Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:09, контрольная работа
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Однако на пути к этой цели необходимо разрешить множество проблем, которые назрели за последние десятилетия.
В данной работе рассматриваются проблемы модернизации общего и профессионального образования, пути их решения.
Объект исследования - сфера образования, предмет - проблемы модернизации общего и профессионального образования.
Введение 3
1. Этапы модернизации системы образования 4
1.1. Первый этап 2001-2003 гг.
1.2. Второй этап 2004-2005 гг.
1.3. Современный третий этап с 2006 г.
2. Проблемы модернизации общего образования и пути их решения 6
2.1 Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности.
2.2 Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов в структуре образования
2.3 Проблема соотношения трех компонентов современного общего образования– научного, технологического и гуманитарного
2.4 Проблема состава и структуры образовательных областей
2.5 Проблема содержания учебных предметов
2.6 Проблема соотношения учебника и первоисточника
2.7 Проблема распределения учебного времени на изучение различных образовательных областей
2.8 Проблема «идейных основ» образования
3. Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения 11
Заключение 14
Список используемых источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
в г. Советском
Кафедра профессионально-
«Общая и профессиональная педагогика»
на тему:
Проблемы модернизации общего и профессионального образования
Выполнил: Выполнил студент
группы Св-312 ПД
Советский 2012
Введение
1. Этапы модернизации системы образования
1.1. Первый этап 2001-2003 гг.
1.2. Второй этап 2004-2005 гг.
1.3. Современный третий этап с 2006 г.
2. Проблемы модернизации общего образования и пути их решения
2.1 Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности.
2.2 Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов в структуре образования
2.3 Проблема соотношения трех компонентов современного общего образования– научного, технологического и гуманитарного
2.4 Проблема состава и структуры образовательных областей
2.5 Проблема содержания учебных предметов
2.6 Проблема соотношения учебника и первоисточника
2.7 Проблема распределения учебного времени на изучение различных образовательных областей
2.8 Проблема «идейных основ» образования
3. Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения 11
Заключение
Список используемых источников
Введение
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века. Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Однако на пути к этой цели необходимо разрешить множество проблем, которые назрели за последние десятилетия.
В данной работе рассматриваются проблемы модернизации общего и профессионального образования, пути их решения.
Объект исследования - сфера образования, предмет - проблемы модернизации общего и профессионального образования.
1. Этапы модернизации системы образования
1.1. Первый этап 2001-2003 гг
На первом этапе (2001-2003 гг.) произошло восстановление ответственности государства в сфере образования. Государство активно стало выступать как инициатор и главная движущая сила реальных изменений в образовании. В связи с этим активизировалась его роль в создании условий широкого участия общества в этом процессе. На этом этапе модернизации образовательной системы была достигнута ее определенная стабилизация, реальностью стал выход на минимальные необходимые бюджетные нормативы. Государство занялось решением социально значимых проблем. Первоочередные меры образовательной политики этого этапа составляли:
- придание муниципальным учреждениям общего образовательного статуса государственного образовательного учреждения путем передачи их в ведение субъектов Федерации;
- обновление содержания образования и совершенствования механизма контроля за его качеством;
- совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования, увеличение финансирования образования из федерального бюджета не менее чем на 25% в год в реальном выражении и не менее чем на 10% из бюджетов территорий, поэтапный переход на нормативное финансирование образовательных учреждений;
- усиление социальной направленности системы образования;
- обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений, ресурсной привлекательности системы образования путем внесения поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, другие нормативно-правовые акты, налоговое стимулирование лиц, осуществляющих инвестиции в образование;
- повышение государственного статуса, федеральной поддержки и профессионального уровня работников образования;
- принципиальное обновление научно-методического обеспечения образования: перестройка организации педагогической науки, проведение непрерывных процессов обновления образования;
- приведение нормативной правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.
1.2. Второй этап 2004-2005 гг
На втором этапе модернизации системы образования (2004-2005 гг.) в основном была сформирована модель его содержания, а также схемы его организации и финансирования. Особое значение приобрела разработка механизмов управления образовательной системой.
1.3. Современный третий этап с 2006 года
На современном (третьем) этапе начиная с 2006 г. четко проявляются первые результаты и признаки реальной модернизации общего образования:
- рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков;
- повышение качества образования;
- снижение социальной напряженности в обществе, ликвидация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
- рост социального статуса и улучшения качественного состава педагогического корпуса.
На данном этапе в целях развития образования, повышения его уровня и качества в числе приоритетных принят и осуществляется национальный проект «Образование». В его рамках выделено пять направлений: поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня; повышение уровня воспитательной работы в школах; развитие системы профессиональной подготовки в армии. Наряду с этим с принятием Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и началом нового этапа развития административной реформы в стране создаются условия для придания нового качества управлению образованием на территории Российской Федерации.
Проведенный анализ процесса модернизации системы образования на территории субъектов Федерации показывает, что к настоящему времени выявлены немаловажные проблемы в сфере общего образования. Рассмотрим их подробнее.
2. Проблемы модернизации общег
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования. Однако на пути становления нового качества образования, необходимо разрешить некоторые проблемы.
Существует ряд общих проблем модернизации общего образования.
Во-первых, система не концентрирует внимание на результатах. В настоящее время в системе образования не организован систематический мониторинг образовательных результатов и социальных эффектов на местном, региональном и федеральном уровнях.
Этим объясняется, например, почему органы управления образованием стремятся использовать результаты научных соревнований (олимпиад) и ЕГЭ для оценки школ - у них нет другого действенного инструмента для измерения желаемых эффектов, а также сопоставление школ и регионов. В некоторых регионах есть попытки улучшить работу за счет создания региональных оценочных материалов, но часто их техническое качество оставляет желать лучшего. Кроме того, не везде есть подготовленные кадры, способные интерпретировать эти данные и решать выявленные проблемы. Это объясняется не только негибкой и консервативной системой управления, но и низким потенциалом российских исследовательских работ.
Во-вторых, нет тесной связи между образовательными стандартами и конкретными ожидаемыми результатами общего образования. За последние 15 лет Министерством образования были затрачены большие средства на обновление школьных учебных программ. Однако так и не удалось получить стандарты, ориентированные на достижение современных образовательных результатов и социальных эффектов. В утвержденных стандартах отражены устаревшие подходы, базирующиеся на описании учебного материала по предметам и темам, а не на системе требований к ожидаемым достижениям учащихся. В большинстве стран стандарты строятся исходя из ожидаемых результатов (знания и компетентности, приобретенные на каждом этапе обучения, социальные эффекты). Затем на базе этих стандартов устанавливаются рамки для разработчиков оценочных материалов. Напротив, авторами недавно принятых российских стандартов на первое место выносится изложение содержания программ обучения и отсутствует подробное определение ожидаемых результатов. При таком подходе обучение ориентировано на простое предоставление учителем информации ученику. Этим же руководствуются при составлении учебников, считая, что учебники являются единственным источником знаний.
В-третьих, учебные программы, стандарты и педагогическая практика в школах недостаточно отражают современные представления о том, какого рода образовательные результаты являются востребованными современной экономикой и обществом. Недостаточно поменять структуру стандартов и поставить на первое место ожидаемые результаты, если они отражают устаревшие цели и задачи. В реальной философии российского школьного образования главная роль отводится разносторонней (энциклопедической) информации, тогда как в большинстве стран акцент делается на приобретение прикладных умений и мышления. Поэтому выпускники российских школ демонстрируют высокий уровень теоретических знаний и развитую способность решать типовые задачи, но часто оказываются менее подготовленными к применению знаний в реальных жизненных ситуациях для решения нестандартных задач.
Информация о работе Проблемы модернизации общего и профессионального образования