Проблемы модернизации общего и профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:09, контрольная работа

Описание

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Однако на пути к этой цели необходимо разрешить множество проблем, которые назрели за последние десятилетия.
В данной работе рассматриваются проблемы модернизации общего и профессионального образования, пути их решения.
Объект исследования - сфера образования, предмет - проблемы модернизации общего и профессионального образования.

Содержание

Введение 3
1. Этапы модернизации системы образования 4
1.1. Первый этап 2001-2003 гг.
1.2. Второй этап 2004-2005 гг.
1.3. Современный третий этап с 2006 г.
2. Проблемы модернизации общего образования и пути их решения 6
2.1 Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности.
2.2 Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов в структуре образования
2.3 Проблема соотношения трех компонентов современного общего образования– научного, технологического и гуманитарного
2.4 Проблема состава и структуры образовательных областей
2.5 Проблема содержания учебных предметов
2.6 Проблема соотношения учебника и первоисточника
2.7 Проблема распределения учебного времени на изучение различных образовательных областей
2.8 Проблема «идейных основ» образования
3. Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения 11
Заключение 14
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

общая педагогика.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

   В-четвертых, педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков и способностей. Большинство педагогов проходят обучение в педагогических университетах, где редко прослеживается связь с современными представлениями о психологии обучения, правильном определении и исправлении ошибок учащихся. В них слабо представлены способы мониторинга и умения по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность исходя из результатов. Стандарты подготовки педагогов не предусматривают достаточного объема практических занятий (в реальном учебном процессе) по сравнению с другими странами. Не случайно наиболее распространенным среди учителей объяснением проблем конкретных учащихся является «недостаток способностей», а не слабость методов обучения. Подготовка педагогов, повышение квалификации и переподготовка кадров недостаточно тесно связаны между собой, а возможности, позволяющие учителям делиться профессиональным опытом (профессиональные объединения, общение через публикации в прессе, конференции, интерактивные ресурсы и др.), развиты очень слабо. Слабо развита государственная поддержка педагогических инноваций, рождающихся в школах.

Кроме вышеупомянутых проблем, существует множество других. Так, Лебедев О.Е. доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО выделяет восемь проблем модернизации содержания школьного образования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности

 

   Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности.

   Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов. Но содержание школьного образования нельзя сводить лишь к содержанию школьных дисциплин. Освоение социального опыта за годы учебы в школе происходит не только на уроках, но и в процессе внешкольной деятельности. Сам уклад жизни школы, существующие межличностные отношения являются не менее важными, чем изучение школьных предметов факторами освоения социального опыта (об этом свидетельствуют, воспоминания школьников всех поколений - от гимназистов Х1Х века до выпускников современной школы).

 

2.2. Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования

 

Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязательно во всех школах изучать одни и те же дисциплины. Развить у детей познавательные интересы, творческие способности возможно при определенной свободе выбора учебных предметов. Содержание школьного образования должно быть общим для всех в той мере, в какой это необходимо и достаточно для формирования у учащихся функциональной грамотности, общекультурной компетентности и единой системы ценностей.

 

2.3. Проблема соотношения трех компонентов современного общего образования - научного, технологического и гуманитарного

 

   Соотношение это может быть различным, и в связи с этим возможны существенные различия в характере образования, его направленности. Чрезмерное увлечение технологическим компонентом приведет к развитию прагматического, узкоутилитарного образования; чрезмерный акцент на гуманитарной стороне образования может привести к ориентации на возрождение классического образования, которое не будет соответствовать современным образовательным запросам. Оптимизация соотношения научного, технологического и гуманитарного компонентов содержания школьного образования поможет решить и проблему соотношения инвариантного и вариативного компонентов в структуре школьного образования. Региональные особенности могут иметь большое значение при отборе содержания технологического гуманитарного образования. Понятно, что изучение закона Ома нельзя заменить изучением другого физического закона, но сущность импрессионизма можно рассмотреть на разных образцах творчества.

 

2.4. Проблема состава и структуры образовательных областей

 

   Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность модернизации школьного образования. Примерно в трети проектов были попытки выйти за рамки принятого перечня. Наиболее заметна попытка включить в него «человекознание». Предлагается иной подход к определению состава образовательных областей - на основе выделения макрообъектов изучения (неорганический мир; органический мир; общество; технология). Возникают вопросы относительно структуры отдельных образовательных областей. Так, область «естествознание» обычно рассматривается как совокупность курсов физики, химии, биологии, астрономии, экологии. Возникает вопрос: в какой мере данная структура области «естествознание» отражает современное состояние естественнонаучного знания? Сложившаяся структура области «технология» охватывает лишь некоторые виды деятельности. Привычная структура областей «филология», «обществознание», «искусство» не дает возможности основательно изучить проблемы духовной культуры. Эта проблема не решится за счет увеличения числа учебных дисциплин. Возможно, ее удалось бы решить, отказавшись от жесткого закрепления учебного предмета в рамках одной образовательной области, предметы, интегративные по своей сути, могут принадлежать к разным образовательным областям (история мировой художественной культуры может «принадлежать» двум областям - «обществознанию» и «искусству»).

 

2.5. Проблема содержания учебных предметов

 

   Есть несколько аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки основной школы; исключение устаревших разделов. А также исключение избыточного учебного материала, не имеющего существенного значения для реализации основных целей образования. Следует помнить, что приобретение избыточных знаний может иметь своим следствием недостаток необходимых знаний.

 

2.6. Проблема соотношения учебника и первоисточника

 

   Учебник в современной школьной практике является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний. Специфика этого источника заключается в адаптации текста к возможностям учащихся. Но смысл образования заключается в приобщении учащихся к подлинным ценностям культуры, ее «первоисточникам», а это произведения художественной и научной литературы, произведения искусства (в том числе театрального и музыкального), музейные экспозиции, общение с деятелями культуры, политиками, специалистами в различных сферах деятельности. Естественно, что это требует большего времени, чем изучение адаптированных текстов. Поэтому без сокращении обязательного для изучения учебного материала невозможно достичь нового качества образования.

 

2.7. Проблема распределения учебного времени на изучение различных образовательных областей

 

   Известно, что на изучение любого предмета выделенного учебным планом числа уроков «не хватает». В проектах федерального конкурса Базисного учебного плана, заявки на учебное время, того или иного предмета, существенно отличались. На область «филология» в основной школе (5-10 классы) в разных проектах выделялось от 37 до 64 часов, на изучение математики - от 18 до 30 часов и т.д. Это говорит об отсутствии четких критериев распределения учебного времени, о сохранении разделения предметов на «главные» и «второстепенные». Это представление о том, что разные образовательные области имеют различное значение для развития личности. Такому подходу может быть противопоставлена идея равнозначности всех образовательных областей. Но тогда на каждую образовательную область надо выделять одинаковое учебное время (по крайней мере, в инвариантной части учебного плана).

 

2.8. Проблема «идейных основ» школьного образования

 

   Идейной основой гимназического образования в российской школе середины ХIХ века была античная культура, ради ознакомления с которой изучались древние языки. Считалось, что античная культура дает нравственные образцы, которые учащиеся освоят как собственные ценностные ориентации. В советской школе роль идейной основы образования выполнял курс литературы, образцов русской классической литературы ХIХ века и советской литературы. Курс поднимал философские, нравственные, эстетические, психологические проблемы, решение которых должно было определять формирование ценностных ориентаций учащихся. Возможности этого курса значительны и сейчас. Вместе с тем нельзя не учитывать, что круг чтения школьников ХХI века меняется и они в поисках духовного идеала будут обращаться лишь к произведениям русской классической литературы. Возникает необходимость по крайней мере «дополнения» привычных идейных основ образования. Есть основания, что у молодежи растет интерес к философским знаниям. Возможно, что изучение курса философии могло бы помочь преодолеть «идейный дефицит» современного школьного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения

 

  

ния учёбы после прохождения обязательного курса обучения, работы и непрерывного обраНа сегодняшний день проявились такие глобальные проблемы человечества, как экологические, гуманитарные, информационные и другие угрозы. Глобализация задела все структуры человеческого бытия, все институты культуры, а также саму систему образования. Суть образования оказалась практически сведена к обучению узких специалистов, не к целостному развитию человека, а некоторых его способностей. Цель модернизации профессионального образования, прежде всего, состоит в создании устойчивого и динамично развивающегося социально-экономического механизма, который может обеспечить развитие системы образования в соответствии с потребностями общества. Показателем такого соответствия является, в частности, согласование рынка труда и рынка образовательных услуг.

   Образование (профессиональное образование) оказалось решающим фактором модернизации российского общества. Если модернизация - цель развития того или иного общества на определенном этапе истории, то эта цель не может осуществляться без развития экономики, политики и в том числе - системы образования. Именно система образования реализует важные цели общества, поскольку является средством подготовки типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития того или иного типа профессионального работника в экономике данной страны. В развитых странах образование рассматривается как средство обновления общества. Любые процессы модернизационного характера в экономике, политике, культуре всегда начинались с реформы образования. Прежде чем начать любые преобразования в обществе, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти преобразования. Образованность и профессиональная подготовка молодого поколения являются теми ресурсами развития, которые имеются в обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.

   Для современных модернизационных процессов в области профессионального образования характерны следующие проблемы.

   Во-первых, рост потребности в квалифицированных кадрах. Сформировалось осознание того факта, что необходимо обучить, воспитать новое поколение профессионалов, которое будет принимать решения по всем сложнейшим в условиях глобализации проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры, культуры и т. д.; нужны профессионалы, которые будут строить общество будущего.

   Во-вторых, растет международная открытость национальных культур, национальных систем высшего профессионального образования. Этому способствует тот факт, что современные технологии делают информацию доступной в каждом уголке земного шара, обеспечивают трансляцию знаний и обучение из ведущих мировых центров.

   В-третьих, вместе с интернационализацией усиливается разнообразие системы профессионального образования.

   В рамках нынешнего реформирования профессиональному образованию необходимо ориентироваться на личность, на приоритеты развития человеческого потенциала. Целью образования должно быть получение знаний, умений и навыков, развитие личности, а не получение любыми способами документа («корочек»): купить, «отработать», пойти на другое противоправное действие ради диплома. Культура образовательного процесса несовместима с делением знаний на «нужные» и «ненужные». Его задача - научить учиться, научить видеть мир целостно, научить мыслить и действовать, сформировать научное мировоззрение, не дающее шансов псевдонауке. Сам процесс профессионального образования должен стать целостным, систематизированным. Именно целостность должна быть положена в основу новой парадигмы профессионального образования, основанной на личностно-ориентированном и компетентностном подходах, которые поднимают процесс обучения на уровень образования, а профессиональное образование - на уровень культуры. Процесс профессионального образования должен охватывать как логический, так и конкретно-чувственный способы познания мира, а также процесс вхождения в профессию, включая духовную и материальную сферы. Однако в сфере профессионального образования сегодня можно встретить и другой, однобокий подход, основанный на «профессиональной нужности» предметов. На все остальные дисциплины, не связанные с профессиональными навыками, студенты, с легкой руки пропагандистов такого подхода, могут «махнуть рукой» и даже не приходить на занятия.

   Однако только личностно ориентированного подхода в системе профессионального образования недостаточно. Есть и другая цель: подготовить молодого специалиста, способного не просто работать с современным оборудованием и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметь перестраиваться в быстро меняющихся производственных условиях. Ведь существует много рабочих мест, где для эффективного выполнения работы часто достаточно высшего образования, которое формирует у будущего работника универсальные деловые способности (высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т. п.) Специальные же знания и навыки приобретаются на рабочем месте и в ходе дополнительной подготовки. Поэтому в современном профессиональном образовании нужно ориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейся в России рыночной экономике, где выпускник системы профессионального образования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно более широкий диапазон возможностей, и чем шире, универсальнее его подготовка, тем большими шансами трудоустройства он будет обладать. Данный подход соответствует и изменившейся структуре российского рынка труда: российская экономика за последние годы превратилась в экономику услуг, в секторе услуг занято сегодня около 60% всех работников.

Информация о работе Проблемы модернизации общего и профессионального образования