Проблема ювенальной педагогики в современной печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание

В настоящей работе предпринята попытка исследования основных проблем, стоящих на пути развития и становления ювенальной педагогики в России, состояния и динамики преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Ювенальная юстиция.
1.1. Понятие ювенальной юстиции……………………………….
1.2. История ювенальной юстиции………………………………….
Глава 2. Ювенальная педагогика в РФ.
2.1. Профилактика детской преступности в России………….
2.2. Социальная работа с детьми девиантного поведения…
Заключение……………………………………………….
Список использованной литературы……………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 52.71 Кб (Скачать документ)

Римское право оставило нам еще одно свидетельство  защиты детей государством – это доктрина государства-отца (parens patriae). Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (декларировалась) не один раз.

Если  говорить о том, что нам оставил  античный мир и средневековье  о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это  перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее.

В законах 12 таблиц был впервые сформирован  принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В законах 12 таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий:

  1. Когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта;
  2. Когда сам преступный акт не был доведен до конца;

Этот  принцип в течение длительного  времени был распространен в  странах,

воспринявших римское право.

Жестокость, игнорирование детства как естественного  состояния человеческой личности более всего характерно для средневековых правовых актов. Известные швейцарские исследователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных  наказаний, которые применялись к взрослым преступникам.

И хотя во многих законодательных актах того времени («Швабское зеркало»-сборник германских законов 12 века.; «Каролина»-уголовно-судебное уложение короля Карла 5, 16 век) нашло отражение упомянутого прощения наказания, в самих законах были оговорки, позволяющие этот принцип обойти.4

Дальнейшее  развитие уголовного права и правосудия давало все больше отклонений от принципа прощения наказания, когда речь шла  о несовершеннолетних. Это было отражением мрачной эпохи средневекового правосудия.

Дальнейшее  развитие восстановительного правосудия (ювенальной юстиции) прочно связано  с 19 веком, а точнее с его второй половиной, которая ознаменовала собой  постепенное, но неукоснительное изменение  указанного традиционного отношения  к несовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным, его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех.

Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце 19 века. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца 19-начала 20 вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существующие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним – как провоцирующие новые преступления.

2 июля 1899 г. в  Чикаго (штат Иллинойс) на основании «Закона о детях  покинутых, беспризорных и преступных  и о присмотре за ними» был  утвержден первый в мире суд  по делам несовершеннолетних. Принятие  Закона и создание ювенального  суда было инициировано женщинами-реформаторами  Люси Флауер из Чикагского женского клуба, Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом патроната ( Visitation and Aid Society). Необходимо отметить, что название Закона точно отражает переворот в понимании проблем преступности несовершеннолетних, который произошел в конце 19 века.

Создание  чикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала 20 века, но сразу обнаружило неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции.

Автономная  ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились два варианта:

  1. Автономные суды, не связанные  с общим судом;
  2. Состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних;

Особый  интерес представляет национальный опыт стран, где суды по делам несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.

Первый  суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее  распространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.

По мнению известного исследователя в области  ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права  РАН Эвелины Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 % несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних».5

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой  судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор  за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке».

Позднее, в 1913г., в компетенцию «детского  суда» были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу  его гражданского и опекунского  судопроизводства.

Необходимо  также проанализировать длительный послереволюционный период российской ювенальной юстиции (1917-1959гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

Автономная  российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 года и была заменена на другую систему, которая, по-мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками. Преобразования судебной системы начались в январе 1918г. и были продолжены через два года после этого – в марте 1920г.

Декрет  от 17 января 1918г. «О комиссиях о несовершеннолетних»  внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для них.

Для тех  лет непривычной была ведомственная  принадлежность созданных комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенцию  комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление  их в одно из «убежищ» Наркомата, сообразно  характеру содеянного.

30 июля 1920г.  была опубликована разработанная  Инструкция «о работе комиссии  о несовершеннолетних». Это медико-психологический  и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Заседания комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.

Преимущественное  участие неюристов в заседаниях и в принятии решений о судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходится с сожалением отметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков сохранился до наших дней.

В то время  реалии жизни заставили вскоре вспомнить  о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные поступки, но и вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В феврале 1920г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920г.

В отличие  от декрета 17 января 1918г. новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.

В 20-е  годы вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

К огромному  сожалению, эта, вторая, модель ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты  выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Формальным  рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении  несовершеннолетних стало постановление  ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935г. «О мерах борьбы с преступностью  среди несовершеннолетних». Постановление  это на долгие годы определило недемократическую  прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало политическим репрессиям и насилию в нашей стране.

Надо  быть благодарным ходу истории. Все документы, определяющие карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства.

Думаю, что, несмотря на то, что ушли в прошлое  нормативные акты 30-40 гг., необходимость  в их изучении не отпала. Это важно  для того, чтобы избежать повторения прошлых, жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законности позволит выработать средства противостояния ему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Профилактика детской преступности в России

 

Профилактика  детской преступности осуществляется рядом следующих мер. Прежде всего – это реализация на уровне региона (района, области, города, республики) общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную роль играли координационные советы, создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организации и системы образования, здравоохранения, которые обеспечили планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Одной из глобальных профилактических мер преступности несовершеннолетних, является ликвидация детской и подростковой беспризорности. Оказавшиеся на улицах городов и поселков несовершеннолетние без средств существования вынуждены совершать корыстные и корыстно-насильственные преступления.

Общие меры профилактики включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Сюда относятся: четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности, активизация деятельности органов ученического самоуправления и др.

Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относятся не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и  гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это весьма острая проблема, поскольку «по официальным данным Министерства образования 46 % учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенка».

Система профилактики включает также организационно-правовые меры:

воссоздание в каждом учебном заведении соответствующих  органов профилактики правонарушений учащихся (как бы они ни назывались –

советами, секциями, комиссиями профилактики и  т.п.);

воссоздание общественных формирований из числа  взрослых учащихся и педагогов молодежного  возраста (по типу бывших ОМОД – оперативных  молодежных отрядов дружинников);

воссоздание различных групп, отрядов (скаутских, зеленых патрулей и т.п.) из числа  несовершеннолетних;

создание  органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.);

закрепление за учащимися, состоящими на учете в  ОППН и КДН, и лиц, которые могут  оказать на них позитивное влияние (тоже дело не в названии – шефов, наставников или общественных воспитателей);

воссоздание других правоохранительных формирований из числа учащихся (природоохранные, охраны памятников истории и культуры и т.п.);

обеспечение тесного взаимодействия внутришкольных и внутриучилищных органов профилактики между собой и с внешними организациями.

Для успешной деятельности этих формирований нужна  элементарная правовая база. В одних  случаях можно воспользоваться  неотменными нормативными актами о деятельности некоторых формирований, в других требуется разработка новых документов, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.

К специальным  психолого-педагогическим мерам относятся:

психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента  и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из специальных школ или колоний), выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за ее пределами;

Информация о работе Проблема ювенальной педагогики в современной печати