Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания……………………… 5
1. Понятие семейного воспитания…………………………………………….. 5
2. Содержание воспитания…………………………………………………… 11
3. Методы и формы семейного воспитания…………………………………. 14
4. Педагогическая поддержка семьи…………………………………………. 16
5. Взаимодействие семьи и школы…………………………………………... 19
Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания…….. 27
2.1 Методика идентификации детей с родителями
(опросник А. И. Зарова)………………………………………………………... 27
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………... 39
2.3 Опросник «Мера заботы»………………………………………………….. 35
Заключение……………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы………………………………………….. 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г.Белинского
факультет
психологии
кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Теория
и методика воспитания»
на тему:
«Проблемы
семейного воспитания
и взаимодействия
семьи и школы»
Выполнила:
Научный
руководитель:
Пенза, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания……………………… 5
Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания…….. 27
2.1 Методика идентификации детей с родителями
(опросник
А. И. Зарова)……………………………………………
2.2 Методика
«Стратегии семейного
2.3 Опросник
«Мера заботы»……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..
40
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья
может выступать в качестве как
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. И вместе с
тем никакой другой социальный институт
не может потенциально нанести столько
вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья. Семья –
это особого рода коллектив, играющий
в воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. У тревожных
матерей часто вырастают
В
связи с особой воспитательной ролью
семьи возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму
отрицательные влияния семьи
на воспитание ребёнка. Для этого
необходимо точно определить внутрисемейные
социально-психологические
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.[3, с. 23]
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.
Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.[2, с. 43]
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например,
если родители во всем совершенны, знают
правильный ответ на любой вопрос,
то в этом случае они вряд ли смогут
осуществить самую главную
В
каждой семье объективно складывается
определенная система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели
воспитания, формулировка его задач,
более или менее
Родители
составляют первую общественную среду
ребёнка. Личности родителей играют
существеннейшую роль в жизни
каждого человека. Специфика чувств,
возникающих между детьми и родителями,
определяется главным образом тем,
что забота родителей необходима
для поддержания самой жизни
ребёнка. Любовь каждого ребёнка
к своим родителям
Информация о работе Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы