Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев). ЦЕЛЬ - разработка рекомендаций по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей в условиях ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
1.1 Характеристика звукового состава русского языка
1.2 Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
1.3 Причины нарушений звукопроизношения
Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ
2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения
2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками
2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Литература

Работа состоит из  1 файл

bestref-136957.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

объём движения _______________________________________________

точность выполнения __________________________________________

замены движения ______________________________________________

длительность удержания заданного положения _____________________

наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка _____________

в) Мягкое нёбо

Произнести звук [а] при широко открытом рте (отметить те же параметры движений) _______________________________________________

3. Исследование фонематической стороны речи.

Позволяет определить симптоматику и механизмы нарушений.

Воспроизведение звукоподражаний

Повтори за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.

Ребёнок плачет: у-а. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отражененно) слова и 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведённых слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные___________________ [й] ________________________________

Согласные_________________ Свистящие ________________________

[б], [п], [м] ________________ Шипящие __________________________

[в], [ф] ____________________ аффрикаты ________________________

[д], [т], [н] _________________ [л], [л’] ___________________________

[г], [к], [х] _________________ [р], [р’] ___________________________

Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол - стул, косы - козы;

папа - баба, горка - корка;

точка - дочка, миска - мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

С 4 до 5 лет

Воспроизведение звуко - слоговой структуры слова

Изолированные слова:

дом мостик кошка

снег каша капуста

крыша хлеб помидоры

С 5лет

помидоры милиционер

сквозняк аквариум

сковорода лекарство

температура простокваша

свисток подснежник

скворечник

Состояние фонематического  восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 4 лет

па-ба на-га

ба-на та-на

ва-та га-да

мя-маба-ма

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

мишка - мышка бочка - почка

уточка - удочка трава - дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

мишка - миска цветик - Светик

крыса - крыша вечер - ветер

речка - редька косы - козы

чёлка - щёлка

2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками

 

Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть им.

Поэтому требуются тренировки основных движений языка, губ, нижней челюсти. Данные упражнения даёт М.Ф. Фомичёва [6].

Движения нижней челюсти.

Чтобы речь была чёткой и ясной, дети должны уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление произношения звука [а] (см. приложение 1).

Движения губ.

Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков [с], [з], [ц], необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление звуков [и], [э] (см. приложение 1).

Правильное произношение шипящих  звуков [ш], [ж], [ч], [щ] требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают игры на уточнение и закрепление произношения звуков [о], [у] (см. приложение 1).

Для чёткой речи необходимо умение плотно смыкать губы. Этому способствуют игры на уточнение и закрепление звуков [м], [п], [б] (см. приложение 1).

Для правильного произношения звуков [с], [з], [ц], [л] ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз и подтягивать к верхним зубам. Иначе эти звуки будут искажены.

Выработке подвижности нижней губы помогают игры на уточнение и закрепление  произношения звуков [ф], [в] (см. приложение 1).

Движения языка.

Главным органом, производящим звук, является язык. Благодаря его дифференцированным точным движениям ребёнок правильно произносит различные звуки.

Для произношения звуков [с], [з], [ц] необходимо, чтобы кончик языка двигался вниз и упирался в нижние зубы. Эти движения можно выработать, проводя игры на уточнение и закрепление звуков [и], [э] (см. приложение 1).

 

2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками

 

У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правильного произношения звуков немалое значение наряду с органами речи имеют и органы слуха. Для этого проводятся игры, способствующие развитию слухового внимания. А подобранные целенаправленные игры помогают развитию речевого слуха. Эти игры представлены М.Ф. Фомичёвой [6] (см. приложение 2).

Для нормального становления речи определённой зрелости должны достигнуть и другие анализаторы или органы чувств - зрение, осязание. Поэтому для их развития можно проводить игры на развитие зрительного и тактильного восприятия (см. приложение 2).

Итак, система профилактики нарушений  звукопроизношения позволяет сделать следующие выводы.

Анамнез жизни ребёнка (наследственность, перенесенные заболевания, двигательное развитие, ранее речевое развитие), и его микросоциальное окружение, определяет ранее выявление нарушений звукопроизношения.

Не маловажными являются обследования - артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха, позволяющие охарактеризовать уровень нарушений звукопроизношения.

И, наконец, профилактика нарушений звукопроизношения у детей включает в себя, как тренировки правильных движений органов артикуляционного аппарата, так и целенаправленные тренировки на развитие сенсорного восприятия (зрительного, слухового и кинетического).

 

Заключение

 

Итак, профилактика нарушений звукопроизношения  основывается на формировании навыков правильного произношения, для которого важно:

развивать движения органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

проводить с детьми занятия на развитие слухового восприятия.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Давая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.

При работе родителей с детьми дома следует помнить:

нельзя принуждать ребёнка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку;

за одно занятие не следует давать больше двух-трёх упражнений;

к последующим упражнениям надо переходить лишь, усвоив предыдущее;

все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения;

всю работу по воспитанию правильного  звукопроизношения родители согласуют с воспитателем или логопедом при всех затруднениях.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, а также индивидуальных, социальных особенностей условий жизни. Когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить и живёт при этом в здоровой обстановке - это влияние благотворно. Но не всегда и не все родители понимают и знают об этом. Многие думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок вырастет и сам научится говорить. Другие часто подлаживаются к языку ребёнка, лепечут при разговоре, сюсюкают. И, наконец, асоциальная категория родителей, это неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Примеры этого нередки. А так же дети, живущие в детских домах, лишённые родителей.

При таком положении вещей, ведущая роль по организации языковой культуры в условиях ДОУ, принадлежит воспитателю. Задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Чем больше воспитатель разговаривает с детьми, общается (прогулки, игры), тем лучше стимулирует их к разговору, и тем успешнее формируется их правильная речь.

 

Приложение 1

 

Упражнения для тренировки основных движений языка, губ и нижней челюсти.

Игра для уточнения  произношения звука [а].

Успокой куклу

Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: "Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я покачаю свою куклу (укачивает куклу, напевая на звуке [а] мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покажите". Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук [а].

Методические указания. При проведении игры следить, чтобы дети произносили звук [а] средним голосом, не кричали.

При произнесении звука [а]:

губы в спокойном положении;

зубы на расстоянии 1-1,5см;

широкий распластанный язык лежит  спокойно внизу. Кончик языка расположен близко к нижним резцам;

мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления  звука [а].

Чудесный мешочек

Воспитатель заготавливает красивый мешочек и складывает в него предметы или картинки, в названии которых есть звук [а]. первый предмет достает сам и, показывая его детям, называет чётко и громко. Потом по очереди достают дети и, показывая ребятам, громко называют.

Примерный перечень картинок для игры: мак, панама, ванна, бант, банан и др.

Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук [а], фиксируя на нём внимание детей. Надо следить, чтобы дети называли предметы отчётливо и тоже немного выделяли звук [а] (т.е. произносили его несколько длительнее других звуков).

Необходимо подобрать слова, доступные  пониманию ребёнка, в которых  ударение падает на звук [а] (под ударением гласные звучат ясно и точно, безударные гласные произносятся в той или иной степени изменено).

Количество картинок или предметов в мешочке должно соответствовать количеству детей.

Игра для уточнения  произношения звука [и].

Лошадки

Дети, изображая лошадок, стоят  в "конюшне" (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: "Наступило утро, все лошадки идут гулять". Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу "лошадки, домой" дети говорят "и-и …" и друг за другом быстро идут в "конюшню".

Методические указания. При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети звук [и] произносили длительно.

При произнесении звука [и]:

губы растянуты в улыбку;

зубы на расстоянии нескольких (1-2) мм;

широкий кончик языка упирается  в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Язык поднят, выгнут, напряжён;

мягкое небо поднято и прижато  к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления  звука [и].

Покажи и назови

Воспитатель складывает в красивую коробку предметы - игрушки или картинки, - в названии которых есть звук [и]. первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом по очереди достают дети и, показывая всем, громко называют.

Примерный перечень предметов для  игры: мишка, ириска, вилка, пирамидка, вишня, слива, спички, и др.

Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук [и], фиксируя на нём внимание детей. Надо следить, чтобы они, называя предметы, тоже немного выделяли звук [и], говорили несколько длительнее других звуков.

Надо подбирать слова, доступные  пониманию детей данного возраста и с ударением на звуке [и]. Количество предметов или картинок должно соответствовать количеству детей.

Игра для уточнения  произношения звука [э].

Кто как кричит

Дети сидят на стульях. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована коза, и спрашивает: "Кто знает, как коза кричит?" Дети: "мэ-мэ …".

Затем показывает картинку, где нарисована овца, и спрашивает: "А как овечка кричит?" Дети: "бэ-бэ …". После этого детей можно разделить на две группы: одна изображает козочек, и, когда их выпускают на "лужок", они ходят и говорят "мэ-мэ …".

Другие дети изображают овец, они  сидят в "сарае" (отгороженном углу комнаты). Потом "козочки" идут в "сарай" и сидят там тихо, а "овечки" гуляют по "лужку" и говорят "бэ-бэ …".

Методические указания. При произнесении звука [э]:

губы в улыбке, зубы видны (расстояние между верхними и нижними резцами 4-5 мм);

широкий кончик языка упирается  в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята, слегка напряжена;

мягкое нёбо поднято и прижато  к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления  звука [э].

Волшебный сундучок

Воспитатель делает из коробки красивый сундучок и, обращаясь к детям, говорит: "Это у нас волшебный сундучок. В нём лежит много интересных, красивых картинок. Тот, кого я вызову, подойдёт, приоткроет сундучок и, достав картинку, покажет её ребятам и громко, чётко назовёт". Затем показывает детям вынутую из сундучка картинку и говорит: "Это дом". Потом вызывает ребят.

Методические указания. Для этой игры можно использовать картинки на пройденные звуки, закрепляя их произношение. Каждый ребёнок перед названием картинки должен сказать слово ЭТО, немного выделив звук [э]. (Это лодка)

Игра для уточнения  произношения звука [о].

Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей

Информация о работе Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада