Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрыть сущность индивидуального подхода в дошкольном образовании.
Задачи работы:
проанализировать состояние проблемы в теории;
раскрыть понятие «индивидуальный подход»;
рассмотреть индивидуальные особенности личности ребенка;
описать условия, принципы, этапы и технологии индивидуального подхода.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.docx

— 47.76 Кб (Скачать документ)

Педагог должен соотносить свои методы и приемы обучения и  воспитания с более насыщенной и  сложной деятельностью. Для развития одаренных детей создаются необходимые  условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и игровая деятельность.      

Особого внимания требуют к себе «трудные»  дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» ребенка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику индивидуального подхода с «трудными» детьми, опытные педагогики применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание и др.

  1. На третьем этапе индивидуальной работы проектируется развитие ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств ребенка. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности ребенка с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.
  2. На четвертом этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение ребенка, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание;
  3. Заключительным, пятым, этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества.
 

     По  мнению Я.И. Ковальчук индивидуальная работа включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:18     

Установление  «интимного контакта», педагог должен быть чутким, понимающим, ребенок должен ему доверять. Изучение особенностей ребенка - очень важный этап индивидуализации образования. Необходимо выяснить тип темперамента, особенности здоровья и физической сферы, интересы и склонности ребенка, условия внутрисемейной среды и домашнего воспитания. Все это изучается посредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.     

Полученная  информация тщательно анализируется, далее педагог делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места  и акцентирует свое внимание на самом  важном.     

Далее воспитатель  намечает задачи, методы и формы  работы с каждым ребенком в отдельности.      

После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей. Самый  важный этап - осуществление запланированной  работы на занятиях, в общении, в  игре, в повседневной жизни.     

Но  важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно, с течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому данная технология не догма, а динамичная система.     

Наиболее  эффективными методами и приемами корректирования  являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с детьми.     

Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение  ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с  учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения  гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания детей в данном коллективе, от установления уровня воспитанности  каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и  педагогического мастерства учителя. Индивидуальный подход требует от каждого  педагога знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в  жизнь.19

3.4 Единство осуществления  индивидуального  подхода в детском  саду и семье     

Не  все семьи в полной мере реализуют  весь комплекс возможностей воздействия  на ребенка. Причины разные: одни семьи  не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.     

Работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.     

Привлечение родителей, других членов семьи к  образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей.     

Положительные результаты в воспитании детей достигается  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.     

Формы работы могут быть самые разные, – это посещения семьи и  ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конференции. Но приоритет остается за индивидуальной формой.     

Работу, как со всем коллективом родителей, так и  индивидуально с отдельными семьями  можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и  воспитания детей в семье.     

Фактический материал по изучению воспитания детей  в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь  между условиями воспитания, формированием  особенностей поведения и спецификой их проявления.     

Положительные результаты в работе с семьей могут  быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями  достигнуто единство требований в отношении  к детям и вся работа проводится по плану и систематично.20     

Необходимо  давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.     

Наряду  с общей и индивидуальной формами  работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.     

Изучение  особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной  работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

3.5 Технология индивидуального  подхода     

Еремеева  В.Д. и Хризман Т.П. указывают на неповторимую личность ребенка, на необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, а также дают некоторые рекомендации педагогам:

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет меньше вас, придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.
  2. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении дошкольников.
  3. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
  5. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  6. Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
  7. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  8. Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.
  9. Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.
  10. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  11. Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу.
  12. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.21
 

     Изучение  индивидуальных особенностей детей  требует значительного времени  и систематических наблюдений. С  этой целью педагогу необходимо вести  дневник на каждого ребенка, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.     

В изучении индивидуальности каждого  ребенка, по мнению Е.А. Аркина, важен  «интимный контакт». Под «интимным  контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых  ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик.22     

Индивидуальный  подход на занятиях способствует раскрытию  индивидуальности ребенка, которая  находит свое выражение в характере  мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.    

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ      

На  основе теоретических изысканий можно сделать следующие выводы.     

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли  повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях  по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для  всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир. В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества малыша - это главная точка опоры в общей системе воспитания. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.     

Индивидуальный  подход к дошкольникам оказывает  положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.     

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю  образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в  играх - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.      

В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается  как один из важнейших принципов  обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как  одного из общепедагогических и дидактических  принципов. Во-первых, принцип индивидуального  подхода, в отличие от других дидактических  принципов, подчеркивает необходимость  систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого  в личности каждого школьника. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается  каждый ребенок без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ребенка. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности воспитанника.      

Классические примеры  индивидуального подхода— поручение ребёнку заданий в соответствии с его возможностями и способностями; создание специальный педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества воспитанника; беседа педагога с воспитанником; заключение своего рода договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт.     

Индивидуальный  подход — необходимое условие эффективности педагогического процесса, т. к. любое воспитательное воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности. Индивидуальный подход необходим каждому ребёнку, как «трудному», так и благополучному, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.23     

Таким образом, индивидуальный подход как  важный принцип педагогики заключается  в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.  

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://psihotesti.ru/gloss/tag/individualniy_podhod/
  2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/09.php
  3. Аксенова В.И., Лобейко Ю.А. Проблемы методологии и методы реализации идеи свободного воспитания личности: Учебное пособие. - М.: 2001. - 36 с.
  4. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
  5. Ахвердова И.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к личностно-ориентированному обучению в дошкольных образовательных учреждениях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2002г. 167 c. РГБ ОД, 61:03-13/860-6
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2003.
  7. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное образование № 6, 1998 г.
  8. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. - СПб, Речь, 2007.
  9. Давыдов В. В. «Труды Е. А. Аркина по проблемам развития и воспитания ребенка-дошкольника». М., 2007 г.
  10. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- М.: Линка-пресс., 1998
  11. Ефилекина Р.П. Детская психология: Методические указания. Н.: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2007. 24 с.
  12. Закрепина А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 2.- С. 9-19
  13. Зоткин А.О. Дидактическая характеристика моделей индивидуализации образования в современной теории и практики // Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. науч. трудов / Отв.ред. А.О. Зоткин. - Москва-Томск, 1997. - 122с.
  14. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Инфра – М, 1985. – С.220
  15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004.-368с.
  16. Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
  17. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие.—М.: Просвещение, 2004.—256с.
  18. Михайленко О.И. Электронный учебник по общей педагогике, режим доступа -   http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#op_4
  19. Педагогика.  Под редакцией Ю. К. Бабанского.  "Просвещение", Москва, 1983 г. - с. 470
  20. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие.  -  М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  21. Столяренко Л.Д. Основы психологии, 4-е изд., перераб. и доп. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. 256 с.
  22. Щуркова, Н. Е. Нежная педагогика. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2005 г. – 160 с.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании