Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:55, контрольная работа
Цель работы.
– Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.
-Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит.
Задачи.
- Узнать результаты социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.
- Проанализировать полученные сведения.
- Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы РФ.
- Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.
- Выявить современные проблемы образования.
- Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.
Введение 2
1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем образовании 5
2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование. 9
Востребованность молодых специалистов на рынке труда
3 Качество образования. От чего оно зависит. 12
Точки зрения социальных групп о качестве образования
4 Современные проблемы образования 15
5 Сопоставление образования эпохи СССР
и образования сегодняшних дней 17
6 Заключение 20
7 Список используемой литературы 22
Содержание
Введение
1 Результаты
социологических опросов и мнения граждан
о высшем образовании
2
Мотивы, побуждающие получать высшее образование.
Востребованность молодых специалистов на рынке труда
3
Качество образования.
От чего оно зависит.
Точки зрения социальных групп о качестве образования
4
Современные проблемы
образования
5 Сопоставление образования эпохи СССР
и образования
сегодняшних дней
6
Заключение
7
Список используемой литературы
Введение.
Актуальность. Высшее образование всегда играло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержки предприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. В этих сложных и трудно прогнозируемых условиях успешная работа любого Вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Но важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Ведь именно качество, способность к осуществлению инновационной деятельности определяют имидж любого Вуза в общественном мнении, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы, а, следовательно, и создавать необходимые условия для дальнейшего повышения качества образования. Именно поэтому, наверное, в последние годы Министерство образования РФ постоянно обновляет образовательные стандарты, изменяет устаревшие и создает новые специальности.
Постановка проблемы. На сегодняшний день имеется много противоречий по поводу качества высшего образования. Одни полагают, что в стране мало Вузов, способных дать по-настоящему качественное образование. Другие считают, что таких Вузов достаточно много. В ходе работы будут рассмотрены эти проблемы, приведены результаты опросов россиян, сделаны выводы.
Разработанность исследуемой проблемы.
-Реформирование системы высшего образования, которая заключается в единстве стандартов выходных компетенций при многообразии форм учебного процесса. Такой точки зрения придерживается коллектив авторов под руководством проф. В.Л.Глазычева и его работой «Высшее образование в России. Аналитический доклад».1
-Неопределенность студентов, не имение
мотивации, зачем они поступают в Вуз. Материальное разграничение, т. Выпускники областных Вузов в родном городе редко могут найти хорошую квалифицированную работу, и вынуждены ехать в столицу, где лишь немногие находят достойное применение своим знаниям. Само молодое поколение оценивает качество знаний как хорошее, в следствии ряда причин: нравиться само нахождение в стенах Вуза, социальный статус, отсрочка от армии, способ занять себя на ближайшие лет 5. Несмотря на то, что качество образования разными возрастными категориями оценивается по-разному, и молодое поколение, и их родители уверены в том, что высшее образование востребовано в обществе и его наличие является первой и необходимой ступенью на пути карьерного роста. И несомненен тот факт, что общество в скором времени придет к мысли о том, что капиталовложения в образование собственных детей наиболее правильные и выгодные. Эта точка зрения предоставлена Авторами Лапухина М.В., Жилкин В.В. 2- Несмотря на неудовлетворительное качество высшего образования в России, в этой сфере складываются и положительные тенденции, создающие предпосылки для изменения ситуации к лучшему. Проблема качества высшего образования осознана обществом и стала предметом активных дискуссий и пристального внимания в правительстве, частном секторе, профессиональных и донорских кругах. Административная реформа открывает возможности для совершенствования правил и условий функционирования российских Вузов, которые в своей преобладающей частие. не все могут позволить себе получить высшее образование. Экономическая и социальная нестабильность государства.
______________________________
1 Глазычев В.Л. Высшее образование в России. Аналитический доклад. 2007. –С. 54.
2 Лапухина М.В., Жилкин В.В. Проблема качества современной системы образования Выпуск 2(4), 2005.
3 В статье отражены результаты исследования качества образования в российской высшей школе, выполненного при поддержке Национального фонда подготовки кадров. Авторы признательны И. Аржановой, Я. Кузьминову, А. Полетаеву и участникам семинаров в Высшей школе экономики и Российской экономической школе за полезное обсуждение содержания статьи и затронутых в ней проблем. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда. 2003. –С. 17.
остаются государственными учреждениями и в любом случае находятся в сфере государственного регулирования и надзора. Ужесточение контроля над выполнением разумно установленных государственных стандартов в сфере образования позволит вытеснить с рынка заведомо недобросовестных операторов и таким образом повысить качественный уровень массового высшего образования. Так считают Л. Полищук, Э. Ливни.3
Цель работы.
– Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.
-Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит.
Задачи.
- Узнать результаты социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.
- Проанализировать полученные сведения.
- Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы РФ.
- Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.
- Выявить современные проблемы образования.
- Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.
Методы.
- Традиционный анализ документов.
- Изучение социологических данных.
1
Результаты социологических
опросов и мнения граждан
о высшем образовании
С истечением времени массовые представления о том, каким должно быть высшее образование потерпело значительные изменения. Автором были представлены результаты социологического опроса и сделаны сравнения с 2001 годом. Сегодня треть россиян – 35% – считают, что людей с высшим образованием в России "больше, чем нужно" (в 2001 году – 27%). Пятая часть участников опроса – 22% – полагают, что в стране, напротив, не хватает высокообразованных специалистов, тогда как в 2001 году эту точку зрения разделяли 36% россиян. По мнению 24% опрошенных, людей, окончивших Вузы, у нас сейчас "столько, сколько нужно", а 19% затруднились высказать определенное мнение по обсуждаемому вопросу.
Поменялись также суждения о качестве Российского образования. Сегодня треть опрошенных полагают, что Вузовская подготовка в нашей стране соответствует мировым стандартам (28%) или даже превосходит их (7%), а 41%, напротив, убеждены, что отечественное высшее образование – ниже мирового уровня (23% респондентов затруднились дать оценку). Между тем в 2001 году о высоком качестве подготовки наших специалистов – соответствующем мировому уровню или превосходящем его – говорили 39% респондентов, а доля их оппонентов составляла 35%. Причем особенно резко изменились суждения людей с Вузовскими дипломами. В 2001 году среди них преобладало мнение о том, что отечественная высшая школа дает выпускникам образование, по крайней мере не уступающее мировым стандартам, и лишь 29% высокообразованных россиян полагали, что оно до этих стандартов не дотягивает. Сейчас 50% респондентов, принадлежащих к этой группе, считают российское высшее образование не соответствующим мировому уровню.
По мнению половины россиян (53%), в стране мало Вузов, которые дают хорошее, качественное образование (среди высокообразованных граждан придерживаются этой точки зрения 73%), а 2% полагают, что таких вузов нет совсем. Каждый пятый (22%) убежден, что хороших вузов в России много; столько же затруднились ответить на поставленный вопрос. Любопытно, что ресурсы своего региона россияне оценивают несколько более оптимистично: 32% опрошенных сказали, что в их регионе вузов, дающих качественное образование, много, 44% – что таких вузов мало. Вероятно, тут применяются иные критерии оценки: опрошенные говорят об образовании, хорошем по российским (а не по мировым, как в первом случае) меркам.
В целом большинство наших сограждан (63%) полагают, что приличное образование можно получить не только в крупных, общепризнанных научных центрах (таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), но и в провинциальных вузах. Мнения о том, что за хорошим образованием надо ехать в научные столицы, придерживается каждый четвертый респондент (24%; значимо чаще других – москвичи – 41%).
Что касается самого понятия "хорошее, качественное образование", то под ним россияне чаще всего понимают образование, позволяющее человеку быть подлинным асом в своем деле (об этом, отвечая на соответствующий открытый вопрос, говорили 31% респондентов). Хорошее образование, отмечали 15% опрошенных, предполагает добросовестное, заинтересованное, честное отношение к учебе и несовместимо со взятками, блатом и тем более - покупкой диплома. Десятая часть (9%) делали акцент на таком критерии хорошего образования, как востребованность специалиста на рынке труда ("если человек с этим образованием может легко найти себе работу"; "возможность устроиться на работу перспективную без помощи посторонних лиц"). По мнению 8% респондентов, качественное образование предполагает максимальную приближенность вузовских знаний к практике и позволяет молодому специалисту быстро включиться в производственный процесс; 7% указали на сильный преподавательский состав, владеющий современными технологиями обучения. По мнению 4%, хорошее образование несовместимо с коммерческими (платными) формами. 3% полагают, что оно должно соответствовать мировым требованиям к подготовке специалистов; столько же соотнесли его с общей культурой, широкой эрудицией и высокими моральными качествами человека ("человек, понимающий во всех вопросах, эрудированный"; "помимо знаний, человечность, порядочность").
Соответствие
представлениям россиян о "хорошем, качественном образовании" чаще всего достигается в специальностях инженерно-технического профиля и точных науках (именно их называют 21% респондентов, отвечая на открытый вопрос о том, по каким специальностям российские вузы дают сегодня наиболее качественное образование). Лишь 4% россиян называют их в списке специальностей, по которым отечественные вузы дают, напротив, наименее качественное образование.
По мнению 12% респондентов, в России хорошо готовят экономистов; 6% респондентов низко оценивают подготовку по экономическим специальностям.
Каждый десятый (9%) высоко оценил качество подготовки российских юристов, противоположное мнение прозвучало от 6% опрошенных.