Проблема ювенальной педагогики в современной печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание

В настоящей работе предпринята попытка исследования основных проблем, стоящих на пути развития и становления ювенальной педагогики в России, состояния и динамики преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Ювенальная юстиция.
1.1. Понятие ювенальной юстиции……………………………….
1.2. История ювенальной юстиции………………………………….
Глава 2. Ювенальная педагогика в РФ.
2.1. Профилактика детской преступности в России………….
2.2. Социальная работа с детьми девиантного поведения…
Заключение……………………………………………….
Список использованной литературы……………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 52.71 Кб (Скачать документ)

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

                        высшего профессионального образования

« ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П.ЧЕХОВА».

 

 

 

             Проблема ювенальной педагогики в РФ                                                                                       

 

 

 

                                                                    Курсовая работа 

                                                                                          Студента  2го курса

                                                                                          Можнякова Сергея                                                                      

                                                                                              Андреевича

                                                                                      Научный руководитель

                                                                           Наливайко Борис Леонидович

                                                                                  

 

 

 

 

Дата  сдачи «  »                           2013г.

Дата  защиты «  »                           2013г.

Оценка

Научный руководитель

                                              

                                         

                                      Таганрог

                                            2013

                                 Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Ювенальная юстиция.

        1.1. Понятие ювенальной юстиции……………………………….

       1.2. История ювенальной юстиции………………………………….

Глава 2. Ювенальная педагогика в РФ.

          2.1. Профилактика детской преступности в России………….                        

          2.2. Социальная работа с детьми девиантного поведения…

Заключение……………………………………………….

Список  использованной литературы……………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

          В настоящей работе предпринята попытка исследования основных проблем, стоящих  на пути развития и становления ювенальной педагогики в России, состояния и динамики преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений  среди несовершеннолетних, системы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и, соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителей закона.

В последние  годы, в связи с кризисной социально-экономической  обстановкой в нашей стране, уровень морали и культуры неминуемо падает, и сильнее  всего это сказывается на молодом поколении. У подавляющего большинства  детей Российской Федерации уровень правовой культуры крайне низок. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых детьми, причем количество тяжких преступлений динамически растет. Существующий принцип гласит, что незнание закона не освобождает от ответственности, а большинство правонарушений совершается детьми и подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о последующей ответственности, так как ничего о ней не знают. Другой стороной проблемы является и то, что дети не знают своих прав и, тем более, не знают как их нужно защищать. Это приводит к тому, что они защищают  их любыми известными способами, кроме правовых. Перед обществом, его взрослой частью, встает объективная задача заняться формированием правосознания у детей с малых лет. Для решения этой проблемы должна быть создана система государственной поддержки и профилактики, которая разъясняла бы на доступном уровне ребенку его права и обязанности.

Все более  актуальной становится проблема создания в России системы ювенальной юстиции, хотя более понятным и точным является термин «юстиция, обеспечивающая защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних».

К сожалению, даже среди наиболее квалифицированных  ученых и специалистов в области разработки законодательства о совершеннолетних нет единого мнения о том, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России. Попробуем сформировать собственное видение данной проблемы.

          Объектом исследования выступают несовершеннолетние преступники, а также трудные подростки.

          Предметом исследования служит становление ювенальной педагогики и  работа с подростками девиантного поведения на территории РФ.

        Целью курсовой работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления перевоспитания несовершеннолетних преступников, а так же трудных подростков в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной педагогики и разработка рекомендаций по совершенствованию системы.

Достижение  указанных целей обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:

1.Определить понятие "ювенальная педагогика".

2. Выявить соотношение понятий "ювенальная юстиция" и "ювенальная педагогика".

3.Рассмотреть  в историческом процессе причины  возникновение ювенальной юстиции 

4.Показать  специфику профилактики детской  преступности в России.

5.Проанализировать  Социальную работу с детьми  девиантного поведения.

  Степень изученности проблемы. Работы таких авторов как Мельниковой Э. Б., Холостовой Е.И., Карнозовой Л.М., Львовой М.В  внесли значительный вклад в разработку исследуемой проблемы. Недостаточно освещены вопросы относительно ювенальной педагогике и её становлении в РФ в целом.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемых источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Ювенальная юстиция.

1.1 Понятие ювенальной юстиции.

В 19 веке, впервые возникла проблема социализации той части молодежи, поведение  которой не соответствует социально  одобряемым нормам и ожиданиям. Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но в связи с тем, что действующие на тот период времени органы и структуры, в чье ведение были отданы проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этой отрасли, вопрос встал особенно остро. На волне ощущения остроты появившейся проблемы и возникли иные принципы и схемы работы, которые получили свое выражение в форме ювенальной юстиции (от англ. juvenile justice).

Говоря  о ювенальной юстиции мы, в первую очередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое – комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты.1 В основе такого видения ювенальной юстиции лежат две предпосылки:

Во-первых, ювенальную юстицию целесообразно  рассматривать не просто выделяя специфических для нее действующих лиц (судей, социальных работников, пробаторов), но и предполагая, что они своими действиями реализуют особые («ювенальные») концепции, проекты и «схемы» работы. Эти концепции, модели работы и «схемы» нельзя рассматривать как что-то раз и навсегда сложившееся – они были и остаются предметом специального поиска и совершенствования. Изменение концепций и моделей приводит к соответствующим изменениям в практике.

Во-вторых, важно подчеркнуть момент множественности  и разнообразия действующих лиц  и концепций, обеспечивающих их функционирование. Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом, уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном единстве. Сложность обсуждаемого целого внешне выражается в том, что  системы ювенальной юстиции различных стран имеют довольно существенные различия.

Принципиальным  для возникновения как, собственно, структуры и системы ювенальной юстиции, так и ее понятия, стало соединение двух разнородных социокультурных образований – формально-юридически организованной системы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы взаимоисключающих образований, привело к возникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, под влиянием которого была фактически перестроена вся система уголовного правосудия для несовершеннолетних.

На основе изложенного материала можно  утверждать, что понятие ювенальной юстиции нельзя заключить в рамки какого-либо формального определения. Это понятие настолько многогранно и многопрофильно, что его основополагающие черты весьма сложно объединить в одной формулировке. Однако, что мы можем утверждать точно, так это то, что существо ювенальной юстиции состоит не только в подчинении судебной власти задачи решения проблемы наказания малолетнего правонарушителя. Особое место здесь занимают задачи, доселе судами нерешаемые – задачи социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.История ювенальной юстиции

Знание  истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его  сущности и перспектив развития. Это  особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания ее истории очень  трудно почувствовать ее специфику: почему ювенальной юстиции не было и почему она возникла?  Почему ювенальная юстиция отклоняется от общих процессуальных канонов и несмотря на это считается эффективной?  Почему, наконец, именно ювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего?

Историческое  прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека – от античного  мира и средневековья до середины 19 века. Меч правосудия был по отношению  к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего плана:

  • В юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека;
  • Как следствие этого, в правовых актах не обнаруживается юридических правил  специальной защиты детей и подростков в суде, после освобождения из них. Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья и раннего «капитализма» дети-преступники как самостоятельная демографическая группа не интересовали.
  • Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка.

И все  же нельзя утверждать категорически  и однозначно, что римское право, более поздние правовые акты средневековья  и тем более законодательство 18-19 вв. вообще не оставило нам никаких юридических свидетельств того, что существовали попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла  в гражданском, а не в уголовном праве.

В Дигестах императора Юстиниана (4 в.н.э.) в книге четверной, есть титул 4, озаглавленный «О лицах, недостигших 25 лет». В п.1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана, римского юриста, префекта претория: «Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов этим эдиктом претор обещал помощь и защиту против обмана…»2

Далее идет по тексту эдикта, из которого ясно, что  защиту лиц в возрасте до 25 лет  осуществляют их попечители и речь главным образом идет о сделках с имуществом. В титуле 4 есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда – нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение.  «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он умышленно совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается».3

Информация о работе Проблема ювенальной педагогики в современной печати