Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрыть сущность индивидуального подхода в дошкольном образовании.
Задачи работы:
проанализировать состояние проблемы в теории;
раскрыть понятие «индивидуальный подход»;
рассмотреть индивидуальные особенности личности ребенка;
описать условия, принципы, этапы и технологии индивидуального подхода.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.docx

— 47.76 Кб (Скачать документ)

Дошкольная  группа, как правило, состоит из детей  с разным развитием, разными особенностями  мышления, памяти и внимания. Часто педагоги строят образовательный процесс, ориентируясь на «среднего воспитанника». Это приводит к тому, что «сильные» дети искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к занятиям, которые не требует от них умственного напряжения, а «слабые» дети, наоборот, часто обречены на хроническое отставание и также теряют интерес к занятиям, потому что это требует от них слишком большого умственного напряжения. Индивидуальный же подход в образовательном и воспитательном процессе ориентирован не на «среднего» ребенка, а на всех ребят группы.     

Индивидуальные  особенности детей учитываются  при выборе и применении отдельных  методов и приёмов воспитания, при подборе игр и заданий. Методы и приемы индивидуального  подхода целесообразно применять  на всех этапах образовательного и воспитательного процесса, для усвоения и закрепления новых знаний, для формирования и закрепления и отработки умений и навыков.     

Основными способами изучения индивидуальных особенностей дошкольников являются планомерные  систематические наблюдения за ребенком. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.  

 

ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РЕБЕНКА

2.1 Учет индивидуальных  особенностей     

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния  и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.     

Весьма  важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в учебно-воспитательном процессе: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.     

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание характера  каждого ребенка с тем, чтобы  учитывать его при организации  коллективной деятельности, распределение  общественных поручений и преодолении  отрицательных черт и качеств.     

Изучение  детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.     

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.     

Таким образом, только глубокое изучение и  знание особенностей развития каждого  ребенка создает условие для  успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 

2.2 Индивидуальные особенности  личности ребенка     

В основе индивидуального подхода  лежит выявление особенностей ребенка. У детей одного возраста много  общих, типичных для данного периода  особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.      

Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем:

  • интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга;
  • быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения;
  • наиболее сензитивный период для развития речи, воображения(пик развития воображения 4-5 лет), восприятия, различных форм мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей;
  • склонность детей к повторению, что способствует приобретению и закреплению навыков, но повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала;
  • легкое запоминание услышанного, часто механическое, без осмысления и переработки мысли. Именно поэтому необходимо выяснять понимает ли ребенок материал, кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления;
  • эмоциональность и впечатлительность. От этого зависит во многом развитие ряда психических свойств личности.
 

     Общие возрастные особенности у каждого  ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Каждый ребенок неповторим. Индивидуальность человека обусловлена многими причинами, такими как:

  1. Тип функциональной асимметрии мозга. Ребенок рождается с доминированием либо левого, либо правого полушария головного мозга. Левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Ребенку с преобладанием левого полушария свойственно рационально-логическое, знаковое мышление; с преобладанием правого - пространственно-образное, интуитивное. Как видно, уже на данном уровне, дети по-разному будут воспринимать информацию; к тому же у первых необходимо развивать качества, присущие вторым, и наоборот.
  2. Тип высшей нервной деятельности и тип темперамента (см. приложение 1). Павлов И.П. выделил 3 основных свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Определенное сочетание свойств представляет собой тип ВНД, с каждым из которых связан тип темперамента:
 

     Сила, уравновешенность, инертность. Флегматический темперамент. Дети - флегматики спокойные, терпеливые, ровно относятся к окружающим, малоподвижны.     

Сила, уравновешенность, подвижность. Сангвинический темперамент. Дети- сангвиники деятельны, общительны, легко адаптируются в  новых условиях.     

Сила, неуравновешенность. Холерический темперамент. Дети-холерики вспыльчивы, порывисты, повышено возбудимы, за все берутся с увлечением, но быстро теряют интерес к начатому.     

Слабость. Меланхолический темперамент. Дети-меланхолики  необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы, тяжело адаптируются к  новым условиям.     

Конечно, «чистые» типы встречаются крайне редко, как правило существуют смешанные, промежуточные типы. Но все же учитывать особенности преобладающего темперамента очень важно, и именно в этом и будет заключаться индивидуальный подход.     

Половые различия. Мальчики и девочки уже с самого рождения  существенно отличаются друг от друга:

  • девочки несколько опережают мальчиков в развитии;
  • острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму;
  • мальчикам, для их полноценного развития требуется большее пространство, чем девочкам;
  • девочки играют и рисуют более на романтические темы, а интересы мальчиков сходятся на технике, сражениях, подвижных играх;
  • мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми;
  • девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики же долго раскачиваются и к тому времени, как они достигли уровня работоспособности, девочки уже заметно стали уставать;
  • у девочек в дошкольном возрасте лучше развита речь, часто сильнее в физическом плане, их биологический возраст выше; но ответы девочек более однообразны и однотипны, среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят; не по этому ли среди гениев абсолютное большинство мужчин?
  • мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, девочки обычно лучше выполняют типовые задачи, но гораздо более тщательно;
  • мальчики боле возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки;
  • мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор - быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность, у девочек же все наоборот - они склоны долго переживать по поводу сказанного им.14
 

     Условия жизни ребенка, его окружение, особенности  внутрисемейного воспитания - все  это накладывает отпечаток на характер ребенка, его привычки, а  значит, обуславливает необходимость  индивидуального подхода.     

Исходя  из этого, можно с уверенностью сказать, что каждая личность не может быть похожа на другую, т.е. индивидуальна. Индивидуальность - это общее и особенное, что отличает одного человека от другого, делает его неповторимым; своеобразие психики и личности индивида.

 

ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПОДХОДА

3.1 Условия осуществления  индивидуального  подхода     

По  мнению Ковальчук Я.И. осуществление  индивидуального подхода возможно при определенных условиях:

  1. Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.
  2. Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
  3. Единство требований к малышу как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.15
 

     Сущность  индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры - ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

3.2 Принципы индивидуальной  работы     

Индивидуальная  работа – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.      

Эффективность такой работы зависит от педагогического  профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и  помнить при этом о том, что  она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагогики-воспитатели руководствуются следующими принципами:

  • установление и развитие межличностных контактов на уровне педагог – ребенок – группа;
  • уважение самооценки личности воспитанника;
  • вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ребенку в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.16

3.3 Этапы индивидуальной  работы     

Индивидуальная  работа с детьми включает несколько  этапов:17

  1. Приступая к этой работе, педагог-воспитатель изучает научно-методические основы индивидуального воспитания, организует совместную коллективную деятельности, проводит диагностирование личности каждого ребенка;
  2. На втором этапе используется наблюдение и изучение детей в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками и др. Каждая группа детей требует индивидуального подхода, а также совей системы методов педагогического воздействия.
 

     Так, например, воспитанники с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными  умственными способностями, устойчивостью  внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Эта группа детей  требует от педагогов особого  внимания и уважения к уникальности личности, учета особенностей психики. Таким детям требуется известная  свобода действий в учебной и  игровой деятельности, для саморазвития.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании