Проблема ювенальной педагогики в современной печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание

В настоящей работе предпринята попытка исследования основных проблем, стоящих на пути развития и становления ювенальной педагогики в России, состояния и динамики преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Ювенальная юстиция.
1.1. Понятие ювенальной юстиции……………………………….
1.2. История ювенальной юстиции………………………………….
Глава 2. Ювенальная педагогика в РФ.
2.1. Профилактика детской преступности в России………….
2.2. Социальная работа с детьми девиантного поведения…
Заключение……………………………………………….
Список использованной литературы……………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 52.71 Кб (Скачать документ)

психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением;

психопрофилактические: использование широкого диапазона  мер ранней профилактики групповых  правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.

К специальным  криминологическим мерам относятся:

выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных (внутришкольных) и внешних связей;

выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;

выявление фактических и потенциальных  лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;

разработка  тактики работы с асоциальными и  криминогенными группами.

Очень важно  соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними. Это такие принципы как: принцип компетентности; принцип взаимодействия всех сил и средств, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних; принцип своевременности; принцип упреждаемости; принцип дифференциации мер профилактики.6

Система профилактики детской преступности включает в себя: общие меры, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические  – а также важно соблюдать  принципы профилактической работы с несовершеннолетними преступниками.

 

 

          2.2.Социальная работа с детьми девиантного поведения

 

Социальная  работа с молодежью и в нашей  стране, и во многих других странах  является частью государственной молодежной политики. Эффективность государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью во многом определяется установлением гарантированного минимума социальных услуг молодежи.

В молодежной среде приобретают ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи: в 1996 г. возраст 62,6 тыс. преступников составлял 14-15 лет, 129,6 тыс. – 16-17 лет, 367,5 тыс. – 18-24 года, 244,3 тыс. – 25-29 лет. За последние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельных регионах – 70%.

С распадом пионерской и комсомольской организаций  образовался своеобразный застой в воспитательной работе с молодыми людьми. В этой связи молодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения –с другой. В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стали создаваться социальные службы: если к середине 1994 г. по линии комитетов (отделов) по делам молодежи в 150 населенных пунктах было организовано 265 социальных служб, тот в 1997 г. в стране насчитывалось 95 служб трудоустройства и профориентации молодежи (молодежные биржи труда), около 2000 социальных служб для детей и молодежи, 41 информационный центр для молодежи, 12 центров содействия малому предпринимательству молодежи.

В соответствии с утвержденной номенклатурой органов  по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:

центр социально-психологической  помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидного поведения данной категории молодежи;

консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;

приют для  подростков, создающий условия для  жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;

центр социализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;

центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группами молодежи.

Значительные  успехи в области организации  социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Волгограде, Тюменской области и других регионах России. Среди общественных формирований несомненный интерес представляет деятельность Московского городского клуба инвалидов «Контакт-1», в рамках которого реализуется концепция «независимой жизни» детей с ограниченными возможностями с опорой на создание соответствующих социальных служб.

Таким образом, система социальных служб для  молодежи состоит как из государственных  структур, так и неправительственных  организации. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, к началу 1997 г. было зарегистрировано 96 молодежных и детских общественных объединений общероссийского уровня, а на региональном уровне – более 500 объединений. Пик формирования новых общероссийских организаций приходится на 1991 и 1992 гг. Общественные организации – и прежде всего те, которые входят в состав Национального совета молодежных и детских объединений России (образован в январе 1992 г.), - постоянно контактируют с органами государственной власти, решая вопросы своей деятельности.

Успешно развиваются информационные услуги для молодежи в Свердловской, Новосибирской, Белгородской, Астраханской, Волгоградской областях. В центры информации для молодежи, по данным исследований, обращались менее 6% опрошенных, и более 50% опрошенных не знают о существовании таких центров.

Наиболее  перспективным путем создания такой  системы стала поддержка на федеральном  уровне сети опорных и экспериментальных  центров в регионах, основная задача которых – обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодежи. В 1997 г. по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.7

Направлениями их работы являются:

  • оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга; Башкирский республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи);
  • правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани)
  • профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; Центр «Четвертый мир» в Москве; Комплекс социальной помощи подросткам и молодежи Перми);
  • медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр «Ювентус» в Новосибирске; центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске; Реабилитационный центр для детей, подростков и молодежи Самары);
  • информационное обеспечение социальных служб (Социальный центр молодежи Кузбасса; Городской центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи «Шанс» в Туле).

Расширяется сеть социально-психологических центров  для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для молодежи и подростков. Такие центры действуют в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской областях и других регионах. Квалифицированная экстренная психологическая помощь по телефону оказывается в подмосковных городах Щелкове и Подольске.

В Красноярском крае созданы целевые программы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (цель программы – создание в крае эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.), «Дети – сироты» (профилактика социального сиротства, формирование системы социальной поддержки и адаптации к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)8

Несмотря  на создание и развитие сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее  их количество не соответствует объективной  потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На сегодняшний  день общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних растет катастрофически быстро, а  также меняется ее структура и  характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но вообще молодежные отклонения есть следствие социальных отношений в обществе.

Причина же становления девиантного поведения  являются: несогласованность между целями и средствами, наличие социального неравенства в обществе, неравноправные отношения в семье.

А вот  динамика детской преступности характеризуется  высоким уровнем латентности, неравномерностью по временным показателям, также  динамика имеет практическую значимость для проведения профилактических работ  с трудными подростками.

Сама  же профилактика включает в себя ряд  мер: общего характера, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические.

Остро стал вопрос о формировании ювенальной педагогики, как о выходе из кризиса воспитания трудных подростков.

За последние  годы создана сеть социальных служб  различного профиля, но все-таки они  не удовлетворяют полностью запросы  общества. Специфика социальной работы с молодежью заключается в  том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

 

 

 

 

 

 

 

     Список использованной литературы

 

1. Карнозова Л. М. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. М. 2001г.

2. Каролина С.П. Уголовно – судебное уложение Карла 5. Алма-Ата, 1967г.

3. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков.СПб.2003г.

4. Мельникова Э. Б.  «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии»., М.  2001г.

5. Перетерский И. С.   Дигесты Юстиниана. М., 1984

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М. 2001.

7. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М. 2001. С.

  8. Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа Красноярск: Изд-во «Универс»,2002..

 

1 Карнозова Л. М.  Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. М. 2001г.С. 89

2 Перетерский И. С.   Дигесты Юстиниана. М., 1984.С.56-58

3 Там же.

4 Каролина С.П. Уголовно – судебное уложение Карла 5. Алма-Ата, 1967г.С. 45-47.

5 Мельникова Э. Б.  «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии»., М. 2001г.

6 Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М. 2001. Ст.428-435.

7Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001. С. 233-240.

8Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Красноярск,2002. Ст.61-76.

9Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М. 2001. С. 233-240.


Информация о работе Проблема ювенальной педагогики в современной печати