Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:55, контрольная работа
Цель работы.
– Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.
-Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит.
Задачи.
- Узнать результаты социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.
- Проанализировать полученные сведения.
- Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы РФ.
- Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.
- Выявить современные проблемы образования.
- Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.
Введение 2
1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем образовании 5
2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование. 9
Востребованность молодых специалистов на рынке труда
3 Качество образования. От чего оно зависит. 12
Точки зрения социальных групп о качестве образования
4 Современные проблемы образования 15
5 Сопоставление образования эпохи СССР
и образования сегодняшних дней 17
6 Заключение 20
7 Список используемой литературы 22
4. Современные проблемы образования
Прошедшие годы экономической реформы, характеризовавшиеся, в частности, существенным сокращением бюджетного финансирования образовательной сферы, не только обострили ряд содержательных ее проблем (состав изучаемых дисциплин, соотношение их объемов, выделение обязательного и факультативного компонентов, уровень инновационной активности), но и обусловили появление ряда новых, связанных уже собственно с проводимой экономической реформой. Не касаясь детально содержания проблем первого типа, остановимся подробнее на вторых.
Основными среди них являются:
финансовые, когда хроническое недофинансирование всей сферы образования со стороны государства сочетается с неэффективным использованием бюджетных ресурсов. Это обуславливает медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкую заработную плату работников образования и хронические ее невыплаты, и, соответственно, нехватку кадров, утечку из системы педагогических работников, низкую привлекательность труда в учебных заведениях.
Экономические, при которых широкое распространение обретают такие негативные явления, как замещение традиционно бесплатных образовательных услуг платными (коммерциализация образования). Использование материальных и нематериальных активов государственных образовательных учреждений, для повышения личных доходов различных категорий работников образовательных учреждений (спонтанная приватизация). Здесь нужно отметить, что оба этих явления имели место и в дореформенный период.
Однако, именно реформа, с ее процессами приватизации в реальном секторе, резким снижением уровня контроля государства за соблюдением прав собственности существенно усилила глубину и расширила масштабы их проявления:
организационно-управленческие, связанные с ростом несоответствия между продекларированной самостоятельностью и автономностью учебных заведений и стремлением многоуровневой управленческой надстройки сохранить “управляемость” системы образования. При этом под управляемостью чиновники понимают обеспечение быстрой и беспрекословной реакции учреждений образования на распоряжения вышестоящих органов управления. Средством достижения такой “управляемости”, как правило, служит усиление зависимости между уровнем финансирования учебного заведения и его “послушностью”. Условием же этого выступает низкий уровень прозрачности механизмов распределения и продвижения бюджетных средств. Такие коллизии возникают не только между образовательным учреждением и местными органами управления, но и между последними и региональными органами управления, а также между регионами и федеральным центром. Другими словами, суть организационно-управленческих проблем - отсутствие четкости в распределении функций, задач и полномочий их решения между различными субъектами образовательной сферы:
социальные, которые проявляются в растущей дифференциации возможностей различных слоев населения получить качественное образование вследствие коммерциализации последнего (снижение доступности качественного образования). Снижение качества образовательных услуг и ограниченных возможностей потребителей влиять на него, используя легальные механизмы. Низкой социальной защищенности учащихся и студентов высших учебных заведений (уровень стипендиального обеспечения не соизмерим с прожиточным минимумом), в росте социальной напряженности в педагогических коллективах из-за регулярных задержек с выплатой и индексацией заработной платы работникам образовательной сферы.
Вывод: Характеризуя эту ситуацию в целом, можно сказать, что в стране резко ухудшилось государственное финансирование всего образования, разворачивается процесс морального и физического старения его материально-технической базы, снижается заработная плата и социальная защищенность работников.
5 Сопоставление образования эпохи СССР и образования сегодняшних дней
Сравнивая две эпохи в образовании основным, несомненно, остается то, что в СССР высшее образование не считалось таким важным, как сейчас и было бесплатным.
Но, вместо платы за учебу в СССР студентов посылали на сельскохозяйственные работы, за которые деньги, естественно, не платили.
Преподавание ведётся на родном языке студентов. Студентам выплачивается в зависимости от успеваемости государственная стипендия, иногородним предоставляется
общежитие. Для обучающихся без отрыва от работы на производстве установлены дополнит. оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день. При вузах организованы курсы по подготовке в вузы, а для передовых рабочих и колхозников и для демобилизованных из Вооруженных Сил СССР созданы подготовительные отделения. Таким образом, в СССР высшее образование стало реально доступным всем гражданам, имеющим законченное среднее образование.
Советские Вузы призваны готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих марксистско-ленинским мировоззрением, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками; воспитывать у студентов высокие моральные качества, коммунистическую сознательность, культуру, социалистический интернационализм и патриотизм; постоянно совершенствовать качество подготовки специалистов с учётом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития; выполнять научно-исследовательскую работу; подготавливать научно-педагогические кадры; повышать квалификацию преподавательского состава высших и средних учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответственных отраслях народного хозяйства.
При университетах и многих других высших
учебных заведениях имеется аспирантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров, факультеты повышения квалификации профессорско- преподавательского состава, научно-исследовательского подразделения.
Главной отличительной чертой в 21 веке стал переход образования на коммерческую основу, сокращение бюджетных мест, модернизация, автоматизация учебного процесса. Появились негосударственные образовательные учреждения, изменился подход к обучению и правила приема в Вузы. Знания, современные технологии и идеи являются движущей силой, с каждым днём на рынке появляются новые товары, научно-технический прогресс развивается с каждым днём всё больше и больше.
Учебные заведения являются важными факторами успеха, именно поэтому стимулируется развитие многообразие учреждений современного высшего образования:
- как традиционные, так и виртуальные Вузы,
- как исследовательские университеты, так и чисто учебные колледжи,
- как Вузы с самыми сложными академическими программами, так и центры переподготовки и повышения квалификации.
Сегодня информация становится такой же необходимостью, как материалы и энергия. Информационные ресурсы определяют экономическую мощь страны, становятся национальным богатством, активное внедрение технологий информатизации общества напрямую связанно с высшем образованием.
Одним из направлений информатизации современного общества является обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных технологий. Использование достижений современных информационных технологий в процессе обучения в высшей школе позволяет студентам
использовать различные источники информации. Возможность получения образования на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий вызывает всё больший интерес, таким образованием будет дистанционное обучение, которое позволяет получить высшее образование 21 века.
Вывод: главные изменения, которые потерпело образование в России связанно с коммерческой деятельностью, создание негосударственных учебных заведений, создание информационных технологий, более широкие возможности получить больше информации, новые подходы к обучению, более совершенный рабочий подход. С одной стороны, качество образования можно рассмотреть как улучшенное, т.к. благодаря новым технологиям процесс обучения стал более удобным. Но, с другой стороны, процветание коррупции в Вузах значительно снижает качество специалистов, выпускаемых после учебного заведения на рынок труда.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по Вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества, приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
В решении вопросов трудоустройства выпускников
следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах – с одной стороны, и вузами – с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе – более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.
К сожалению, мало сейчас освещается проблема получения гуманитарного образования. Самоопределение молодежи, ее включение в экономическую жизнь всегда представляло собой серьезную социальную проблему. Важность ее изучения будет еще больше нарастать с развитием рыночных отношений, распространением безработицы, ростом уровня экономической дифференциации населения. Возможно и юристы, и экономисты всегда будут в цене, но не стоит забывать и духовно-нравственном наследии общества.
Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.
Список
используемой литературы
1. М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. №6.-С.38-39.
2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.
3 Глазычев В.Л. Высшее образование в России. Аналитический доклад. 2007. –С. 54.
4 Лапухина М.В., Жилкин В.В. Проблема качества современной системы образования Выпуск 2(4), 2005.
5 Лапухина М.В., Жилкин В.В. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда. 2003. –С. 17.
6 Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. – Л., 1974.
7 Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение - Нижний Тагил, 1996.
8 Фёдорова Т.А., Жилкин В.В. Высшее образование, мотивация к получению. Выпуск 1(3), 2005
9 Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. - Свердловск, 1982.
10 ФОМ, www.bd.fom.ru