Проблемы высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание

Цель работы.
– Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.
-Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит.
Задачи.
- Узнать результаты социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.
- Проанализировать полученные сведения.
- Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы РФ.
- Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.
- Выявить современные проблемы образования.
- Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.

Содержание

Введение 2
1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем образовании 5
2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование. 9
Востребованность молодых специалистов на рынке труда
3 Качество образования. От чего оно зависит. 12
Точки зрения социальных групп о качестве образования
4 Современные проблемы образования 15
5 Сопоставление образования эпохи СССР
и образования сегодняшних дней 17
6 Заключение 20
7 Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 51.72 Кб (Скачать документ)

         Что касается подготовки врачей, то ее чаще оценивают как  плохую (16%), нежели хорошую (7%). Отметим, что медицинские профессии лидируют в списке специальностей, по которым  российские вузы дают, по мнению граждан, наименее качественное образование.

         Смещение мнений в сторону отрицательных оценок характерно также для массовых представлений  о качестве подготовки педагогов (4% оценили ее высоко, 7% - низко). Относительно гуманитариев в обществе нет преобладающей  позиции: 4% полагают, что профессионалов в этой сфере у нас готовят  хорошо, и столько же - что плохо.4 
     
     
     
     
     
     
     
     

         ______________________________________

4Источник: ФОМ, www.bd.fom.ru 

Вывод: по социологическим данным видно, что:

         - На сегодняшний  день людей с высшим образованием  больше, чем нужно

         - Престиж высшего  образования значительно снижается,  большая половина полагает, что  Вузовское образование ниже мирового  уровня

         - В стране мало  Вузов, дающих качественное образование,  но региональные Вузы оцениваются  россиянами более оптимистично.

         - Хорошее образование  можно получить и в провинциальных  Вузах

         - Под понятием  качественного образования россияне  понимают образование, позволяющее  быть специалистов своего дела, добросовестное отношение к учебе,  востребованность специалистов  на рынке труда, так же образование, соответствующее мировым стандартам. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование.             Востребованность молодых специалистов на рынке труда 
 

         Главной задачей  образования является в овладении  студента первичных навыков, творческих открытий, приобретении новых знаний, применение этих знаний на практике. Сам  процесс обучения представляется в  виде решения нестандартных научно-учебных  задач нестандартными методами.

         Формирование профессионального  мышления у студентов - это и есть творческий подход.

         Следует разобраться, что побуждает молодое поколение  получать высшее образование и пригодится ли оно в дальнейшем.

         Самый первый и самый  значимый мотив – это получение  знаний и диплома. Здесь можно  говорить о том, что молодые люди беспокоятся за свое будущее и  стремятся к его улучшению.

         Большинство стремятся  получить диплом, чтобы удостовериться в своих знаниях. Сюда же можно  отнести мотив -  «чтобы найти  работу». Проблема выбора профессии  стоит перед молодежью со школы  и является важной ступенью в жизненном  пути. Поэтому крайне важно определиться с профессией, ведь будущая работа - один из важнейших вопросов, волнующих студентов.

         В ходе исследования было выявлено, что большинству интересна  их будущая специальность, но при этом интерес к обучению понижается, в зависимости от времени обучения. Возможно, это связанно с тем, что ранее студенты не совсем точно понимали требования, цели и задачи выбранной ими профессии. 

         Так же обучение в  Вузе может быть связанна с рядом  других причин: выбор профессии по интересам и наклонностям, новый  статус, престижность учебного заведения, отсрочка от армии.

         Следует отметить, что  такая мотивация как отсрочка от армии, получение стипендии приводит к  увеличению потребности учиться в Вузах, создает более сильную мотивацию и стремление учиться лучше.

         Для оценки ситуации на рынке труда, в частности о востребованности молодых специалистов, эксперты  дают положительные оценки. Для того чтобы получить полную картину был проведён двусторонний опрос: работодателей, на предмет их пожеланий и самих молодых специалистов. Основными задачами опроса были: выявление проблем при трудоустройстве выпускников, их оценка учебного процесса и практики, а так же рекомендации по этим направлениям.

         Исследование показало, что 71% опрошенных благополучно трудоустроены  и, что не маловажно, трудоустроены  по специальности. 35 % опрошенных отметили, что на их решение о трудоустройстве повлияла производственная практика. Что касается проблем при трудоустройстве и трудностей в начале карьеры, молодые люди отмечали нехватку практических навыков (41%). Многие рекомендовали вводить в учебный план больше практических занятий.5

         Опрос работодателей  показал, что они готовы участвовать в учебном процессе,  а вот мнения о формах участия оказались разнообразны. Большинство опрошенных считают лучшим способом знакомства студентов с профессией – мастер-классы, тренинги.

         Также многие работодатели считают, что, только окунувшись в рабочую атмосферу компании, студенты смогут освоить необходимые навыки и изучить нюансы профессии.

         По поводу «качества» выпускников, работодатели в целом  выказывают одобрение. Все отметили высокий уровень теоретической  подготовки. Но были и рекомендации обратить внимание на такие моменты: необходимо развивать навыки межличностного общения, умение разрешать конфликтные  ситуации, умение грамотно говорить, аргументировано  отстаивать свою точку зрения, быть способным показать свои знания сотрудникам  организации и руководству. 
     
     
     

________________________________________

         Фёдорова Т.А., Жилкин В.В. Высшее образование, мотивация к получению. Выпуск 1(3), 2005

         Вывод: мотивы, побуждающие получать высшее образование, носят в большинстве случаев положительный характер. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза непосредственно по выбранной специальности. Так же по результатам исследования следует сделать вывод, что рынок труда открыт для молодых специалистов. Большая часть

           студентов успешно  трудоустроена и  работает по профессии.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3 Качество образования.  От чего оно  зависит. Точки зрения социальных групп о качестве образования 

         При использовании в  образовательном  контексте понятие "качество" приобретает существенно  иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет  ничего общего с системой управления качеством  в образовании. Тем  не менее, в ходе дискуссий  по управлению качеством  часто возникает  вопрос о его абсолютном значении, имеющем  ауру роскоши и  высокого статуса. Это  идеализированное использование  понятия может  оказаться полезным для общественных связей, может содействовать  образовательному учреждению в улучшении его  имиджа. Оно также  демонстрирует значение повышения качества как стремление к  наивысшим стандартам.

         При оценке качества образования  следует выделить следующие положения: - Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).

         - Оценка качества  образования осуществляется  комплексно, рассматривая  образовательное  учреждение во  всех направлениях  его деятельности. Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.

         Качество  не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования связано  с разработкой  долгосрочного направления  деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших  факторов успеха любого учреждения в системе  образования.

         Проблемы  качества высшего  образования:

         1. Так как качество образования в значительной мере определяется уровнем подготовки абитуриентов, учёные отмечают, что увеличение количества платных студентов (53%) снижает общий уровень знаний первокурсников.

         2. Проблема, связанная  с возросшим уровнем культурно-образовательных  потребностей.

         Высшая школа ожидает (а иногда и прямо требует), что  дома у студента имеется компьютер. Сейчас компьютер в доме есть по оценкам торговли - у 70% студентов.

         Но приобретение программного обеспечения за его  настоящую стоимость, в несколько  раз превышающую стоимость самого компьютера, для студентов совершенно нереально. 6

         3. Отмечается также,  что качество подготовки студентов  зависит от материальной базы  Вузов, состоянием библиотек, которые не переоснащались на протяжении десятилетий и пришли в ветхое состояние.

         4. Проблемой является  и то, что большинство коммерческих  Вузов располагают слабой учебной базой, ставя на первый план цель коммерческой прибыли.

         Так же перед автором  стоит проблема: как  же относятся к  реформам высшего  образования и  обучения в Вузах  в целом социальные группы, непосредственно  связанные с этим вопросом. Были рассмотрены 3 группы - преподаватели, студенты и родители.

         Опрошенные  вузовские работники  довольно высоко оценивают  инновации по высшему  образованию. Положительно отзывались они о системе научных стажировок, приглашении зарубежных коллег на работу в российские Вузы, государственной аттестации вузов, формировании на базе вузов региональных научно-образовательных центров.

         Для студентов ярко выраженной является обязательность получения высшего  образования. Лишь малая  часть считает, что  средне, средне - специального образования им достаточно. Так же, в наше время, становиться актуальным иметь 2 высших образования. Это свидетельствует о достаточно высокой профессиональной подготовке в Российских Вузах.  
     
     
     
     

         ___________________________________

6М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. №6.-С.38-39. 

         Для родителей установка  на получение детьми высшего образования  почти не зависит  от способностей и  оценок. Для семей  с детьми, обучающимися в 10-11 классах средней школы: 89% троечников и 99% отличников ориентированы на продолжение учебы, чем на работу. Это свидетельствует о высокой степени доступности высшего образования в РФ, что имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Расширение возможностей получения высшего образования для юношей и девушек со слабо выраженными способностями к обучению приведет к девальвации вузовского диплома и служит сигналом о качестве рабочей силы на рынке труда. Для многих молодых людей обучение в техникуме или колледже является промежуточной ступенью между школой вузом, что характеризует еще одну зону неэффективности современной системы профессионального образования. Так же уровень благосостояния семей имеет влияние на получение образования.

         Вывод: чтобы уверенно говорить о том, что образование в России действительно качественное, нужны ряды доработок таких как: оснащение Вузов более широкой научной базой, сопоставлять реальные знания студентов и учебный материал, предлагаемый Вузом. Сопоставлять культурно-образовательные потребности с реальным уровнем студентов.

         Что касается мнения социума, то из всех точек зрения можно выделить то, что на сегодняшний день высшее образование проходит инновацию, считается в большинстве случаев доступным (что носит как положительный, так и отрицательный характер). Высшее образование является востребованным и, как правило, обязательным этапом в жизни молодежи.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Проблемы высшего образования в России