Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев). ЦЕЛЬ - разработка рекомендаций по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей в условиях ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
1.1 Характеристика звукового состава русского языка
1.2 Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
1.3 Причины нарушений звукопроизношения
Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ
2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения
2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками
2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Литература

Работа состоит из  1 файл

bestref-136957.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

2) Расщелина верхней губы, вызывающая неплотное смыкание губ ([п], [б], произносятся как [ф], [в]).

3) Неправильные прикусы: открытый прикус (передний или боковой), резко выдающаяся вперёд верхняя или нижняя челюсть.

4) Деформации зубов, челюстей, нёба, обусловленные часто рахитом. Затрудняют произношение тех или иных звуков.

5) Короткая уздечка языка, препятствующая произношению.

6) Нарушения слуха (глухота, тугоухость). При ранней глухоте у ребёнка речь совсем не развивается, при тугоухости - затруднена.

7) Нарушение голосового аппарата (гортани), в результате чего голос или полностью исчезает (возможна только шёпотная речь) или становится хриплым.

Некоторые анатомические причины  являются следствием неправильного  ухода за ребёнком (не соблюдается гигиена рта, уха, носа). Например, длительно, иногда до 2-3 лет, дети сосут пальчик, что деформирует зубы, челюсти и нёбо. Пальчик вдавливает нёбо или вытягивает челюсть, нарушает при этом правильное положение зубов.

Кроме болезнетворных факторов, как утверждает М.Е. Хватцев [7], непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют ещё факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. "Мы должны, - пишет И.П. Павлов [7], иметь в виду, как разные причины, так и разные почвы, которые, конечно, должны повлечь за собой как разные степени, так и разное течение, хотя бы и того же основного болезненного нарушения". [И.П. Павлов, Полное собрание сочинений, т.3, ч.2]. Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без неё, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает эффективность их. Почвой может послужить переутомление, недостаточное питание, длительное недосыпание, ослабление организма предшествующими болезнями.

По мнению М.Е. Хватцева [7], Врождённые предпосылки недостатков речи проявляются чрезвычайно редко. Преувеличение роли наследственности в формировании речи приводит к вредной установке: если косноязычие или заикание наследственное, то бороться с ним бесполезно. Наследственно могут иногда передаваться лишь особенности анатомического строения органов речи (особая структура некоторых участков мозга, выдвинутая челюсть, редкие зубы и т.п.) и повышенная или пониженная возбудимость нервной системы в целом. То и другое может лишь облегчить проявления недочётов речи, но не обуславливает их и, во всяком случае, не обрекает детей на пожизненную полноценность речи. Главная беда ребёнка не в том, что он рождается с некоторыми дефектами речевого аппарата, а в том, что он живёт иногда в условиях, неподходящих для нормального развития речи.

Анализ литературы по проблеме - нарушений звукопроизношения, позволил сделать следующие выводы.

Звуковой состав языка имеет ряд особенностей: способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, в сложном взаимодействии с ЦНС.

В онтогенезе, до того как ребёнок начинает говорить, он приобретает некоторые фонетические навыки, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих.

И, наконец, нарушения звукопроизношения могут быть вызваны рядом причин, биологических и социально-психологических, и их взаимодействие.

 

Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ

2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения

 

Наиболее главным, для выявления  детей "группы риска", являются анамнестические данные, при сборе которых можно выявить наличие биологических факторов риска.

Данную схему обследования ребёнка  раннего и младшего дошкольного  возраста (от 2 до 4 лет), предлагают рассмотреть её составители Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8].

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка _________________________________________

Дата рождения, возраст ________________________________________

Национальный язык, двуязычие (если есть) _______________________

Анамнез

Мать ________________________________________________________

(возраст при рождении)

Отец ________________________________________________________

(возраст при рождении)

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей _______________________________

____________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях и родственников __________________

____________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок _______________________

Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)_________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)

_____________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________

Когда закричал ребёнок ________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________

Резус-фактор (" - ", “ + ", совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребёнка) ___________________________________________

Вес и рост при рождении _______________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить __________________________

как взял грудь _________________________________________________

как сосал (наблюдались ли срыгивания, попёрхивания)

_____________________________________________________________

Грудное вскармливание до ______________________________________

Когда выписались из роддома ___________________________________

если задержались, то почему ____________________________________

Раннее развитие

Голову держит ________________________________(в норме с 1,5 мес)

Сидит _________________________________________(в норме с 6 мес)

Стоит ______________________________________(в норме с 11-12 мес)

Ходит ________________________________________(в норме с 1 года)

Первые зубы _______________________________(в норме в 6-8 месяц)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года _____________________________________________________

После года __________________________________________________

До 3 лет ____________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление ______________________________________ (в норме 2-3 мес)

Лепет ____________________________________ (в норме от 4 до 8 мес)

Характер лепета _______________________________________________

Первые слова _______________________________(в норме около года)

Первые фразы ____________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________

_____________________________________________________________

Использование жестов _________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _______________________________________________

_____________________________________________________________

Занимались ли с логопедом _____________________________________

(с какого возраста) _____________________________________________

Результаты логопедической работы ______________________________

Не менее важным является сбор сведений об условиях воспитания ребёнка в  семье, которые в свою очередь определяют социально-психологические факторы риска.

Данное обследование предлагают О.А. Аванесян, О.А. Румянцева, О.Б. Сизова [10]:

Карта обследования ребёнка  с системными нарушениями речи

1. Полушарный профиль: ведущие рука ____________

нога ____________

глаз ____________

ухо _____________

2. Становление общения ребёнка

а) особенности взаимоотношений в семье во время беременности

_____________________________________________________________

б) на первом году жизни

как реагировал на ласковое обращение  ___________________________

на беседу между родителями ____________________________________

на колыбельную песню _________________________________________

манера общения взрослых с ребёнком: строгость, ласка, сюсюкание, равнодушие, др. ____________________________________________________

3. Речь ребёнка как средство общения (объективно)

* понимание речи ребёнка окружающими _________________________

* всегда ли родители понимают  речь ребёнка: всегда, не всегда, при повторе, в сочетании с жестом, мимикой.

* действия родителей при не  понимании ребёнка: переспрашивание, попытка расшифровать вслух, ответные действия наугад, игнорирование.

* поведение ребёнка в ответ  на непонимание его взрослыми: агрессия, безразличие, стремление растолковать, замена слов жестами, действиями.

* интересуется ли ребёнок действиями, играми детей, их речью ______

* вступает ли в речевое общение  с другими детьми _________________

4. Характер общения ребёнка

со взрослыми:

* с кем из близких ребёнок  больше общается по времени ____________

* к кому ребёнок больше тянется в семье, почему __________________

_____________________________________________________________

* много ли взрослые говорят с ребёнком __________________________

* интересуется ли ребёнок играми  со взрослыми ___________________

* как ребёнок общается с новыми для него взрослыми: легко вступает в контакт, избегает общения, становится агрессивным, пугается, плачет, не чувствует дистанции;

с детьми:

* есть ли у ребёнка друзья ______________________________________

* интересуется ли ребёнок совместными  играми с детьми ____________

* характер совместных игр: успешно взаимодействует с детьми, кричит, бегает, ругается, отбирает игрушки, жалуется, дерётся, капризничает.

5. Микросоциальное окружение ребёнка

* тип воспитания: домашний, ходит в детский сад.

* кто главный в воспитании _____________________________________

* осуществляется ли единство  и последовательность требований _____

* формы поощрения и наказания,  за какие проступки наказывают _____

* организация режима дня: есть ли строгий режим (сон, прогулка, еда)

* характеристика манеры речи  взрослых: многоречивы, молчаливы, говорят громко, быстро, тихо, медленно; двуязычие _____________________

* взаимоотношение взрослых в  семье: конфликты, напряжённость, спокойствие; количество людей ______________________________________

* обстановка в семье: жилищные условия _________________________

отношения с соседями __________________________________________

* отношение взрослых к ребёнку  _________________________________

9. Состояние внимания:

* объём ______________________________________________________

* концентрация _______________________________________________

* устойчивость ________________________________________________

* переключаемость ____________________________________________

* распределение _______________________________________________

* способность планировать и  контролировать свои действия (5-7 лет)

10. Состояние мышления:

* особенности развития мыслительной  деятельности ________________

* наглядно-действенные Фомы мышления _________________________

* наглядно-образные формы мышления __________________________

* классификация ______________________________________________

* уровень обобщения __________________________________________

* установление логической последовательности  серии картинок ______

11. Особенности эмоциональной сферы:

* преобладающее настроение ____________________________________

* адекватность эмоциональных реакций  ___________________________

* устойчивость эмоциональных реакций  __________________________

12. Работоспособность:

* темп выполнения задания (высокий, низкий, средний) _____________

* общая продолжительность занятия  _____________________________

ОБЩЕЕ Заключение: __________________________________________

Для выявления детей "группы риска", проводят обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха.

Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8] дают следующую схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольника.

1. Состояние артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

челюсти;

прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный);

твёрдое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

язык (массивный, маленький, "географический", с укороченной подъязычной связкой).

Наличие и характер аномалий в строении исследуется визуально и отмечается в схеме.

2. Состояние артикуляторной моторики:

а) Губы - "улыбка" - "трубочка" под счёт до 3-х.

В схеме отмечаем:

наличие или отсутствие движений _______________________________

тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) _______________

темп движений (нормальный, быстрый, медленный) ________________

переключение от одного движения к  другому ______________________

объём движений (полный, неполный) _____________________________

точность выполнения __________________________________________

длительность (способность удерживать губы в заданном положении) __

замены движения ______________________________________________

добавочные и мелкие движения (синкинезия) ______________________

б) Язык

широкий - узкий под счёт: 3 раза _________________________________

кончик языка поднять __________________________________________

опустить______________________________________________________

"Маятник" ____________________________________________________

"Качели" (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю) ____________

"Цоканье" ____________________________________________________

наличие или отсутствие движений _______________________________

тонус ________________________________________________________

темп _________________________________________________________

переключение от одного движения к другому ______________________

Информация о работе Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада