики обучения русскому языку  с курсами общегуманитарного и естественнонаучного циклов является «фактическое признание духовно-нравственной сущности человека ( в семье, в системе общего и профессионального образования, во всех областях воспитательного воздействия на него), и включение такого рода знания в содержание мероприятий по его социализации (Трошин, Андрущакевич. Духовно-генетическая теория индивидуального и общественного здоровья, 2002). С точки зрения государственной концепции модернизации образования перспективным в контексте Программы развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы представляется проектирование системы методики обучения русской словесности как итога тщательной проработки (распредмечивания) когнитивного пространства при помощи совокупности информационных моделей. Эти модели, с одной стороны, нацелены на минимизацию, сжатие, компрессию, качественную адаптацию языковых элементов в учебных целях, с другой стороны, метафорический анализ, обеспечивающий перенос образных схем из одной концептуальной сферы в другую, ориентирован на формирование научного типа мышления при помощи комплексно-процессуального метода. Такого рода моделирование , способствующее формированию высшего уровня языковой личности – прагматического, уровня эмоционально-ценностного отношения к содержанию и структуре образования в качестве методологической основы тяготеет к теории эколого-педагогического образования. Таким образом, личность учителя является ключевой в качестве основного субъекта языковой политики государства и реформы образования, нацеленных на исследование, прогнозирование, проектирование мероприятий по экологизации общественного сознания,  в частности через организацию содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды (например, в области ориентировки в речевой среде: формирование механизмов защиты от негативной информации манипулятивного характера)

 СОВРЕМЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ (преподаватель словесности  в школе)

  • готов к     см. Программу.
  • Компетентен  .  В области филологии, лингвистики, педагогики, общей психологии, детской психологии, социальной психологии, физиологии, культурологии, этнокультурологии, этнопсихологии, психолингвистики, методик обучения, дидактики, экологии, государственной политики, истории и т.д. (особенности смыслоконструирования, речевого оформления)
  • Заинтересован   в повышении социальной значимости избранной профессии, собственном профессиональном и личностном  развитии, видении перспективы будущей профессиональной деятельности;
  • Любит   Свою культуру, историю, людей, детей;
  • Верит  в бога, в возможность духовного совершенствования, в необходимость высоконравственных ценностных ориентаций

 Современный ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ направлен на удовлетворение потребностей личности в образовании, формирование духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, нести ответственность за судьбу страны и планеты. ЦЕЛЬ  ОБУЧЕНИЯ - организованное извне усвоение школьниками накопленного социального и личностного опыта, соответствующего данному обществу, а СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «материализует» общественные цели и конструируется аналогично строению СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

 СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ полиструктурно. Каждый КОМПОНЕНТ  обеспечивает определенную функцию для развития учащихся:

    • ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ (знания):
    • ОПЕРАЦИОНАЛЬНУЮ (умения)
    • СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНУЮ (эмоционально-ценностное отношение к миру).  Порождается а) межсубъектным общением участников пространства; б) эмоциональной сферой личности; в) учебной или реальной личностно-ориентированной ситуацией, ставящей ученика в условия выбора позиции по отношению к форме или содержанию учебного контекста.

Соотнесенность  функций с педагогически  значимыми компетенциями (см. Самарский ИПКРО, сб. Власовой, 2004):

  1. Информационная
  2. Коммуникативная
  3. Проблемная (методологическая)

 Выполняет системообразующую роль, раскрывая  ученику а) значимость изучаемого материала  для самоидентификации, самореализации, качества жизни; б) сущностные черты  жизненного определения: свободу выбора, принятия решений ситуативно, самопознания, обмен ценностями; в) личностную ориентировку – поиск в материале все новых смыслов; г) регуляция поведения.

    • ТВОРЧЕСКУЮ (опыт самовыражения в смыслоконструировании)

К ЛЕКЦИИ 2.

 ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (одни и те же результаты могут быть получены разными путями) СМ…

  Современный  подход (ИЗ ПРОЕКТА СТАНДАРТА): РУССКИЙ  ЯЗЫК как динамическая знаковая  система - обеспечивает функционирование  общества в его историческом  развитии, - является отражением  и неотъемлемой частью национальной  культуры русского народа, соответственно,  обучение русскому языку д.б. неразрывно связано с усвоением культуры русского народа, и значит, с последовательным включением в школьный курс национально-культурного компонента.

 Язык не столько  преобразует действительность, сколько отражает ее в своих формах (Сепир, Уорф). Внешние условия жизни, материальная действительность определяют сознание людей и их поведение, что находит отражение в грамматических формах и лексике языка.

 СЧАСТЬЕ (богатство, убожество, великодушный, малодушный, подвиг), вступ. Ст. в учебнике Маранцмана: ПОСТУПОК (ступени, наступать, подступаться, заступник и пр.), Дейкина, Пахнова, 10-11 кл. (уч.  Для 7 кл. : ПРИРОДА, РОДИНА, НАРОД , интерпретации семантики, деривации и контекста слова ОБРАЗ (художественный, образ мыслей, жизни, действий образование, воображение, преобразование, сообразность (сопряженность, корреляция концептов), безобразный, мыслеобраз и пр.), ПОБЕДИТЬ (нет 1 лица), ПАРЕМИОЛОГИЯ: Даль, Фархутдинова (лингвистика), социолингвистика (Майерс, Грачев и др.), психолингвистика (Беляев, Крайникова «КУС»), прагмалингвистика, лингвокультурология и т.п.

 Лексика, характерная  для аналитической (смысловой) направленности изучения духовно-душевной жизни человека: качества личности (благородство, мудрость, милосердие, щедрость, кротость, славолюбие, сребролюбие, сластолюбие, прекраснодушие, простодушие, прямодушие, красноречие и т.п.),  состояния среды и человека (безмолвие, благоговение, ликование, благодать, томление и др.),  внимать, блаженство, хвала, воля, умиротворение и пр.

 Исследования  в области когнитивной лингвистики: «В поэзии 19 века наиболее часто повторяющиеся лексемы – группы существительных, обозначающих детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы: кров, очаг, дом (домик), хижина, обитель, угол (уголок), лес (леса), река, ручей, поток, холм, дуб (дубрава), нивы, луга, поля, оратай, стадо, пастух, поселянин (селянин), песня, жаворонок ит.п. С темой Родины была связана лексики, несущая мотивы детства, семьи, рода (см. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов». 1812г). Память о прошлом занимала большое место в ассоциативном ряду, связанном с темой Родины.

 В области лингвостилистики: «Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-Дам, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе – это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.

 Совсем  иное звучание приобретает  силуэт церкви где-нибудь на холме, в окружении  деревьев. Здесь гимн человека в славу  Творца как бы сливается  с гимном самого мироздания. Сельские храмы не выглядят сурово. Они овеяны той же умиротворяющей красотой, что и окружающий пейзаж. Достаточно вспомнить церковь Покрова-на-Нерли, которая словно сказочная невеста, смотрится в воды среди притихших полей.

 Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер (А. Мень). ЗАДАНИЕ: В какой степени выражена авторская индивидуальность? Доказать свою точку зрения, обращая внимание на оценочную лексику, стилистическую цельность, приметы разговорного стиля и пр.

 Говоря о системных  отношениях между лексическими единицами, кроме парадигматических, синтагматических связей, необходимо иметь в виду ЭПИДИГМАТИЧЕСКИЕ, или ассоциативно-деривационные  отношения.

 Например,  слово  ЗЕМЛЯ в разных значениях по-разному связано деривационными отношениями со словами «земляной», «землистый», «земной», «наземный», «земельный», «земляк», а также «землекоп»,   «землечерпалка», «землемер», «землевладелец», «землепроходец» и т.д. Так, значение, которое определяется парадигматическими противопоставлениями «земля – песок – глина», синтагматическими сочетаниями «рыть землю», «сыпать землю», «комок земли» и т.п., закреплено в деривационном ряду «земля – земляной – землистый – землекоп и т.д.»

 Значение, определяемое парадигматическими противопоставлениями «земля – вода», «земля – море»… - синтагматическими сочетаниями «увидеть землю», «близость земли» и т.п. – закреплено в деривационном ряду «земля – земной – наземный – земноводный» и пр. Можно сказать, что производные имеют связанное в деривационном отношении значение, само же слово – относительно свободное (Романова, с.12).

 Власть земли (фразеология): «Держись за землю-матушку  – она одна не выдаст», «Черная  земля золотую рожь плодит», «Земля не уродит – никто не наградит».

 ФРАЗЕОЛОГИЯ как  средство формирования языковой компетентности. Рассматривая ПОСЛОВИЦУ как языковое явление, исходят из некоторых ее особенностей:

Информация о работе Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен