Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания……………………… 5
1. Понятие семейного воспитания…………………………………………….. 5
2. Содержание воспитания…………………………………………………… 11
3. Методы и формы семейного воспитания…………………………………. 14
4. Педагогическая поддержка семьи…………………………………………. 16
5. Взаимодействие семьи и школы…………………………………………... 19
Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания…….. 27
2.1 Методика идентификации детей с родителями
(опросник А. И. Зарова)………………………………………………………... 27
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………... 39
2.3 Опросник «Мера заботы»………………………………………………….. 35
Заключение……………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы………………………………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.76 Кб (Скачать документ)
 

Обработка результатов

        Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

        От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если  Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и  благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских  взаимоотношениях часто отвлекают  Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия  и заботы! 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

        Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

        За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

        Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.

        Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.
  2. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.
  3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.
  4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991.
  5. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 1989.
  6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.
  7. Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.
  8. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
  9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.
  10. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.
  11. Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
  12. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
  13. Отец в семье: Книга для родителей. — М., 1970.
  14. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.
  15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991.
  16. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.
  17. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977.
  18. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. — Минск. 1962.
  19. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.. 1993.
  20. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 1997.

Информация о работе Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы