Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:00, реферат
Обсуждаются проблемы освоения учителем деятельности в системе развивающего обучения ЭльконинаДавыдова, где требуется организация специальной психологопедагогической помощи в преодолении профессиональных стереотипов традиционной системы образования. Раскрываются логика работы с педагогами и основные ее формы. Овладение деятельностью в системе развивающего обучения рассматривается не как освоение набора особых технологических алгоритмов, а как изменение содержательных оснований действий учителя и предполагает подход к ученику как к субъекту учебной деятельности
Например, на занятиях
по проблемам содержания обучения (
"Учение как самоизменение ", "Усвоение
предмета в развивающем обучении
", "Существенное и формальное
в самоанализе урока " идр.) учителя
сначала обобщенно формулируют
свое затруднение так: "Теория учебной
деятельности (УД) - это теория, а
мы - практики. Очевидно, теория не срабатывает
на практике ". Затем в ходе дискуссий
и минипрактикумов они
объекта усвоения
(качества самих программ, того, насколько
они соответствуют теории УД);
способа усвоения
(качества всех этапов
реальных возможностей
конкретных учеников и учителя.
На занятии "Усвоение
предмета в РО " каждый учитель
на основе общих источников проблем
определяет свой круг затруднений, например:
неумение соотнести
программу учебного предмета
с логикой учебной
невладение способами
развертывания учебной
57
различных этапах (наиболее
проблемные этапы: моделирование, решение
частных задач, самоконтроль и самооценка);
недостаточный
учет психологических
В результате такого
занятия учителя иначе понимают
и подругому видят причины
своих проблем. Теперь акцент переносится
с "обличения " теории УД, якобы
далекой от практики, на анализ собственных
способностей к эффективному использованию
дидактических и методических средств
развивающего обучения. Приведем наиболее
характерные размышления
"Занятие побудило
еще раз проштудировать
Тренинг "Учение как
самоизменение " позволил учителям
увидеть учение детей как деятельность,
и прежде всего деятельность, особое
содержание которой дает развивающий
эффект. На этом занятии учитель "вставал
" на "место " ученика и "проживал
" цикл собственного открытия и построения
знания. Учитель, ощутив живое прикосновение
учениядеятельности, увидел его изнутри
и зафиксировал в позиции исследователя
суть каждого действия на пути решения
учебной задачи. По итогам занятия
учителя оценивали, что изменилось
в их понимании учения:
"О тех мыслительных
операциях, которые
Психологическая помощь
в развитии действий учителя от самодостаточного
механического к
58
Таблица
Постановка профессиональных
задач на разных уровнях освоения
учителем деятельности в системе
РО
Уровень освоения учителем
деятельности в системе РО
Проектируемые
фрагменты содержания обучения
Основания для постановки
профессиональной задачи
цель
условия
Исходный
Переходный
Требуемый
Урок или внеклассное
занятие
Целостный познавательный
(воспитательный) цикл
Курс обучения или
программа воспитания
Достижение развивающего
эффекта средствами технологии
урока, внеклассного занятия
Достижение развивающего
эффекта средствами технологии обучения
в рамках цикла занятий, связанных
единой учебной задачей
Достижение развивающего
эффекта средствами технологии обучения
данному предмету (содержания внеурочной
деятельности) в целом
Выбор наиболее
эффективных педагогических
Учет возможностей
субъекта УД на всех этапах внутри познавательного
(воспитательного) цикла и выбор
педагогических техник в комплексе
Учет возможностей
субъекта УД в процессе обучения предмету
(внеурочной деятельности) и выбор
педагогических техник в целом
Как показывают наблюдения
и выводы по итогам диагностики начинающих
учителей РО в 19992000 гг., уже в течение
первого полугодия от начала преподавания
подавляющее большинство
Оценка творческих
разработок учителей экспериментальной
группы подтверждает, что в результате
работы по проектированию и анализу
все более укрупненных единиц
содержания развивающей педагогической
деятельности происходит укрупнение педагогических
действий и операций, вызревание развитых
форм педагогической рефлексии, когда
учитель строит творческие педагогические
действия с опорой на все более
обобщенные предметные основания.
На консультацияхпрактикумах
педагоги (с целью осознания
Расщепление развивающей
педагогической деятельности на составляющие
помогает проблематизировать осмысленный
выбор учителем практических действий,
согласовать их с авторскими мотивами,
воплотить себя в системе РО
59
как распорядителя
(субъекта) собственной педагогической
деятельности.
Такое продвижение
начинающего учителя от действий
к деятельности РО фиксируется сегодня
во вполне определенных результатах:
видеозаписи уроков
учителей, работающих первый и
второй год по программам РО
(литература, русский язык), используются
авторами программ, а также методистами
Международной ассоциации "Развивающее
обучение " (МАРО) в качестве "учебных
пособий " на курсах подготовки
в Москве;
эксперты МАРО
(С.Ф.Горбов, Е.В.Поль, В.А.Львовский)
оценили качество работы наших
учителей в IV классах как соответствующее
задачам и смыслу системы РО.
Учитывая выводы,
сделанные в ходе апробирования
стратегии психологической
1. Асмолов А.Г.
Культурноисторическая
Инт практ. психологии;
Воронеж: НПО "МОДЭК ", 1996.
2. Брушлинский А.В.
Субъект: мышление, учение, воображение.
М.: Инт практ. психологии; Воронеж:
НПО "МОДЭК ", 1996.
3. Давыдов В.В.
Научное обеспечение
4. Дусавицкий А.К.
Развивающее образование.
5. Зинченко В.П.
Образование. Мышление. Культура // Новое
педагогическое мышление / Под ред.
А.В. Петровского. М.: Педагогика,
1989. С. 90102.
6. Зинченко В.П.
Посох Осипа Мандельштама и
Трубка Мамардашвили. К началам
органической психологии. М.: Новая
школа, 1979.
7. Ивлева Ф.К. В
поисках гармонии. Набережные Челны;
Казань: Капол, 1998. Ч. I. С. 3255.
8. Каминская М.В.
Исследование освоения
9. Каминская М.В.
Системный анализ как метод
разработки концепции "Школа
развития личности " // Межрегион.
вестник школ развития личности
"Феникс ". Вып. 5. М.: Русская энциклопедия,
1996. С. 111130.
10. Кудрявцев В.Т.
Преемственность ступеней
11. Леонтьев А.Н.
Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. М.:
Педагогика, 1983. С. 141214.
12. Лозинг В.Р. Подготовка
и переподготовка учителей
13. Маркова А.К.
Психология труда учителя. М.:
Просвещение, 1993.
14. Материалы V городских
педагогических чтений "Школа
развития личности " (апрель 2000 г.).
Иваново, 2000.
15. Митина Л.М. Психология
профессионального развития
16. Мышление учителя:
личностные механизмы и
17. Петровский В.А.
Психология неадаптивной
18. Репкин В.В., Репкина
Н.В. Система развивающего
19. Слободчиков В.И.,
Исаев Е.И. Антропологический
принцип в психологии развития
// Вопр. психол. 1998. № 6. С. 317.
20. Слободчиков В.И.
Выявление и категориальный
21. Слободчиков В.И.,
Исаев Е.И. Психология
Информация о работе Проблема развивающего обучения в отечественной образовательной системе