Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:55, контрольная работа
Цель работы.
– Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.
-Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит.
Задачи.
- Узнать результаты социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.
- Проанализировать полученные сведения.
- Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы РФ.
- Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.
- Выявить современные проблемы образования.
- Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.
Введение 2
1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем образовании 5
2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование. 9
Востребованность молодых специалистов на рынке труда
3 Качество образования. От чего оно зависит. 12
Точки зрения социальных групп о качестве образования
4 Современные проблемы образования 15
5 Сопоставление образования эпохи СССР
и образования сегодняшних дней 17
6 Заключение 20
7 Список используемой литературы 22
Что касается подготовки врачей, то ее чаще оценивают как плохую (16%), нежели хорошую (7%). Отметим, что медицинские профессии
лидируют в списке специальностей, по которым российские вузы дают, по мнению граждан, наименее качественное образование.
Смещение мнений в сторону отрицательных оценок характерно также для массовых представлений о качестве подготовки педагогов (4% оценили ее высоко, 7% - низко). Относительно гуманитариев в обществе нет преобладающей позиции: 4% полагают, что профессионалов в этой сфере у нас готовят хорошо, и столько же - что плохо.4
_________________________
_____________
4Источник: ФОМ, www.bd.fom.ru
Вывод: по социологическим данным видно, что:
- На сегодняшний день людей с высшим
образованием больше, чем нужно
- Престиж высшего образования значительно
снижается, большая половина полагает, что Вузовское образование ниже мирового уровня
- В стране мало Вузов, дающих качественное
образование, но региональные Вузы оцениваются россиянами более оптимистично.
- Хорошее образование можно получить и в
провинциальных Вузах
- Под понятием качественного образования
россияне понимают образование, позволяющее быть специалистов своего дела, добросовестное отношение к учебе, востребованность специалистов на рынке труда, так же образование, соответствующее мировым стандартам.
2 Мотивы, побуждающие
получать высшее образование.
Востребованность молодых
специалистов на рынке
труда
Главной задачей образования является в овладении студента первичных навыков, творческих открытий, приобретении новых знаний, применение этих знаний на практике. Сам процесс обучения представляется в виде решения нестандартных научно-
учебных задач нестандартными методами.
Формирование
профессионального мышления у студентов - это и есть творческий подход.
Следует разобраться, что побуждает молодое
поколение получать высшее образование и пригодится ли оно в дальнейшем.
Самый первый и самый значимый мотив – это получение знаний и диплома. Здесь можно говорить о том, что молодые люди беспокоятся за свое будущее и стремятся к его улучшению.
Большинство стремятся получить диплом, чтобы удостовериться в своих знаниях. Сюда же можно отнести мотив - «чтобы найти работу». Проблема выбора профессии стоит перед молодежью со школы и является важной ступенью в жизненном пути. Поэтому крайне важно определиться с профессией, ведь будущая работа - один из важнейших вопросов, волнующих студентов.
В ходе исследования было выявлено, что большинству интересна их будущая специальность, но при этом интерес к обучению понижается, в зависимости от времени обучения. Возможно, это связанно с тем, что ранее студенты не совсем точно понимали требования, цели и задачи выбранной ими профессии.
Так же обучение в Вузе может быть связанна с рядом других причин: выбор профессии по интересам и наклонностям, новый статус, престижность учебного заведения, отсрочка от армии.
Следует отметить, что такая мотивация как отсрочка от армии, получение стипендии приводит к увеличению потребности учиться в Вузах, создает более сильную мотивацию и стремление учиться лучше.
Для оценки ситуации на рынке труда, в частности о востребованности молодых специалистов, эксперты дают положительные оценки. Для того чтобы получить полную картину был проведён двусторонний опрос: работодателей, на предмет их пожеланий и самих молодых специалистов. Основными задачами опроса были: выявление проблем при трудоустройстве выпускников, их оценка учебного процесса и практики, а так же рекомендации по этим направлениям.
Исследование показало, что 71% опрошенных благополучно трудоустроены и, что не маловажно, трудоустроены по специальности. 35 % опрошенных отметили, что на их решение о трудоустройстве повлияла производственная практика. Что касается проблем при трудоустройстве и трудностей в начале карьеры, молодые люди отмечали нехватку практических навыков (41%). Многие рекомендовали вводить в учебный план больше практических занятий.5
Опрос работодателей показал, что они готовы участвовать в учебном процессе, а вот мнения о формах участия оказались разнообразны. Большинство опрошенных считают лучшим способом знакомства студентов с профессией – мастер-классы, тренинги.
Также многие работодатели считают, что, только окунувшись в рабочую атмосферу компании, студенты смогут освоить необходимые навыки и изучить нюансы профессии.
По поводу «качества» выпускников, работодатели в целом выказывают одобрение. Все отметили высокий уровень теоретической подготовки. Но были и рекомендации обратить внимание на такие моменты: необходимо развивать навыки межличностного общения, умение разрешать конфликтные ситуации, умение грамотно говорить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, быть способным показать свои знания сотрудникам организации и руководству.
______________________________
Фёдорова Т.А., Жилкин В.В. Высшее образование, мотивация к получению. Выпуск 1(3), 2005
Вывод: мотивы, побуждающие получать высшее образование, носят в большинстве случаев положительный характер. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза непосредственно по выбранной специальности. Так же по результатам исследования следует сделать вывод, что рынок труда открыт для молодых специалистов. Большая часть
студентов успешно трудоустроена и работает по профессии.
3 Качество образования. От чего оно зависит. Точки зрения социальных групп о качестве образования
При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам.
При оценке качества образования следует выделить следующие положения: - Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
- Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности. Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.
Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования.
Проблемы качества высшего образования:
1. Так как качество образования в значительной мере определяется уровнем подготовки абитуриентов, учёные отмечают, что увеличение количества платных студентов (53%) снижает общий уровень знаний первокурсников.
2. Проблема, связанная с возросшим уровнем культурно-
образовательных потребностей.
Высшая школа ожидает (а иногда и прямо требует), что дома у студента имеется компьютер. Сейчас компьютер в доме есть по оценкам торговли - у 70% студентов.
Но приобретение программного обеспечения за его настоящую стоимость, в несколько раз превышающую стоимость
самого компьютера, для студентов совершенно нереально. 6
3. Отмечается также, что качество подготовки
студентов зависит от материальной базы Вузов, состоянием библиотек, которые не переоснащались на протяжении десятилетий и пришли в ветхое состояние.
4. Проблемой является и то, что большинство коммерческих Вузов располагают слабой учебной базой, ставя на первый план цель коммерческой прибыли.
Так же перед автором стоит проблема: как же относятся к реформам высшего образования и обучения в Вузах в целом социальные группы, непосредственно связанные с этим вопросом. Были рассмотрены 3 группы - преподаватели, студенты и родители.
Опрошенные вузовские работники довольно высоко оценивают инновации по высшему образованию. Положительно отзывались они о системе научных стажировок, приглашении зарубежных коллег на работу в российские Вузы, государственной аттестации вузов, формировании на базе вузов региональных научно-образовательных центров.
Для студентов ярко выраженной является обязательность получения высшего образования. Лишь малая часть считает, что средне, средне - специального образования им достаточно. Так же, в наше время, становиться актуальным иметь 2 высших образования. Это свидетельствует о достаточно высокой профессиональной подготовке в Российских Вузах.
_________________________
__________
6М.В. Арапов
// Бум высшего образования: масштабы, причины
и следствия // Общественные науки и современность.
2004. №6.-С.38-39.
Для родителей установка на получение детьми высшего образования почти не зависит от способностей и оценок. Для семей с детьми, обучающимися в 10-11 классах средней школы: 89% троечников и 99% отличников ориентированы на продолжение учебы, чем на работу. Это свидетельствует о высокой степени доступности высшего образования в РФ, что имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Расширение возможностей получения высшего образования для юношей и девушек со слабо выраженными способностями к обучению приведет к девальвации вузовского диплома и служит сигналом о качестве рабочей силы на рынке труда. Для многих молодых людей обучение в техникуме или колледже является промежуточной ступенью между школой вузом, что характеризует еще одну зону неэффективности современной системы профессионального образования. Так же уровень благосостояния семей имеет влияние на получение образования.
Вывод: чтобы уверенно говорить о том, что образование в России действительно качественное, нужны ряды доработок таких как: оснащение Вузов более широкой научной базой, сопоставлять реальные знания студентов и учебный материал, предлагаемый Вузом. Сопоставлять культурно-образовательные потребности с реальным уровнем студентов.
Что касается мнения социума, то из всех точек зрения можно выделить то, что на сегодняшний день высшее образование проходит инновацию, считается в большинстве случаев доступным (что носит как положительный, так и отрицательный характер). Высшее образование является востребованным и, как правило, обязательным этапом в жизни молодежи.