Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа
В настоящей работе предпринята попытка исследования основных проблем, стоящих на пути развития и становления ювенальной педагогики в России, состояния и динамики преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Ювенальная юстиция.
1.1. Понятие ювенальной юстиции……………………………….
1.2. История ювенальной юстиции………………………………….
Глава 2. Ювенальная педагогика в РФ.
2.1. Профилактика детской преступности в России………….
2.2. Социальная работа с детьми девиантного поведения…
Заключение……………………………………………….
Список использованной литературы……………………..
психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением;
психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.
К специальным
криминологическим мерам
выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных (внутришкольных) и внешних связей;
выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами.
Очень важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними. Это такие принципы как: принцип компетентности; принцип взаимодействия всех сил и средств, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних; принцип своевременности; принцип упреждаемости; принцип дифференциации мер профилактики.6
Система
профилактики детской преступности
включает в себя: общие меры, организационно-правовые,
специальные психолого-
2.2.Социальная работа с детьми девиантного поведения
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Эффективность государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью во многом определяется установлением гарантированного минимума социальных услуг молодежи.
В молодежной среде приобретают ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи: в 1996 г. возраст 62,6 тыс. преступников составлял 14-15 лет, 129,6 тыс. – 16-17 лет, 367,5 тыс. – 18-24 года, 244,3 тыс. – 25-29 лет. За последние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельных регионах – 70%.
С распадом пионерской и комсомольской организаций образовался своеобразный застой в воспитательной работе с молодыми людьми. В этой связи молодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения –с другой. В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стали создаваться социальные службы: если к середине 1994 г. по линии комитетов (отделов) по делам молодежи в 150 населенных пунктах было организовано 265 социальных служб, тот в 1997 г. в стране насчитывалось 95 служб трудоустройства и профориентации молодежи (молодежные биржи труда), около 2000 социальных служб для детей и молодежи, 41 информационный центр для молодежи, 12 центров содействия малому предпринимательству молодежи.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
центр социально-психологической
помощи молодежи для оказания медико-психолого-
консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;
приют для
подростков, создающий условия для
жизнедеятельности
центр социализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группами молодежи.
Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Волгограде, Тюменской области и других регионах России. Среди общественных формирований несомненный интерес представляет деятельность Московского городского клуба инвалидов «Контакт-1», в рамках которого реализуется концепция «независимой жизни» детей с ограниченными возможностями с опорой на создание соответствующих социальных служб.
Таким образом, система социальных служб для молодежи состоит как из государственных структур, так и неправительственных организации. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, к началу 1997 г. было зарегистрировано 96 молодежных и детских общественных объединений общероссийского уровня, а на региональном уровне – более 500 объединений. Пик формирования новых общероссийских организаций приходится на 1991 и 1992 гг. Общественные организации – и прежде всего те, которые входят в состав Национального совета молодежных и детских объединений России (образован в январе 1992 г.), - постоянно контактируют с органами государственной власти, решая вопросы своей деятельности.
Успешно развиваются информационные услуги для молодежи в Свердловской, Новосибирской, Белгородской, Астраханской, Волгоградской областях. В центры информации для молодежи, по данным исследований, обращались менее 6% опрошенных, и более 50% опрошенных не знают о существовании таких центров.
Наиболее перспективным путем создания такой системы стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основная задача которых – обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодежи. В 1997 г. по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.7
Направлениями их работы являются:
Расширяется
сеть социально-психологических
В Красноярском крае созданы целевые программы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (цель программы – создание в крае эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.), «Дети – сироты» (профилактика социального сиротства, формирование системы социальной поддержки и адаптации к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)8
Несмотря на создание и развитие сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.9
Заключение
На сегодняшний день общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних растет катастрофически быстро, а также меняется ее структура и характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но вообще молодежные отклонения есть следствие социальных отношений в обществе.
Причина
же становления девиантного
А вот динамика детской преступности характеризуется высоким уровнем латентности, неравномерностью по временным показателям, также динамика имеет практическую значимость для проведения профилактических работ с трудными подростками.
Сама же профилактика включает в себя ряд мер: общего характера, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические.
Остро стал вопрос о формировании ювенальной педагогики, как о выходе из кризиса воспитания трудных подростков.
За последние
годы создана сеть социальных служб
различного профиля, но все-таки они
не удовлетворяют полностью
Список использованной литературы
1. Карнозова Л. М. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. М. 2001г.
2. Каролина С.П. Уголовно – судебное уложение Карла 5. Алма-Ата, 1967г.
3. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков.СПб.2003г.
4. Мельникова Э. Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии»., М. 2001г.
5. Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. М., 1984
6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М. 2001.
7. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М. 2001. С.
8. Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа Красноярск: Изд-во «Универс»,2002..
1 Карнозова Л. М. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. М. 2001г.С. 89
2 Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. М., 1984.С.56-58
3 Там же.
4 Каролина С.П. Уголовно – судебное уложение Карла 5. Алма-Ата, 1967г.С. 45-47.
5 Мельникова Э. Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии»., М. 2001г.
6 Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М. 2001. Ст.428-435.
7Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001. С. 233-240.
8Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Красноярск,2002. Ст.61-76.
9Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М. 2001. С. 233-240.
Информация о работе Проблема ювенальной педагогики в современной печати