Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:44, лекция
Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
В
современно языковой ситуации
ключевыми субъектами языковой
политики должны стать не
В условиях либерализации речевого поведения и мощных сдвигов в самом языке собственно пуристические программы не могут иметь успеха: 1.психологическое состояние общества не способствует принятию любых категорических инструкций. 2. Пуристическую программу не на чем основывать – надо исследовать происходящие в языке процессы, а затем вырабатывать новые принципы регулирующей деятельности ( вплоть до законодательной защиты нормы как на местном, так и на федеральном уровне. В широкой программе действий: 1 исследование языковой ситуации, 2. выработка обновленных норм и рекомендаций 3 проведение в практику обучения языку обновленных нормативов, 4 подготовка кадров, способных это воплотить. Естественной оказывается уже подготовленная современной педагогической психологией позиция ухода от тормозящей учебно-воспитательный процесс авторитарной педагогики, характеризующейся жестким ролевым сценарием по принципу: я учу вас, вы учитесь, я, как мне нравится, оцениваю (иногда даже не скажу что именно). Программа технологическая должна стремиться к созданию на уроке сенсорного пространства лаборатории по обработке знаковой информации. Необходима трактовка естественноязыковой информации в современном понимании категорий: информация, семиотика, культурно-языковая личность, культурное пространство, уровни языка, речеведение и пр., как, например: «Язык – не столько «форма выражения» готовых мыслей, сколько способ содержательной организации и представления знаний» (Городецкий) Программа работы такой лаборатории должна включать исследование как устной, так и письменной речи (официальной, полуофициальной, неофициальной) Объектами анализа должны стать: язык и речь в стилистических и жанровых разновидностях (как воплощение реальных смыслов реальных людей). «Любая проблема информатики, искусственного интеллекта, экспертных систем – и шире – рационализация человеческой деятельности имеет языковой аспект» (Б.Ю.Городецкий)
Усиление аксиологического смысла, ориентация на восприятие и реконструкцию единой целостной картины мира или «образа мира в человеке и образа человека в мире», т.к. «образ мира – сложившиеся у человека внутренние механизмы жизнедеятельности человека в мире» (Г.А.Глотова Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск. 1990) – общая интегративная тенденция научного познания находит свое выражение в части методики обучения русскому языку в декларативно общепринятом текстоцентрическом подходе к репрезентации рече-мыслительно-языковых знаний. Информационные модели системно-функциональных группировок рече-языковых знаний направлены на освоение набора функций и семантики языковых средств как когнитивно-коммуникативных единиц, на интерпретацию синтагматики, парадигматики и деривации конкретных языковых единиц как смыслоконструктивных в личностно ориентированных ситуациях.
Центральной интегрирующей идеей, объединяющей курс методики обучения русскому языку с курсами общегуманитарного и естественнонаучного циклов является «фактическое признание духовно-нравственной сущности человека ( в семье, в системе общего и профессионального образования, во всех областях воспитательного воздействия на него), и включение такого рода знания в содержание мероприятий по его социализации (Трошин, Андрущакевич. Духовно-генетическая теория индивидуального и общественного здоровья, 2002). С точки зрения государственной концепции модернизации образования перспективным в контексте Программы развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы представляется проектирование системы методики обучения русской словесности как итога тщательной проработки (распредмечивания) когнитивного пространства при помощи совокупности информационных моделей. Эти модели, с одной стороны, нацелены на минимизацию, сжатие, компрессию, качественную адаптацию языковых элементов в учебных целях, с другой стороны, метафорический анализ, обеспечивающий перенос образных схем из одной концептуальной сферы в другую, ориентирован на формирование научного типа мышления при помощи комплексно-процессуального метода. Такого рода моделирование , способствующее формированию высшего уровня языковой личности – прагматического, уровня эмоционально-ценностного отношения к содержанию и структуре образования в качестве методологической основы тяготеет к теории эколого-педагогического образования. Таким образом, личность учителя является ключевой в качестве основного субъекта языковой политики государства и реформы образования, нацеленных на исследование, прогнозирование, проектирование мероприятий по экологизации общественного сознания, в частности через организацию содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды (например, в области ориентировки в речевой среде: формирование механизмов защиты от негативной информации манипулятивного характера)
СОВРЕМЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ (преподаватель словесности в школе)
Современный ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ направлен на удовлетворение потребностей личности в образовании, формирование духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, нести ответственность за судьбу страны и планеты. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - организованное извне усвоение школьниками накопленного социального и личностного опыта, соответствующего данному обществу, а СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «материализует» общественные цели и конструируется аналогично строению СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ полиструктурно. Каждый КОМПОНЕНТ обеспечивает определенную функцию для развития учащихся:
Соотнесенность функций с педагогически значимыми компетенциями (см. Самарский ИПКРО, сб. Власовой, 2004):
Выполняет системообразующую роль, раскрывая ученику а) значимость изучаемого материала для самоидентификации, самореализации, качества жизни; б) сущностные черты жизненного определения: свободу выбора, принятия решений ситуативно, самопознания, обмен ценностями; в) личностную ориентировку – поиск в материале все новых смыслов; г) регуляция поведения.
К ЛЕКЦИИ 2.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (одни и те же результаты могут быть получены разными путями) СМ…
Современный
подход (ИЗ ПРОЕКТА СТАНДАРТА): РУССКИЙ
ЯЗЫК как динамическая
Язык не столько преобразует действительность, сколько отражает ее в своих формах (Сепир, Уорф). Внешние условия жизни, материальная действительность определяют сознание людей и их поведение, что находит отражение в грамматических формах и лексике языка.
СЧАСТЬЕ (богатство, убожество, великодушный, малодушный, подвиг), вступ. Ст. в учебнике Маранцмана: ПОСТУПОК (ступени, наступать, подступаться, заступник и пр.), Дейкина, Пахнова, 10-11 кл. (уч. Для 7 кл. : ПРИРОДА, РОДИНА, НАРОД , интерпретации семантики, деривации и контекста слова ОБРАЗ (художественный, образ мыслей, жизни, действий образование, воображение, преобразование, сообразность (сопряженность, корреляция концептов), безобразный, мыслеобраз и пр.), ПОБЕДИТЬ (нет 1 лица), ПАРЕМИОЛОГИЯ: Даль, Фархутдинова (лингвистика), социолингвистика (Майерс, Грачев и др.), психолингвистика (Беляев, Крайникова «КУС»), прагмалингвистика, лингвокультурология и т.п.
Лексика, характерная для аналитической (смысловой) направленности изучения духовно-душевной жизни человека: качества личности (благородство, мудрость, милосердие, щедрость, кротость, славолюбие, сребролюбие, сластолюбие, прекраснодушие, простодушие, прямодушие, красноречие и т.п.), состояния среды и человека (безмолвие, благоговение, ликование, благодать, томление и др.), внимать, блаженство, хвала, воля, умиротворение и пр.
Исследования
в области когнитивной
В области лингвостилистики: «Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-Дам, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе – это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.
Совсем иное звучание приобретает силуэт церкви где-нибудь на холме, в окружении деревьев. Здесь гимн человека в славу Творца как бы сливается с гимном самого мироздания. Сельские храмы не выглядят сурово. Они овеяны той же умиротворяющей красотой, что и окружающий пейзаж. Достаточно вспомнить церковь Покрова-на-Нерли, которая словно сказочная невеста, смотрится в воды среди притихших полей.
Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер (А. Мень). ЗАДАНИЕ: В какой степени выражена авторская индивидуальность? Доказать свою точку зрения, обращая внимание на оценочную лексику, стилистическую цельность, приметы разговорного стиля и пр.
Говоря о системных
отношениях между лексическими единицами,
кроме парадигматических, синтагматических
связей, необходимо иметь в виду
ЭПИДИГМАТИЧЕСКИЕ, или ассоциативно-
Например, слово ЗЕМЛЯ в разных значениях по-разному связано деривационными отношениями со словами «земляной», «землистый», «земной», «наземный», «земельный», «земляк», а также «землекоп», «землечерпалка», «землемер», «землевладелец», «землепроходец» и т.д. Так, значение, которое определяется парадигматическими противопоставлениями «земля – песок – глина», синтагматическими сочетаниями «рыть землю», «сыпать землю», «комок земли» и т.п., закреплено в деривационном ряду «земля – земляной – землистый – землекоп и т.д.»
Значение, определяемое парадигматическими противопоставлениями «земля – вода», «земля – море»… - синтагматическими сочетаниями «увидеть землю», «близость земли» и т.п. – закреплено в деривационном ряду «земля – земной – наземный – земноводный» и пр. Можно сказать, что производные имеют связанное в деривационном отношении значение, само же слово – относительно свободное (Романова, с.12).
Власть земли (фразеология): «Держись за землю-матушку – она одна не выдаст», «Черная земля золотую рожь плодит», «Земля не уродит – никто не наградит».
ФРАЗЕОЛОГИЯ как средство формирования языковой компетентности. Рассматривая ПОСЛОВИЦУ как языковое явление, исходят из некоторых ее особенностей:
Информация о работе Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен