Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев). ЦЕЛЬ - разработка рекомендаций по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей в условиях ДОУ.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
1.1 Характеристика звукового состава русского языка
1.2 Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
1.3 Причины нарушений звукопроизношения
Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ
2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения
2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками
2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Литература
Дети сидят перед воспитателем, у которого на руках кукла Маша с завязанными зубами. Он говорит: "заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает "о-о …". Как Маша вздыхает?" Дети: "о-о …". Воспитатель передаёт куклу по очереди детям. Получивший куклу говорит "о-о …".
Методические указания. При проведении игры надо следить за тем, чтобы звук [о] произносили на выдохе длительно.
При произнесении звука [о]:
губы округлены и немного выдвинуты вперёд;
зубы на расстоянии 1-0,5см;
корневая часть языка немного приподнята;
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [о].
Угадай чего не хватает
Воспитатель ставит на стол игрушки, в названии которых ясно слышится звук [о] (стол, дом, кошка, конь и др.). Затем он предлагает ребятам посмотреть, хором назвать игрушки и запомнить их. Потом вызывает одного ребёнка, предлагает ему посмотреть ещё раз и отвернуться. В это время убирает одну игрушку, а ребёнку предлагает угадать, какой игрушки не хватает. Когда ребёнок отгадает, какая игрушка была убрана, воспитатель называет все игрушки, стоящие на столе, и вызывает другого ребёнка.
Методические указания. Следить, чтобы дети не подсказывали отгадывающему. Игрушки можно убрать лишь те, в названии которых звук [о] стоит под ударением, т.к в безударном положении будет слышаться [а].
Игра для уточнения произношения звука [у].
Поезд
Дети садятся на стулья в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зелёный свет семафора, поезда дают гудок перед отправлением. Если красный свет - дети молчат.
Методические указания. При произнесении звука [у]:
губы трубочкой выдвинуты
зубы на расстоянии приблизительно 0,5см;
корень языка поднят;
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [у].
Кто как кричит
Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: "Сейчас я вам покажу картинки и скажу, кто, как кричит, а вы внимательно слушайте и правильно за мной повторяйте. (Показывает картинку "Девочка заблудилась в лесу и кричит" "ау") когда мы заблудимся, то кричим "ау". Все хором повторяют "ау". Следующая картинка "Малыш плачет". Воспитатель показывает и говорит детям, что малыш плачет "уа". Все хором повторяют "уа". Картинка "Филин сидит на суку". "А знаете, как филин кричит? фу-бу, фу-бу …". Дети хором повторяют "фу-бу …". Картинка "Свинья лежит". "Когда свинья довольна, она дышит так: уф-уф …". Дети повторяют "уф-уф …".
"а теперь я кого-нибудь вызову, покажу ему картинки, а он вспомнит и скажет, кто как кричит".
Методические указания. Во всех звукосочетаниях [у] надо выделять, произнося его длительнее. Правильный ответ ребёнка могут повторить все дети.
Игра для уточнения произношения звука [м].
Накорми телят
Воспитатель изображает пастуха. Дети изображают телят. Они гуляют на лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат "муу …". Они просят есть. Воспитатель даёт детям по морковке, листику салата или хлеб.
Методические указания. При проведении игр говорить МУ, длительно и слитно, плотно смыкая губы, немного выделяя звук [м].
При произнесении звука [м]:
губы сомкнуты без напряжения;
расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [м] гласного;
мягкое небо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [м].
Найди пару
Дети сидят за столами. Воспитатель раздаёт им картинки, в названии которых есть звук [м]. на столе рисунком вверх разложены картинки, парные тем, которые розданы детям. По вызову, ребёнок подходит к столу. Показывает детям свою картинку и громко, чётко называет её. Потом находит её парную и обе картинки отдаёт воспитателю, ещё раз называя их.
Методические указания. Примерный перечень картинок: мяч, мак, машина, матрёшка, морковка и др. первую пару картинок воспитатель называет сам, слегка выделяя звук [м].
Игра для уточнения произношения звука [б].
Автомобили
Воспитатель предлагает детям поиграть в автомобили. Дети делятся на две группы и становятся друг за другом. Каждая группа у разных стен. По сигналу "поехали" дети, изображая руками движения колёс, идут вперёд; встречаясь они дают сигналы "би-би …", чтобы машины не столкнулись. Потом они ходят по комнате в разных направлениях, давая сигнал при встрече.
Методические указания. При проведении игры надо следить, чтобы при встрече дети не кричали, звук [б] произносили звонко и чётко.
При произнесении звука [б]:
губы сомкнуты без заметного нажима;
расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [б] гласного;
мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [б].
Магазин
На столе воспитателя по количеству детей расстанавливаются игрушки и предметы, в названии которых есть звук [б]. дети по очереди идут в "магазин", покупают игрушки и, показывая их, громко называют. Когда игрушки все раскуплены, дети играют с ними.
Методические указания. Примерный перечень игрушек: бубен, барабан, белка, собака, башня и др. Нельзя брать те игрушки, в названии которых звук [б] стоит перед глухой согласной или в конце слова, т.к в таком положении он оглушается (гриб, коробка).
Игра для уточнения произношения звука [п].
Кто дальше?
Воспитатель заготавливает четыре лодочки с парусами, сделанной из тонкой бумаги (парус вставляется в центре лодочки). Четверо детей садятся за детские столы, поставленные в ряд. Перед ними на край стола ставятся лодочки. По сигналу воспитателя дети, произнося звук [п], дует каждый на свою лодочку.
Методические указания. При произнесении звука [п]:
губы сжаты;
расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [п] гласного;
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Игра для закрепления звука [п].
Лото
Дети получают по одной картинке. Парные картинки воспитатель перемешивает и кладёт у себя на столе стопкой рисунком вниз. Он открывает по одной картинке и спрашивает: "Кому дать подушку?" ребёнок, у которого есть такая картинка, должен вежливо попросить её: "Дайте мне, пожалуйста, подушку".
Методические указания. Для игры в лото подбирают картинки, в названии которых есть звук [п]: палка, птичка, прыгалки, полка, петух, пила, поросёнок и др.
Игра для уточнения произношения звука [в].
Волки воют
Воспитатель, показывая картинку, на которой нарисована зима и воющий волк, говорит: "холодно зимой в лесу, нечего волку есть. Сидит он и воет "в-в-в …". Как воет волк?" Дети: "в-в-в …".
Методические указания. При проведении игры дети должны произносить звук [в] вполголоса, чтобы он отчётливо был слышен.
При произнесении звука [в]:
нижняя губа прижата к краям верхних резцов, но посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха;
верхняя губа слегка приподнята;
верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
язык принимает положение
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [в].
Рассматривание картинки
Воспитатель ставит на стенд картинку "Зимняя одежда", а вызванному ребёнку предлагает показать всем детям один из предметов зимней одежды, изображённой на картинке, и назвать так: "Вот валенки" или "Вот варежки".
Методические указания. Называть предметы надо громко, чётко. Ответы отдельных детей можно повторить всем вместе.
Игра для уточнения произношения звука [ф].
Пузырь
Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Начиная произносить текст "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и отходят назад, растягивая круг. К концу текста образуется большой круг. По сигналу воспитателя "воздух выходит" или "пузырь лопнул" дети идут к центру круга, произнося звук [ф], подражая выходящему воздуху.
Методические указания. Для проведения игры текст стихотворения воспитателем разучивается заранее. Нужно следить, чтобы круг дети растягивали постепенно. После сигнала "лопнул" следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходить в маленькую дырочку).
При произнесении звука [ф]:
нижняя губа прижата к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;
верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
язык принимает положение
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Игра для закрепления звука [ф].
Чего не хватает?
Воспитатель раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук [ф]: флажок, формочки, фартук, фуражка и др. Затем вызывается ребёнок, который выходит и становится лицом к столу. Воспитатель выбирает один из предметов. Вызванный должен указать, какого предмета не хватает. Можно попросить назвать предметы, которые остались на столе.
Методические указания. Вызывать водящими надо в первую очередь тех детей. Которые ещё плохо закрепили звук [ф].
Упражнения для слухового, зрительного и тактильного восприятия.
Игра для развития слухового внимания.
Угадай на чем играю?
Воспитатель знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушку за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чём он играл. Тот, кто угадал правильно, достаёт инструмент из-за ширмы и играет на нём.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали и не подсказывали друг другу. На одно занятие брать не более четырёх различных инструментов. Игру проводить 5-7 раз.
Игра на развитие зрительного и тактильного восприятия.
Волшебный мешочек
Воспитатель заготавливает мешочек
и складывает в него предметы, у
которых поверхность
Методические указания. Называя предмет, ребенок может называть его характеристику и цвет (например: кубик гладкий, красного цвета и т.д.). количество предметов или игрушек должно соответствовать количеству детей.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 548с.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 208с.
3. Под редакцией Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.Ф. Фомичёва, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Издательский центр "Академия", 2002. - 200с.
4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Издательство "Гиппократ", 1995. - 224с.
5. Розенталь Д.Э., Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 9-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 448с.
6. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Издательство "Просвещение", 1966. - 249с.
7. Хватцев М.Е. предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей - СПб.: Издательство "Каро", "Дельта +", 2004. - 250с.
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ: сборник методических рекомендаций. - 204с. - СПб.: Детство - пресс, 2001. - (РГПУ им.А.И. Герцена).
9. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред.Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 703с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
10. Проблемы патологии развития и распада речевой функции (Методические материалы научно-практической конференции "Центральные механизмы речи", посвящённой памяти проф. Н.Н. Трауготт) / Отв. ред. М.Г. Харковская. - СПб., Изд-во С. - Петербургского университета, 2001. - 188с.