Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев). ЦЕЛЬ - разработка рекомендаций по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей в условиях ДОУ.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
1.1 Характеристика звукового состава русского языка
1.2 Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
1.3 Причины нарушений звукопроизношения
Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ
2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения
2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками
2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Литература
2) Расщелина верхней губы, вызывающая неплотное смыкание губ ([п], [б], произносятся как [ф], [в]).
3) Неправильные прикусы: открытый прикус (передний или боковой), резко выдающаяся вперёд верхняя или нижняя челюсть.
4) Деформации зубов, челюстей, нёба, обусловленные часто рахитом. Затрудняют произношение тех или иных звуков.
5) Короткая уздечка языка, препятствующая произношению.
6) Нарушения слуха (глухота, тугоухость). При ранней глухоте у ребёнка речь совсем не развивается, при тугоухости - затруднена.
7) Нарушение голосового аппарата (гортани), в результате чего голос или полностью исчезает (возможна только шёпотная речь) или становится хриплым.
Некоторые анатомические причины являются следствием неправильного ухода за ребёнком (не соблюдается гигиена рта, уха, носа). Например, длительно, иногда до 2-3 лет, дети сосут пальчик, что деформирует зубы, челюсти и нёбо. Пальчик вдавливает нёбо или вытягивает челюсть, нарушает при этом правильное положение зубов.
Кроме болезнетворных факторов, как утверждает М.Е. Хватцев [7], непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют ещё факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. "Мы должны, - пишет И.П. Павлов [7], иметь в виду, как разные причины, так и разные почвы, которые, конечно, должны повлечь за собой как разные степени, так и разное течение, хотя бы и того же основного болезненного нарушения". [И.П. Павлов, Полное собрание сочинений, т.3, ч.2]. Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без неё, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает эффективность их. Почвой может послужить переутомление, недостаточное питание, длительное недосыпание, ослабление организма предшествующими болезнями.
По мнению М.Е. Хватцева [7], Врождённые предпосылки недостатков речи проявляются чрезвычайно редко. Преувеличение роли наследственности в формировании речи приводит к вредной установке: если косноязычие или заикание наследственное, то бороться с ним бесполезно. Наследственно могут иногда передаваться лишь особенности анатомического строения органов речи (особая структура некоторых участков мозга, выдвинутая челюсть, редкие зубы и т.п.) и повышенная или пониженная возбудимость нервной системы в целом. То и другое может лишь облегчить проявления недочётов речи, но не обуславливает их и, во всяком случае, не обрекает детей на пожизненную полноценность речи. Главная беда ребёнка не в том, что он рождается с некоторыми дефектами речевого аппарата, а в том, что он живёт иногда в условиях, неподходящих для нормального развития речи.
Анализ литературы по проблеме - нарушений звукопроизношения, позволил сделать следующие выводы.
Звуковой состав языка имеет ряд особенностей: способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, в сложном взаимодействии с ЦНС.
В онтогенезе, до того как ребёнок начинает говорить, он приобретает некоторые фонетические навыки, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих.
И, наконец, нарушения звукопроизношения могут быть вызваны рядом причин, биологических и социально-психологических, и их взаимодействие.
Наиболее главным, для выявления детей "группы риска", являются анамнестические данные, при сборе которых можно выявить наличие биологических факторов риска.
Данную схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), предлагают рассмотреть её составители Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8].
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка ______________________________
Дата рождения, возраст ______________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть) _______________________
Анамнез
Мать ______________________________
(возраст при рождении)
Отец ______________________________
(возраст при рождении)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ______________________________
______________________________
Данные о речевых нарушениях и родственников __________________
______________________________
От которой по счёту беременности ребёнок _______________________
Протекание беременности (токсикоз
1-й половины, 2-й половины беременности,
падения, травмы, психозы, хронические
заболевания, инфекции)_____________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)
______________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________
Когда закричал ребёнок ______________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________
Резус-фактор (" - ", “ + ", совместимость,
несовместимость резус-фактора матери
и ребёнка) ______________________________
Вес и рост при рождении ______________________________
Вскармливание: когда принесли кормить __________________________
как взял грудь ______________________________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, попёрхивания)
______________________________
Грудное вскармливание до ______________________________
Когда выписались из роддома ______________________________
если задержались, то почему ______________________________
Раннее развитие
Голову держит ______________________________
Сидит ______________________________
Стоит ______________________________
Ходит ______________________________
Первые зубы ______________________________
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года ______________________________
После года ______________________________
До 3 лет ______________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление ______________________________
Лепет ______________________________
Характер лепета ______________________________
Первые слова _________________
Первые фразы ____________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________
______________________________
Использование жестов ______________________________
Отношение членов семьи к речевому
дефекту (безразличное, дефект остаётся
незамеченным; постоянно фиксируют внимание;
переживают, но не принимают мер и др.)
______________________________
______________________________
Занимались ли с логопедом ______________________________
(с какого возраста) ______________________________
Результаты логопедической работы ______________________________
Не менее важным является сбор сведений об условиях воспитания ребёнка в семье, которые в свою очередь определяют социально-психологические факторы риска.
Данное обследование предлагают О.А. Аванесян, О.А. Румянцева, О.Б. Сизова [10]:
Карта обследования ребёнка с системными нарушениями речи
1. Полушарный профиль: ведущие рука ____________
нога ____________
глаз ____________
ухо _____________
2. Становление общения ребёнка
а) особенности взаимоотношений в семье во время беременности
______________________________
б) на первом году жизни
как реагировал на ласковое обращение ___________________________
на беседу между родителями ______________________________
на колыбельную песню ______________________________
манера общения взрослых с ребёнком:
строгость, ласка, сюсюкание, равнодушие,
др. ______________________________
3. Речь ребёнка как средство общения (объективно)
* понимание речи ребёнка окружающими _________________________
* всегда ли родители понимают речь ребёнка: всегда, не всегда, при повторе, в сочетании с жестом, мимикой.
* действия родителей при не понимании ребёнка: переспрашивание, попытка расшифровать вслух, ответные действия наугад, игнорирование.
* поведение ребёнка в ответ на непонимание его взрослыми: агрессия, безразличие, стремление растолковать, замена слов жестами, действиями.
* интересуется ли ребёнок действиями, играми детей, их речью ______
* вступает ли в речевое общение с другими детьми _________________
4. Характер общения ребёнка
со взрослыми:
* с кем из близких ребёнок больше общается по времени ____________
* к кому ребёнок больше тянется в семье, почему __________________
______________________________
* много ли взрослые говорят с ребёнком __________________________
* интересуется ли ребёнок
* как ребёнок общается с новыми для него взрослыми: легко вступает в контакт, избегает общения, становится агрессивным, пугается, плачет, не чувствует дистанции;
с детьми:
* есть ли у ребёнка друзья
______________________________
* интересуется ли ребёнок
* характер совместных игр: успешно взаимодействует с детьми, кричит, бегает, ругается, отбирает игрушки, жалуется, дерётся, капризничает.
5. Микросоциальное окружение ребёнка
* тип воспитания: домашний, ходит в детский сад.
* кто главный в воспитании ______________________________
* осуществляется ли единство и последовательность требований _____
* формы поощрения и наказания, за какие проступки наказывают _____
* организация режима дня: есть ли строгий режим (сон, прогулка, еда)
* характеристика манеры речи взрослых: многоречивы, молчаливы, говорят громко, быстро, тихо, медленно; двуязычие _____________________
* взаимоотношение взрослых в
семье: конфликты, напряжённость, спокойствие;
количество людей ______________________________
* обстановка в семье: жилищные условия _________________________
отношения с соседями ______________________________
* отношение взрослых к ребёнку
______________________________
9. Состояние внимания:
* объём ________________________
* концентрация ______________________________
* устойчивость ______________________________
* переключаемость ______________
* распределение ________________
* способность планировать и контролировать свои действия (5-7 лет)
10. Состояние мышления:
* особенности развития
* наглядно-действенные Фомы
* наглядно-образные формы мышления __________________________
* классификация ________________
* уровень обобщения ____________
* установление логической
11. Особенности эмоциональной сферы:
* преобладающее настроение ______________________________
* адекватность эмоциональных
* устойчивость эмоциональных
12. Работоспособность:
* темп выполнения задания (высокий, низкий, средний) _____________
* общая продолжительность
ОБЩЕЕ Заключение: ______________________________
Для выявления детей "группы риска", проводят обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха.
Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8] дают следующую схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольника.
1. Состояние артикуляционного аппарата:
губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
челюсти;
прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный);
твёрдое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
язык (массивный, маленький, "географический", с укороченной подъязычной связкой).
Наличие и характер аномалий в строении
исследуется визуально и
2. Состояние артикуляторной моторики:
а) Губы - "улыбка" - "трубочка" под счёт до 3-х.
В схеме отмечаем:
наличие или отсутствие движений ______________________________
тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) _______________
темп движений (нормальный, быстрый, медленный) ________________
переключение от одного движения к другому ______________________
объём движений (полный, неполный) _____________________________
точность выполнения ______________________________
длительность (способность удерживать губы в заданном положении) __
замены движения ______________________________
добавочные и мелкие движения (синкинезия) ______________________
б) Язык
широкий - узкий под счёт: 3 раза ______________________________
кончик языка поднять ______________________________
опустить______________________
"Маятник" ______________________________
"Качели" (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю) ____________
"Цоканье" ______________________________
наличие или отсутствие движений ______________________________
тонус ______________________________
темп ______________________________
переключение от одного движения к другому ______________________