Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:05, реферат
Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда.
Под профессиональной ориентацией понимают «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профессиональной консультацией — «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».
1. Профессиональная ориентация
2. История становление профориентационной работы в США и других странах
3. Профориентация в США
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Волгоградский Государственный Социально-
Реферат
на тему:
«Профориентационная поддержка
учащейся молодёжи в США»
выполнила студентка фак-та ДНО
группы Д-Пб-41
Прасолова
Алина
Волгоград
2011
Содержание
Профессиональная
ориентация
Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда.
Под профессиональной ориентацией понимают «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профессиональной консультацией — «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».
И профориентация
и профконсультация — это «ориентирование»
школьника (оптанта), тогда как профессиональное
самоопределение больше соотносится
с «самоориентированием»
Основные
тенденции в развитии этой дисциплины:
активное использование
Активное развитие репертуара средств и техник работы профконсультантов во многом определилось психотерапией как особой дисциплиной и широкой практикой ее разных направлений (гештальт-психология, психодрама, роджерианская терапия, трансактный анализ, НЛП и др.). Техники и технологии психотерапии, наработанные и широко апробированные в 1960-1970-х гг., в 1980-1990-х гг. быстро и эффективно адаптируются для решения задач профессиональной ориентации людей разного возраста, как в индивидуальных, так и в групповых формах.
С самого начала важным моментом профессиональной ориентации было посредничество опытного специалиста — педагога, профессионала, а позже и специалиста-психолога — в ориентации молодого человек, в огромном пространстве актуальных и востребованных профессий, доступных для овладения данным человеком с учетом его физических и психологических особенностей и внешних, объективных условий. Ближе к концу XX в. необходимость в таком периодическом посредничестве становится актуальной на каждом возрастном этапе — как вопрос профессиональной карьеры человека в широком смысле. Возрастной диапазон лиц, нуждающихся в периодической поддержке, имеет тенденцию предельно расширяться — от подросткового до пенсионного и постпенсионного возраста. В сфере искусства и в спорте к середине XX в. нормой стала ранняя специализация — с 6-8-летнего возраста.
Вторым важным
условием профессиональной ориентации
в это же время стали называть
и психологическое
Профессиональная ориентация как целостное направление, в свою очередь, также разделяется не несколько самостоятельных ветвей, направлений деятельности, отличающихся по своей методологии и методическому инструментарию: на профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию.
Профориентация в целом — широкое по своему содержанию понятие, имеющее разные смыслы в разных национальных культурах. Например, в США ребенка с раннего возраста ориентируют на «успешную карьеру», что предполагает особое отношение ко всему, что связано с выбором в будущем людей как клиентов, с одной стороны, с другой — ответственность специалистов-консультантов.
Профессиональное и личностное самоопределение тесно взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности. Н. С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:
• в отличие от личностного, профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);
• личностное самоопределение всегда более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т. д.).
Глубокие
социально-экономические
Основными
проблемами, препятствующими успешному
решению типовых задач
Тем не менее отрасль активно развивалась. В качестве примера можно привести типичный хронотоп начала XXI в. — программную часть дисциплины, оформленную Э. Ф. Зеером с сотрудниками:
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Цель
профориентологии — оказание психологической
и педагогической помощи при выборе
профессии, в процессе карьерного роста,
а также актуализация профессионально-
Задачи профориентологии:
1) формирование
профессиеведческой
2) развитие профессиеведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.;
3) обеспечение
психологически компетентного
Профориентология, как самостоятельная отрасль науки, характеризуется собственным предметом и методами исследования. Ее предметом являются профессионально обусловленные явления, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий.
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. В целостном профессиональном становлении личности выделяются семь стадий.
1. Началом данного
процесса является зарождение
профессионально
2. Затем следует
формирование профессиональных
намерений, которое
3. Следующая
стадия профессиональной
4. По окончании
учебного заведения наступает
стадия профессиональной
5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
6. Дальнейшее
повышение квалификации, индивидуализация
технологий выполнения
7. Часть работников,
обладающих творческим
Формально
сущность профориентации как раздела
науки можно обозначить в виде
превращения исходной формулы психологии
труда как системы «субъект —
объект» в более развернутую
форму: система «субъект — объект (профессиональная
деятельность — профессиональная карьера
— жизненный путь — личностное развитие)
— другие субъекты — социальная среда».
История
становление профориентационной работы
в США и других странах
Разработка теоретических вопросов профориентационной работы началась в конце XIX – начале XX в.в. Основателем профориентации называют американского социолога Фрэнка Парсонса, который впервые придал конкретную и устойчивую форму организации руководства выбором профессии. В 1908 году, работая в Профессиональном бюро г. Бостона ( США ), он сформулировал три основных положения выбора профессии: будущему работнику необходимо ясное понимание самого себя, своих способностей, умений, интересов, притязаний, возможностей, ограничений и их причин; знание требований и условий для достижения успеха, преимуществ и недостатков, размеров вознаграждения, возможностей и перспектив в различных направлениях работы; правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов.
По мнению А. Д. Сазонова, Н. И. Калугина, А. П. Менщикова, деятельность этого бюро принято считать началом зарождения профориентационного движения. Затем аналогичное бюро в 1910 году было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное знание способностей учащихся. Бюро свою работу вело в полном контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах .
В то же время в Англии, Германии, США при биржах труда и промышленных предприятиях работают специальные бюро, занимающиеся профессиональным отбором рабочих, публикуются различные руководства по выбору профессии, осуществляется предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительные беседы в определении выпускников на работу. Согласно положению, бюро профконсультации должны были:
1. Проводить планомерную подготовку подростков к выбору профессии, для чего поддерживать тесную связь со школой;
2.
Давать советы и информацию, касающиеся
выбора профессии как при
3. Проводить психологическое обследование;
4.
Сопровождать выдаваемые
При
университетах и колледжах
В общем виде политика трудовой подготовки в США определялась концепцией «Образование для карьеры». Программа была нацелена на то, чтобы «сделать индивида способным к дальнейшему обучению». Это обусловлено «идеей непрерывного образования», которое ставит целью подготовить молодежь к жизни и труду путем воспитания у нее способности получать информацию, учиться и переучиваться в течение всей жизни, а также находить возможность адаптации к непрерывно меняющимся условиям труда, характеру производства. Основными принципами всех программ «образования для карьеры» являются комплексность и поэтапное формирование профессионально-трудовых знаний, умений, навыков, а также личностных качеств рабочего и служащего промышленно-делового комплекса.
Информация о работе Профориентационная поддержка учащейся молодёжи в США