Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания……………………… 5
1. Понятие семейного воспитания…………………………………………….. 5
2. Содержание воспитания…………………………………………………… 11
3. Методы и формы семейного воспитания…………………………………. 14
4. Педагогическая поддержка семьи…………………………………………. 16
5. Взаимодействие семьи и школы…………………………………………... 19
Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания…….. 27
2.1 Методика идентификации детей с родителями
(опросник А. И. Зарова)………………………………………………………... 27
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………... 39
2.3 Опросник «Мера заботы»………………………………………………….. 35
Заключение……………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы………………………………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.76 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.Белинского 

факультет психологии                                       

 кафедра педагогики и психологии

                                                                      профессионального обучения 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:

«Теория и методика воспитания» 

на тему:

«Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы» 
 

Выполнила:

  

Научный руководитель: 
 
 
 

Пенза, 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания……………………… 5

    1. Понятие семейного воспитания…………………………………………….. 5
    2. Содержание воспитания…………………………………………………… 11
    3. Методы и формы семейного воспитания…………………………………. 14
    4. Педагогическая поддержка семьи…………………………………………. 16
    5. Взаимодействие семьи и школы…………………………………………... 19

Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания…….. 27

2.1 Методика идентификации детей с родителями

(опросник  А. И. Зарова)………………………………………………………... 27

2.2 Методика  «Стратегии семейного воспитания»…………………………... 39

2.3 Опросник  «Мера заботы»………………………………………………….. 35

Заключение……………………………………………………………………… 38

Список  использованной литературы………………………………………….. 40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

        Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

        Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

        Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

       Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

        Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

        За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

        Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

        Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

        Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.

        Объект исследования – воспитание школьников.

        Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.

        Задачи:

- изучить  теоретические основы данной  проблемы;

- раскрыть  основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;

- исследовать  психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника

Глава I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие семейного  воспитания

        Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

    Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с  тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья. Семья –  это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

    В связи с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи  на воспитание ребёнка. Для этого  необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    Именно  в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.[3, с. 23]

    Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее  решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно  удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает  решение, он обязательно должен помнить  о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок  не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы  лучше без него. Воспитание ребёнка  состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни  в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребёнка.

    Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда  ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

    Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте?  Можно ли назвать хорошими тех  родителей, которые пребывают в  постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым  в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному  родительству.

    Будущие родители задумываются о том, как  лучше сформулировать для самих  себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь  этого ребёнка. На созидание такой  жизни и должно быть направлено семейное воспитание.[2, с. 43]

    Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека –  все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

    В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, поражения. Воспитание в семье  – это та же жизнь. Отношения с  ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы.

    Например, если родители во всем совершенны, знают  правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке  потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

    В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под  системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов  воспитания, учет того, что можно  и чего нельзя допустить в отношении  ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество. Диктат в семье  проявляется в систематическом  подавлении одними членами семейства  инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система  отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают  его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

    Родители  составляют первую общественную среду  ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни  ребёнка. Любовь каждого ребёнка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Информация о работе Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы