Дошкольная группа, как правило,
состоит из детей с разным развитием, разными особенностями
мышления, памяти и внимания. Часто педагоги
строят образовательный процесс, ориентируясь
на «среднего воспитанника». Это приводит
к тому, что «сильные» дети искусственно
сдерживаются в развитии, теряют интерес
к занятиям, которые не требует от них
умственного напряжения, а «слабые» дети,
наоборот, часто обречены на хроническое
отставание и также теряют интерес к занятиям,
потому что это требует от них слишком
большого умственного напряжения. Индивидуальный
же подход в образовательном и воспитательном
процессе ориентирован не на «среднего»
ребенка, а на всех ребят группы.
Индивидуальные особенности детей учитываются
при выборе и применении отдельных методов и приёмов воспитания,
при подборе игр и заданий. Методы и приемы
индивидуального подхода целесообразно применять
на всех этапах образовательного и воспитательного
процесса, для усвоения и закрепления
новых знаний, для формирования и закрепления
и отработки умений и навыков.
Основными способами изучения
индивидуальных особенностей дошкольников
являются планомерные систематические
наблюдения за ребенком. Главное заключается
в том, чтобы всесторонне изучить ребенка
и озираться на его положительные качества
в преодолении имеющихся недостатков.
В этом и состоит понимание индивидуального
подхода.
ЧАСТЬ 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕБЕНКА
2.1
Учет индивидуальных
особенностей
При изучении индивидуальных
особенностей детей следует обращать внимание
на изучение их физического состояния
и здоровья, от которых во многом зависит их
внимание на занятиях и общая работоспособность.
Нужно знать раннее перенесенные ребенком
заболевания, тяжело отразившиеся на его
здоровье, хронические болезни, состояние
зрения и склад нервной системы. Все это
будет помогать правильно дозировать
физические нагрузки, а также сказывается
на участие в различных спортивно-массовых
мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы. С учетом этих особенностей
осуществляется индивидуальный подход
к детям в учебно-воспитательном процессе:
более сильные нуждаются в дополнительных
занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались
их интеллектуальные способности; слабейшим
детям нужно оказывать индивидуальную
помощь, развивать их память, сообразительность,
познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо
уделять изучению чувственно-эмоциональной
сферы детей и своевременно выявлять
их, кто отличается повышенной раздражительностью,
болезненно реагирует на замечания,
не умеет поддерживать благожелательных
контактов с товарищами. Не менее
существенным является знание характера
каждого ребенка с тем, чтобы
учитывать его при организации
коллективной деятельности, распределение
общественных поручений и преодолении
отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно
охватывать также ознакомления с условиями
домашней жизни и воспитания, которые
оказывают значительные влияния на их
воспитание и развитие.
Наконец, значительное
место занимает знание педагогами, таких важных
вопросов, которые связаны с обучаемостью
и воспитуемостью детей и включают в себя
степень восприимчивости, педагогических
воздействий, а также динамику формирования
тех или иных личностных качеств.
Таким образом, только
глубокое изучение и знание особенностей
развития каждого ребенка создает условие для
успешного учета этих особенностей в процессе
обучения и воспитания.
2.2
Индивидуальные особенности
личности ребенка
В основе индивидуального подхода
лежит выявление особенностей ребенка.
У детей одного возраста много общих, типичных
для данного периода особенностей физического и психического
развития, которые определяются как возрастные.
Отличительные возрастные
особенности дошкольников выражаются
в следующем:
- интенсивность
протекания процессов физического развития:
рост, изменение пропорций тела, окостенение
скелета, нарастание мышечной массы, увеличение
массы мозга;
- быстрое развитие
и большая пластичность нервной системы,
что создает благоприятные условия для
воспитания и обучения;
- наиболее сензитивный
период для развития речи, воображения(пик
развития воображения 4-5 лет), восприятия,
различных форм мышления(наглядно-действенное,
наглядно-образное); и что самое главное,
для нашего исследования, развития художественных
способностей;
- склонность детей
к повторению, что способствует приобретению
и закреплению навыков, но повторение
должно сочетаться с постепенным нарастанием
и усложнением материала;
- легкое запоминание
услышанного, часто механическое, без
осмысления и переработки мысли. Именно
поэтому необходимо выяснять понимает
ли ребенок материал, кроме того, выяснение
степени понимания детьми своих высказываний
способствует развитию у них логического
мышления;
- эмоциональность
и впечатлительность. От этого зависит
во многом развитие ряда психических свойств
личности.
Общие возрастные особенности у каждого
ребенка проявляются по-разному, в зависимости
от его индивидуальности. Каждый ребенок
неповторим. Индивидуальность человека
обусловлена многими причинами, такими
как:
- Тип функциональной
асимметрии мозга. Ребенок рождается с
доминированием либо левого, либо правого
полушария головного мозга. Левое полушарие
можно назвать аналитическим, классификационным,
абстрактным, алгоритмическим, последовательным,
индуктивным. Правому полушарию соответствуют
такие характеристики, как целостное,
синтетическое, конкретное, эвристическое,
параллельное (одновременное, а не последовательное),
дедуктивное. Ребенку с преобладанием
левого полушария свойственно рационально-логическое,
знаковое мышление; с преобладанием правого
- пространственно-образное, интуитивное.
Как видно, уже на данном уровне, дети по-разному
будут воспринимать информацию; к тому
же у первых необходимо развивать качества,
присущие вторым, и наоборот.
- Тип высшей нервной
деятельности и тип темперамента (см. приложение
1). Павлов И.П. выделил 3 основных свойства
нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность.
Определенное сочетание свойств представляет
собой тип ВНД, с каждым из которых связан
тип темперамента:
Сила, уравновешенность,
инертность. Флегматический темперамент.
Дети - флегматики спокойные, терпеливые,
ровно относятся к окружающим,
малоподвижны.
Сила, уравновешенность,
подвижность. Сангвинический темперамент.
Дети- сангвиники деятельны, общительны,
легко адаптируются в новых условиях.
Сила, неуравновешенность.
Холерический темперамент. Дети-холерики
вспыльчивы, порывисты, повышено возбудимы,
за все берутся с увлечением, но быстро
теряют интерес к начатому.
Слабость. Меланхолический темперамент.
Дети-меланхолики необщительны, замкнуты,
очень впечатлительны и обидчивы, тяжело
адаптируются к новым условиям.
Конечно, «чистые» типы
встречаются крайне редко, как правило
существуют смешанные, промежуточные
типы. Но все же учитывать особенности
преобладающего темперамента очень важно,
и именно в этом и будет заключаться индивидуальный
подход.
Половые различия. Мальчики
и девочки уже с самого рождения
существенно отличаются друг от друга:
- девочки несколько
опережают мальчиков в развитии;
- острота слуха
у мальчиков в среднем выше, чем у девочек,
но девочки более чувствительны к шуму;
- мальчикам, для
их полноценного развития требуется большее
пространство, чем девочкам;
- девочки играют
и рисуют более на романтические темы,
а интересы мальчиков сходятся на технике,
сражениях, подвижных играх;
- мальчики больше
ориентированы на информацию, а девочки
- на отношения между людьми;
- девочки после
начала занятия быстро набирают оптимальный
уровень работоспособности, мальчики
же долго раскачиваются и к тому времени,
как они достигли уровня работоспособности,
девочки уже заметно стали уставать;
- у девочек в дошкольном
возрасте лучше развита речь, часто сильнее
в физическом плане, их биологический
возраст выше; но ответы девочек более
однообразны и однотипны, среди мальчиков
больше вариантов индивидуальности, они
нестандартно и интересно мыслят; не по
этому ли среди гениев абсолютное большинство
мужчин?
- мальчики лучше
выполняют поисковую деятельность, выдвигают
новые идеи, девочки обычно лучше выполняют
типовые задачи, но гораздо более тщательно;
- мальчики боле
возбудимы, раздражительны, беспокойны,
нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы,
неуверенны в себе и даже более агрессивны,
чем девочки;
- мальчики кратковременно,
но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный
фактор - быстро снимают эмоциональное
напряжение и переключаются на продуктивную
деятельность, у девочек же все наоборот
- они склоны долго переживать по поводу
сказанного им.14
Условия жизни ребенка,
его окружение, особенности внутрисемейного воспитания
- все это накладывает отпечаток на характер
ребенка, его привычки, а значит, обуславливает необходимость
индивидуального подхода.
Исходя из этого, можно
с уверенностью сказать, что каждая личность
не может быть похожа на другую, т.е. индивидуальна.
Индивидуальность - это общее и особенное,
что отличает одного человека от другого,
делает его неповторимым; своеобразие
психики и личности индивида.
ЧАСТЬ 3
ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПОДХОДА
3.1
Условия осуществления
индивидуального
подхода
По мнению Ковальчук Я.И.
осуществление индивидуального подхода возможно
при определенных условиях:
- Органическое
сочетание индивидуального подхода к
каждому ребенку с воспитанием и формированием
сплоченного и жизнерадостного коллектива.
Зная особенности коллектива в целом и
всех его членов в отдельности, педагог
может правильно направлять деятельность
и поведение каждого ребенка, воспитать
у него умение подчинить свои личные интересы
общим.
- Опора на положительные
моменты в характере и свойствах личности
ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью
и разумной требовательностью; педагогу
необходимо в своем обращении с детьми
быть тактичным, естественным и искренним;
недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно
о нем отзываться, называть его отсталым,
неразвитым. Индивидуальный подход требует
от воспитателя любви к детям, большого
терпения, умения разобраться в сложных
проявлениях ребенка.
- Единство требований
к малышу как работников детского учреждения,
так и родителей. Нельзя добиться положительных
результатов в воспитании вне связи с
семьей.15
Сущность индивидуального подхода выражается
в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом,
решаются им посредством педагогического
воздействия на каждого ребенка, исходя
из знания его психологических особенностей
и условий жизни, где главная точка опоры
- ориентир на положительные качества
малыша. В основе индивидуального подхода
лежит выявление особенностей ребенка,
а его осуществление возможно при определенных
условиях.
3.2
Принципы индивидуальной
работы
Индивидуальная работа
– это деятельность педагога-воспитателя,
осуществляемая с учетом особенностей
развития каждого ребенка. Она выражается
в реализации принципа индивидуального
подхода к учащимся в обучении и воспитании.
Эффективность такой работы
зависит от педагогического профессионализма
и мастерства педагога-воспитателя, его умения
изучать личность и помнить при этом о том,
что она всегда индивидуальна, с неповторимым
сочетанием умственных, физических и психологических
особенностей, присущих только конкретному
человеку и отличающих его от других людей.
Учитывая их, учитель определяет методы
и формы воздействия на личность каждого
ребенка. Все это требует от педагога не
только педагогических знаний, но и знаний
по психологии, физиологии, гуманистической
технологии воспитания на диагностической
основе. В индивидуальной работе с детьми
педагогики-воспитатели руководствуются
следующими принципами:
- установление
и развитие межличностных контактов на
уровне педагог – ребенок – группа;
- уважение самооценки
личности воспитанника;
- вовлечение ребенка
во все виды деятельности для выявления
его способностей и качеств его характера;
- постоянное усложнение
и повышение требовательности к ребенку
в ходе избранной деятельности;
- создание психологической
почвы и стимулирование самообучения
и самовоспитания, что является наиболее
эффективным средством реализации программы
обучения и воспитания.16
3.3
Этапы индивидуальной
работы
Индивидуальная работа
с детьми включает несколько этапов:17
- Приступая к этой
работе, педагог-воспитатель изучает научно-методические
основы индивидуального воспитания, организует
совместную коллективную деятельности,
проводит диагностирование личности каждого
ребенка;
- На втором этапе
используется наблюдение и изучение детей
в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной,
трудовой, игровой, спортивной, творческой.
В современной практике выделяют группы
детей с разным уровнем интеллектуального
развития, детей с физическими недостатками
и др. Каждая группа детей требует индивидуального
подхода, а также совей системы методов
педагогического воздействия.
Так, например, воспитанники
с высоким интеллектом отличаются
от других учащихся ярко выраженными
умственными способностями, устойчивостью
внимания, развитостью воображения,
широтой интересов. Эта группа детей
требует от педагогов особого
внимания и уважения к уникальности
личности, учета особенностей психики.
Таким детям требуется известная
свобода действий в учебной и
игровой деятельности, для саморазвития.