Профориентационная поддержка учащейся молодёжи в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:05, реферат

Описание

Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда.
Под профессиональной ориентацией понимают «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профессиональной консультацией — «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».

Содержание

1. Профессиональная ориентация
2. История становление профориентационной работы в США и других странах
3. Профориентация в США

Работа состоит из  1 файл

Проф.ориентация в США.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Волгоградский Государственный Социально-Педагогический Университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: «Профориентационная поддержка  учащейся молодёжи в США» 
 
 
 
 
 

выполнила студентка фак-та ДНО

группы  Д-Пб-41

Прасолова Алина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011 

Содержание 

  1. Профессиональная  ориентация
  2. История становление профориентационной работы в США и других странах
  3. Профориентация в США

 

Профессиональная  ориентация 

    Профессиональная  ориентация — одна из первых составляющих психологии труда.

Под профессиональной ориентацией понимают «широкий, выходящий  за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в  выборе профессии»; под профессиональной консультацией — «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».

И профориентация и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится  с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.

    Основные  тенденции в развитии этой дисциплины: активное использование психодиагностики, наглядных средств, описаний профессий  и конкретных рабочих постов, становление  диалогового режима консультирования клиента как пути его самореализации в жизни в профессиональной сфере, как пути самопознания, а не только лишь ознакомления с существующими профессиями, учебными заведениями и вакансиями.

    Активное  развитие репертуара средств и техник работы профконсультантов во многом определилось психотерапией как особой дисциплиной и широкой практикой ее разных направлений (гештальт-психология, психодрама, роджерианская терапия, трансактный анализ, НЛП и др.). Техники и технологии психотерапии, наработанные и широко апробированные в 1960-1970-х гг., в 1980-1990-х гг. быстро и эффективно адаптируются для решения задач профессиональной ориентации людей разного возраста, как в индивидуальных, так и в групповых формах.

    С самого начала важным моментом профессиональной ориентации было посредничество опытного специалиста — педагога, профессионала, а позже и специалиста-психолога — в ориентации молодого человек, в огромном пространстве актуальных и востребованных профессий, доступных для овладения данным человеком с учетом его физических и психологических особенностей и внешних, объективных условий. Ближе к концу XX в. необходимость в таком периодическом посредничестве становится актуальной на каждом возрастном этапе — как вопрос профессиональной карьеры человека в широком смысле. Возрастной диапазон лиц, нуждающихся в периодической поддержке, имеет тенденцию предельно расширяться — от подросткового до пенсионного и постпенсионного возраста. В сфере искусства и в спорте к середине XX в. нормой стала ранняя специализация — с 6-8-летнего возраста.

Вторым важным условием профессиональной ориентации в это же время стали называть и психологическое сопровождение  — целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции  профессионального становления  личности.

    Профессиональная  ориентация как целостное направление, в свою очередь, также разделяется не несколько самостоятельных ветвей, направлений деятельности, отличающихся по своей методологии и методическому инструментарию: на профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию.

    Профориентация  в целом — широкое по своему содержанию понятие, имеющее разные смыслы в разных национальных культурах. Например, в США ребенка с раннего  возраста ориентируют на «успешную  карьеру», что предполагает особое отношение ко всему, что связано с выбором в будущем людей как клиентов, с одной стороны, с другой — ответственность специалистов-консультантов.

Профессиональное  и личностное самоопределение тесно  взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон  рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности. Н. С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:

• в отличие  от личностного, профессиональное самоопределение  более конкретно, обычно оформляется  официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);

• личностное самоопределение  всегда более сложное явление, зависящее  больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т. д.).

    Глубокие  социально-экономические изменения, произошедшие в России в 1980-1990-х гг., затронули не только внешние условия, влияющие на представления о профессиях человека, вступающего в жизнь. Серьезно деформирована и его субъективная сфера. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов в выборе профессиональной стези, стали размываться границы «мужских» и «женских» профессий. В 14-15 лет подростки больше прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше — к мнению родителей и родственников. С возрастом влияние окружающих резко уменьшается. Шестнадцати - семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении, девушки — большую активность, чем юноши. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их значимых людей — родителей, родственников, учителей, друзей.

    Основными проблемами, препятствующими успешному  решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных  батарей психодиагностики, недостаточное  финансовое и техническое оснащение  центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою архаичность и некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов. В 1990-х гг. профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности. На уровне методологии господствовали эклектика, заимствование зарубежных технологий и методик, поспешные конструирования собственных, не проходящих должную психометрическую проверку тестов; на уровне методического обеспечения — неполнота; на уровне профессионализма специалистов — отсутствие опыта, психологического или педагогического образования; на уровне стратегии — отсутствие координации деятельности двух ветвей профориентационной работы в масштабе государства в целом.

Тем не менее  отрасль активно развивалась. В  качестве примера можно привести типичный хронотоп начала XXI в. — программную часть дисциплины, оформленную Э. Ф. Зеером с сотрудниками:

    Профориентология  — научная дисциплина, находящаяся  на стыке философии, психологии и  педагогики, изучающая факты, механизмы  и закономерности профессионального становления личности.

    Цель  профориентологии — оказание психологической  и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.

    Задачи  профориентологии:

1) формирование  профессиеведческой компетентности: ознакомление с миром профессий,  классификацией и социально-психологической  характеристикой профессий, типовыми  сценариями профессиональной биографии;

2) развитие профессиеведческих  компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.;

3) обеспечение  психологически компетентного сопровождения  профессиональной жизни человека  с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

    Профориентология, как самостоятельная отрасль  науки, характеризуется собственным  предметом и методами исследования. Ее предметом являются профессионально  обусловленные явления, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий.

    Профессиональное  становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В  течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. В целостном профессиональном становлении личности выделяются семь стадий.

1. Началом данного  процесса является зарождение  профессионально ориентированных  интересов и склонностей у  детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет).

2. Затем следует  формирование профессиональных  намерений, которое завершается  осознанным, желанным, а иногда и  вынужденным выбором профессии.  Этот период получил название оптации.

3. Следующая  стадия профессиональной подготовки  начинается с поступления в  профессиональное учебное заведение.

4. По окончании  учебного заведения наступает  стадия профессиональной адаптации.

5. По мере  освоения профессии личность  все больше погружается в профессиональную среду. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее  повышение квалификации, индивидуализация  технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной  позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

7. Часть работников, обладающих творческим потенциалом,  развитой потребностью в самоосуществлении  и самореализации, переходит на следующую стадию — профессионального мастерства.

    Формально сущность профориентации как раздела  науки можно обозначить в виде превращения исходной формулы психологии труда как системы «субъект —  объект» в более развернутую  форму: система «субъект — объект (профессиональная деятельность — профессиональная карьера — жизненный путь — личностное развитие) — другие субъекты — социальная среда». 
 
 
 

История становление профориентационной работы в США и других странах 

    Разработка  теоретических вопросов профориентационной работы началась в конце XIX – начале XX в.в. Основателем профориентации называют американского социолога Фрэнка Парсонса, который впервые придал конкретную и устойчивую форму организации руководства выбором профессии. В 1908 году, работая в Профессиональном бюро г. Бостона ( США ), он сформулировал три основных положения выбора профессии: будущему работнику необходимо ясное понимание самого себя, своих способностей, умений, интересов, притязаний, возможностей, ограничений и их причин; знание требований и условий для достижения успеха, преимуществ и недостатков, размеров вознаграждения, возможностей и перспектив в различных направлениях работы; правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов.

    По  мнению А. Д. Сазонова, Н. И. Калугина, А. П. Менщикова, деятельность этого бюро принято считать началом зарождения профориентационного движения. Затем аналогичное бюро в 1910 году было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное знание способностей учащихся. Бюро свою работу вело в полном контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах .

    В то же время в Англии, Германии, США  при биржах труда и промышленных предприятиях работают специальные  бюро, занимающиеся профессиональным отбором рабочих, публикуются различные  руководства по выбору профессии, осуществляется предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительные беседы в определении выпускников на работу. Согласно положению, бюро профконсультации должны были:

1.     Проводить планомерную подготовку подростков к выбору профессии, для чего поддерживать тесную связь со школой;

2.     Давать советы и информацию, касающиеся  выбора профессии как при вступлении  в профессиональную жизнь, так  и при перемене профессии;

3.     Проводить психологическое обследование;

4.     Сопровождать выдаваемые рекомендации  направлением на работу или  на профессиональное обучение.

    При университетах и колледжах Профконсультационные бюро помогают абитуриентам и студентам  избрать специальности. Актуализируются  проблемы подготовки подрастающего поколения к практической жизни, укрепление связи образовательного и воспитательного процессов с потребностями общества.

В общем виде политика трудовой подготовки в США  определялась концепцией «Образование для карьеры». Программа была нацелена на то, чтобы «сделать индивида способным к дальнейшему обучению». Это обусловлено «идеей непрерывного образования», которое ставит целью подготовить молодежь к жизни и труду путем воспитания у нее способности получать информацию, учиться и переучиваться в течение всей жизни, а также находить возможность адаптации к непрерывно меняющимся условиям труда, характеру производства. Основными принципами всех программ «образования для карьеры» являются комплексность и поэтапное формирование профессионально-трудовых знаний, умений, навыков, а также личностных качеств рабочего и служащего промышленно-делового комплекса.

Информация о работе Профориентационная поддержка учащейся молодёжи в США