Проблемы высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание

Цель работы.
– Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.
-Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит.
Задачи.
- Узнать результаты социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.
- Проанализировать полученные сведения.
- Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы РФ.
- Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.
- Выявить современные проблемы образования.
- Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.

Содержание

Введение 2
1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем образовании 5
2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование. 9
Востребованность молодых специалистов на рынке труда
3 Качество образования. От чего оно зависит. 12
Точки зрения социальных групп о качестве образования
4 Современные проблемы образования 15
5 Сопоставление образования эпохи СССР
и образования сегодняшних дней 17
6 Заключение 20
7 Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 51.72 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                     2

1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем          образовании                                                                                                             5

2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование.                                 9

 Востребованность  молодых специалистов на рынке  труда

3 Качество образования. От чего оно зависит.                                                      12

  Точки зрения социальных  групп о качестве  образования

4 Современные проблемы образования                                                                 15

5 Сопоставление образования эпохи СССР

 и образования  сегодняшних дней                                                                       17                                                               

6 Заключение                                                                                                          20

7 Список используемой литературы                                                                    22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Актуальность. Высшее образование всегда играло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержки предприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. В этих сложных и трудно прогнозируемых условиях успешная работа любого Вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Но важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Ведь именно качество, способность к осуществлению инновационной деятельности определяют имидж любого Вуза в общественном мнении, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы, а, следовательно, и создавать необходимые условия для дальнейшего повышения качества образования. Именно поэтому, наверное, в последние годы Министерство образования РФ постоянно обновляет образовательные стандарты, изменяет устаревшие и создает новые специальности.

    Постановка  проблемы. На сегодняшний день имеется много противоречий по поводу качества высшего образования. Одни полагают, что в стране мало Вузов, способных  дать по-настоящему качественное образование. Другие считают, что таких Вузов достаточно много. В ходе работы будут рассмотрены эти проблемы, приведены результаты опросов россиян, сделаны выводы.

    Разработанность исследуемой проблемы.

           -Реформирование системы высшего образования, которая заключается в единстве стандартов выходных компетенций при многообразии форм учебного процесса. Такой точки зрения придерживается коллектив авторов под руководством проф. В.Л.Глазычева и его работой «Высшее образование в России. Аналитический доклад».1

         -Неопределенность  студентов, не имение мотивации,  зачем они поступают в Вуз.  Материальное разграничение, т.е.  не все могут позволить себе  получить высшее образование.  Экономическая и социальная нестабильность  государства. Выпускники областных Вузов в родном городе редко могут найти хорошую квалифицированную работу, и вынуждены ехать в столицу, где лишь немногие находят достойное применение своим знаниям. Само молодое поколение оценивает качество знаний как хорошее, в следствии ряда причин: нравиться само нахождение в стенах Вуза, социальный статус, отсрочка от армии, способ занять себя на ближайшие лет 5.  Несмотря на то, что качество образования разными возрастными категориями оценивается по-разному, и молодое поколение, и их родители уверены в том, что высшее образование востребовано в обществе и его наличие является первой и необходимой ступенью на пути карьерного роста. И несомненен тот факт, что общество в скором времени придет к мысли о том, что капиталовложения в образование собственных детей наиболее правильные и выгодные. Эта точка зрения предоставлена Авторами  Лапухина М.В., Жилкин В.В. 2- Несмотря на неудовлетворительное качество высшего образования в России, в этой сфере складываются и положительные тенденции, создающие предпосылки для изменения ситуации к лучшему. Проблема качества высшего образования осознана обществом и стала предметом активных дискуссий и пристального внимания в правительстве, частном секторе, профессиональных и донорских кругах. Административная реформа открывает возможности для совершенствования правил и условий функционирования российских Вузов, которые в своей преобладающей части

________________________________________________________

    1 Глазычев В.Л. Высшее образование в России. Аналитический доклад. 2007. –С. 54.

    2 Лапухина М.В., Жилкин В.В. Проблема качества современной системы образования Выпуск 2(4), 2005.

    3 В статье отражены результаты исследования качества образования в российской высшей школе, выполненного при поддержке Национального фонда подготовки кадров. Авторы признательны И. Аржановой, Я. Кузьминову, А. Полетаеву и участникам семинаров в Высшей школе экономики и Российской экономической школе за полезное обсуждение содержания статьи и затронутых в ней проблем. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда.  2003. –С. 17. 

    остаются  государственными учреждениями и в любом случае находятся в сфере государственного регулирования и надзора. Ужесточение контроля над выполнением разумно установленных государственных стандартов в сфере образования позволит вытеснить с рынка заведомо недобросовестных операторов и таким образом повысить качественный уровень массового высшего образования. Так считают Л. Полищук, Э. Ливни.3  
     

         Цель  работы.

         – Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.

         -Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит. 

    Задачи.

         - Узнать результаты  социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.

         - Проанализировать полученные сведения.

         - Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы  РФ.

         - Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.

         - Выявить современные проблемы образования.

         - Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.

         Методы.

         - Традиционный анализ документов.

         - Изучение  социологических данных.  
     
     

1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем образовании 

         С истечением времени  массовые представления о том, каким  должно быть высшее образование потерпело  значительные изменения. Автором были представлены результаты социологического опроса и сделаны сравнения с 2001 годом. Сегодня треть россиян – 35% – считают, что людей с высшим образованием в России "больше, чем нужно" (в 2001 году – 27%). Пятая часть участников опроса – 22% – полагают, что в стране, напротив, не хватает высокообразованных специалистов, тогда как в 2001 году эту точку зрения разделяли 36% россиян. По мнению 24% опрошенных, людей, окончивших Вузы, у нас сейчас "столько, сколько нужно", а 19% затруднились высказать определенное мнение по обсуждаемому вопросу.       

            Поменялись также суждения о качестве Российского образования. Сегодня треть опрошенных полагают, что Вузовская подготовка в нашей стране соответствует мировым стандартам (28%) или даже превосходит их (7%), а 41%, напротив, убеждены, что отечественное высшее образование – ниже мирового уровня (23% респондентов затруднились дать оценку). Между тем в 2001 году о высоком качестве подготовки наших специалистов – соответствующем мировому уровню или превосходящем его – говорили 39% респондентов, а доля их оппонентов составляла 35%. Причем особенно резко изменились суждения людей с Вузовскими дипломами. В 2001 году среди них преобладало мнение о том, что отечественная высшая школа дает выпускникам образование, по крайней мере не уступающее мировым стандартам, и лишь 29% высокообразованных россиян полагали, что оно до этих стандартов не дотягивает. Сейчас 50% респондентов, принадлежащих к этой группе, считают российское высшее образование не соответствующим мировому уровню.

         По мнению половины россиян (53%), в стране мало Вузов, которые дают хорошее, качественное образование (среди высокообразованных граждан придерживаются этой точки зрения 73%), а 2% полагают, что таких вузов нет совсем. Каждый пятый (22%) убежден, что хороших вузов в России много; столько же затруднились ответить на поставленный вопрос. Любопытно, что ресурсы своего региона россияне оценивают несколько более оптимистично: 32% опрошенных сказали, что в их регионе вузов, дающих качественное образование, много, 44% – что таких вузов мало. Вероятно, тут применяются иные критерии оценки: опрошенные говорят об образовании, хорошем по российским (а не по мировым, как в первом случае) меркам.

         В целом большинство  наших сограждан (63%) полагают, что  приличное образование можно  получить не только в крупных, общепризнанных научных центрах (таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), но и  в провинциальных вузах. Мнения о  том, что за хорошим образованием надо ехать в научные столицы, придерживается каждый четвертый респондент (24%; значимо чаще других – москвичи – 41%).

         Что касается самого понятия "хорошее, качественное образование", то под ним россияне чаще всего  понимают образование, позволяющее  человеку быть подлинным асом в своем  деле (об этом, отвечая на соответствующий  открытый вопрос, говорили 31% респондентов). Хорошее образование, отмечали 15% опрошенных, предполагает добросовестное, заинтересованное, честное отношение к учебе  и несовместимо со взятками, блатом и тем более - покупкой диплома. Десятая часть (9%) делали акцент на таком критерии хорошего образования, как востребованность специалиста на рынке труда ("если человек с этим образованием может легко найти себе работу"; "возможность устроиться на работу перспективную без помощи посторонних лиц"). По мнению 8% респондентов, качественное образование предполагает максимальную приближенность вузовских знаний к практике и позволяет молодому специалисту быстро включиться в производственный процесс; 7% указали на сильный преподавательский состав, владеющий современными технологиями обучения. По мнению 4%, хорошее образование несовместимо с коммерческими (платными) формами. 3% полагают, что оно должно соответствовать мировым требованиям к подготовке специалистов; столько же соотнесли его с общей культурой, широкой эрудицией и высокими моральными качествами человека ("человек, понимающий во всех вопросах, эрудированный"; "помимо знаний, человечность, порядочность").

         Соответствие представлениям россиян о "хорошем, качественном образовании" чаще всего достигается  в специальностях инженерно-технического профиля и точных науках (именно их называют 21% респондентов, отвечая  на открытый вопрос о том, по каким  специальностям российские вузы дают сегодня наиболее качественное образование). Лишь 4% россиян называют их в списке специальностей, по которым отечественные  вузы дают, напротив, наименее качественное образование.

         По мнению 12% респондентов, в России хорошо готовят экономистов; 6% респондентов низко оценивают  подготовку по экономическим специальностям.

         Каждый десятый (9%) высоко оценил качество подготовки российских юристов, противоположное мнение прозвучало от 6% опрошенных.

Информация о работе Проблемы высшего образования в России