Проблемы высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание

Цель работы.
– Выявить мотивы, побуждающие современную российскую молодёжь к обязательному получению высшего образования. Выяснить, является ли это явление положительным или же несёт негативные последствия.
-Узнать, какое образование на сегодняшний день дают нам Российские Вузы и от чего это зависит.
Задачи.
- Узнать результаты социологического опроса среди граждан РФ, получить мнение о нынешнем качестве высшего образования.
- Проанализировать полученные сведения.
- Измерить уровень работающих по специальности студентов, окончивших Вузы РФ.
- Изучить точки зрения разных социальных групп (студентов, родителей, педагогов) об образовании.
- Выявить современные проблемы образования.
- Сопоставить образование эпохи СССР и образование сегодняшних дней.

Содержание

Введение 2
1 Результаты социологических опросов и мнения граждан о высшем образовании 5
2 Мотивы, побуждающие получать высшее образование. 9
Востребованность молодых специалистов на рынке труда
3 Качество образования. От чего оно зависит. 12
Точки зрения социальных групп о качестве образования
4 Современные проблемы образования 15
5 Сопоставление образования эпохи СССР
и образования сегодняшних дней 17
6 Заключение 20
7 Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 51.72 Кб (Скачать документ)

         4. Современные проблемы образования

          
              Прошедшие годы экономической реформы, характеризовавшиеся, в частности, существенным сокращением бюджетного финансирования образовательной сферы, не только обострили ряд содержательных ее проблем (состав изучаемых дисциплин, соотношение их объемов, выделение обязательного и факультативного компонентов, уровень инновационной активности), но и обусловили появление ряда новых, связанных уже собственно с проводимой экономической реформой. Не касаясь детально содержания проблем первого типа, остановимся подробнее на вторых.

         Основными среди  них являются: 
    финансовые, когда хроническое недофинансирование всей сферы образования со стороны государства сочетается с неэффективным использованием бюджетных ресурсов. Это обуславливает медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкую заработную плату работников образования и хронические ее невыплаты, и, соответственно, нехватку кадров, утечку из системы педагогических работников, низкую привлекательность труда в учебных заведениях. 
    Экономические, при которых широкое распространение обретают такие негативные явления, как замещение традиционно бесплатных образовательных услуг платными (коммерциализация образования). Использование материальных и нематериальных активов государственных образовательных учреждений, для повышения личных доходов различных категорий работников образовательных учреждений (спонтанная приватизация). Здесь нужно отметить, что оба этих явления имели место и в дореформенный период.

            Однако, именно реформа, с ее процессами приватизации в реальном секторе, резким снижением уровня контроля государства за соблюдением прав собственности существенно усилила глубину и расширила масштабы их проявления: 
    организационно-управленческие, связанные с ростом несоответствия между продекларированной самостоятельностью и автономностью учебных заведений и стремлением многоуровневой управленческой надстройки сохранить “управляемость” системы образования. При этом под управляемостью чиновники понимают обеспечение быстрой и беспрекословной реакции учреждений образования на распоряжения вышестоящих органов управления. Средством достижения такой “управляемости”, как правило, служит усиление зависимости между уровнем финансирования учебного заведения и его “послушностью”. Условием же этого выступает низкий уровень прозрачности механизмов распределения и продвижения бюджетных средств. Такие коллизии возникают не только между образовательным учреждением и местными органами управления, но и между последними и региональными органами управления, а также между регионами и федеральным центром. Другими словами, суть организационно-управленческих проблем - отсутствие четкости в распределении функций, задач и полномочий их решения между различными субъектами образовательной сферы: 
    социальные, которые проявляются в растущей дифференциации возможностей различных слоев населения получить качественное образование вследствие коммерциализации последнего (снижение доступности качественного образования). Снижение качества образовательных услуг и ограниченных возможностей потребителей влиять на него, используя легальные механизмы. Низкой социальной защищенности учащихся и студентов высших учебных заведений (уровень стипендиального обеспечения не соизмерим с прожиточным минимумом), в росте социальной напряженности в педагогических коллективах из-за регулярных задержек с выплатой и индексацией заработной платы работникам образовательной сферы.

         Вывод: Характеризуя эту ситуацию в целом, можно сказать, что в стране резко ухудшилось государственное финансирование всего образования, разворачивается процесс морального и физического старения его материально-технической базы, снижается заработная плата и социальная защищенность работников.  
     

5 Сопоставление образования эпохи СССР и образования сегодняшних дней

         Сравнивая две эпохи  в образовании основным, несомненно, остается то, что в СССР высшее образование  не считалось таким важным, как  сейчас и было бесплатным.

         Но, вместо платы  за учебу в СССР студентов посылали на сельскохозяйственные работы, за которые деньги, естественно, не платили.

         Преподавание ведётся  на родном языке студентов. Студентам  выплачивается в зависимости  от успеваемости государственная стипендия, иногородним предоставляется общежитие. Для обучающихся без отрыва от работы на производстве установлены  дополнит. оплачиваемые отпуска и  сокращённый рабочий день. При  вузах организованы курсы по подготовке в вузы, а для передовых рабочих  и колхозников и для демобилизованных из Вооруженных Сил СССР созданы  подготовительные отделения. Таким  образом, в СССР высшее образование  стало реально доступным всем гражданам, имеющим законченное  среднее образование.

         Советские Вузы призваны готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих марксистско-ленинским мировоззрением, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками; воспитывать у студентов высокие моральные качества, коммунистическую сознательность, культуру, социалистический интернационализм и патриотизм; постоянно совершенствовать качество подготовки специалистов с учётом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития; выполнять научно-исследовательскую работу; подготавливать научно-педагогические кадры; повышать квалификацию преподавательского состава высших и средних учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответственных отраслях народного хозяйства.        

          При университетах  и многих других высших учебных  заведениях имеется аспирантура  для подготовки научных и научно-педагогических кадров, факультеты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского подразделения.

         Главной отличительной  чертой в 21 веке стал переход образования  на коммерческую основу, сокращение бюджетных  мест, модернизация, автоматизация  учебного процесса. Появились негосударственные  образовательные учреждения, изменился  подход к обучению и правила приема в Вузы. Знания, современные технологии и идеи являются движущей силой, с каждым днём на рынке появляются новые товары, научно-технический прогресс развивается с каждым днём всё больше и больше.

               Учебные заведения  являются важными факторами успеха, именно поэтому стимулируется развитие многообразие учреждений современного высшего образования:

  • как традиционные, так и виртуальные Вузы,
  • как исследовательские университеты, так и чисто учебные колледжи,
  • как Вузы с самыми сложными академическими программами, так и центры переподготовки и повышения квалификации.

         Сегодня информация становится такой же необходимостью, как материалы и энергия. Информационные ресурсы определяют экономическую  мощь страны, становятся национальным богатством, активное внедрение технологий информатизации общества напрямую связанно с высшем образованием.

         Одним из направлений  информатизации современного общества является обеспечение сферы образования  теорией и практикой разработки и использования информационных технологий. Использование достижений современных информационных технологий в процессе обучения в высшей школе  позволяет студентам использовать различные источники информации. Возможность получения образования  на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий вызывает всё больший интерес, таким  образованием будет дистанционное  обучение, которое позволяет получить высшее образование 21 века.

    Вывод: главные изменения, которые потерпело образование в России связанно с коммерческой деятельностью, создание негосударственных учебных заведений, создание информационных технологий,  более широкие возможности получить больше информации, новые подходы к обучению, более совершенный рабочий подход. С одной стороны, качество образования можно рассмотреть как улучшенное, т.к. благодаря новым технологиям процесс обучения стал более удобным. Но, с другой стороны,  процветание коррупции в Вузах значительно снижает качество специалистов, выпускаемых после учебного заведения на рынок труда.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

    Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе  студенчества по социальному происхождению  и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по Вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества, приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

         В решении вопросов трудоустройства выпускников следует  сделать акцент на повышении собственной  активности и инициативы у молодых  специалистов, чтобы они смогли стать  реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается  в обеспечении их более раннего  и более основательного включения  в эту систему. Взаимодействие между  предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных  специалистах – с одной стороны, и вузами – с другой должно стать  более тесным и менее формальным, а обучение в вузе – более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

         К сожалению, мало сейчас освещается проблема получения гуманитарного  образования. Самоопределение молодежи, ее включение в экономическую  жизнь всегда представляло собой  серьезную социальную проблему. Важность ее изучения будет еще больше нарастать  с развитием рыночных отношений, распространением безработицы, ростом уровня экономической дифференциации населения. Возможно и юристы, и экономисты всегда будут в цене, но не стоит  забывать и духовно-нравственном наследии общества.

         Итак, молодежь стремится  получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена  никуда», но не стоит забывать, что  диплом перестает быть гарантией  трудоустройства и ставит его  обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  используемой литературы 

    1. М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. №6.-С.38-39.

    2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

    3 Глазычев В.Л. Высшее образование в России. Аналитический доклад. 2007. –С. 54.

    4 Лапухина М.В., Жилкин В.В. Проблема качества современной системы образования Выпуск 2(4), 2005.

      5 Лапухина М.В., Жилкин В.В. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда.  2003. –С. 17.

     6 Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. – Л., 1974. 

    7 Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение - Нижний Тагил, 1996. 

    8 Фёдорова Т.А., Жилкин В.В. Высшее образование, мотивация к получению. Выпуск 1(3), 2005

    9 Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. - Свердловск, 1982.

                      10 ФОМ, www.bd.fom.ru 


Информация о работе Проблемы высшего образования в России