Новые
концептуальные подходы к проведению
профессионального ориентирования и консультирования
нашли свое отражение в различных образовательных
программах, организационных формах, компьютерных
информационных системах. Например, программа
"От школы к работе" принята в США
на федеральном уровне специальным актом
в 1994 г. Ее цель - улучшение подготовки
американской молодежи к самостоятельной
трудовой жизни. Обучаясь по такой программе,
учащиеся получают более полное представление
о различных сферах труда на практике,
что позволяет им более осознанно сделать
выбор своей профессиональной карьеры,
основываясь на собственном практическом
опыте. Программа охватывает подростковый
и старший школьный возрасты, с 13 до 19 лет.
Она включает два направления: для учащихся,
которые планируют после школы поступать
в колледжи или вузы, и для тех, кто собирается
работать. В первом случае учащимся предоставляется
возможность поработать на какой-нибудь
фирме под руководством ее специалиста.
Они также могут работать в тех сферах,
где традиционно трудятся подростки (например,
в сфере обслуживания, здравоохранения,
образования). Во втором случае всем желающим
предоставляются рабочие места на производстве.
Под руководством опытных наставников
они осваивают рабочие профессии, знакомятся
с производством и рабочим коллективом.
Как показал опыт, эта работа очень плодотворна.
Учащиеся начинают более ответственно
относиться к учебе и работе, лучше успевают
в школе, уверенно чувствуют себя относительно
будущего трудоустройства.
Предприниматели,
которые активно участвуют в реализации
данной программы, охотно предоставляют
рабочие места для учащихся. Это объясняется
тем, что они не только участвуют в подготовке
кадров для
общества, что считается почетным
делом, но и готовят кадры
для собственного бизнеса. Так,
в Нью-Йорке предприниматели обеспечили
школьников рабочими местами и обучением
под руководством специалистов и наставников
на 99%. Они увидели реальную пользу предварительной
профессиональной подготовки школьников,
которая дает возможность отобрать талантливую
молодежь для фирм и производства и тем
самым расширить и улучшить бизнес.
Другой
вариант подготовки школьников
к выбору пути продолжения
образования или трудоустройства
- это углубленные академические
занятия по программе колледжа
в течение двух последних лет обучения
в школе (XI-XII классы). Такая подготовка
позволяет выпускникам продолжать образование
без вступительных экзаменов. В колледже
учащиеся выполняют различные практические
задания в лабораториях и на производстве,
приобретают умения как для исследовательской,
так и для исполнительской, рутинной работы.
Все это происходит под руководством специалистов,
которые составляют для школьников различные
программы обучения.
Свободный выбор программ позволяет
школьникам реализовать свои
интересы к той или иной области знаний,
расширить кругозор о мире профессий и
приобрести знания, навыки и умения по
конкретной специальности. Например, в
штате Колорадо школьный округ оплачивает
преподавателям университета обучение
школьников по специально разработанным
программам, учитывающим направленность
данного учебного заведения и местного
социального окружения. Программы делятся
по трем направлениям: математика и наука;
управление; искусство и культура; каждое
из них включает разнообразный набор профессий.
Так, школьники, выбравшие первое направление,
часто хотят специализироваться в медицине;
будущие управленцы - в области психологии,
социологии, политологии. Профиль искусства
и культуры включает востребованные специализации
по конструированию одежды, проектированию
различных строительных сооружений, а
также курс совершенствования английского
языка.
Каждая программа построена так,
что в нее входят не только
посещение лекций, но и в обязательном
порядке практические занятия,
деловые игры, экскурсии в учреждения,
встречи с людьми, имеющими хороший карьерный
рост по какой-либо специальности. Слушатели
учатся рационально использовать время,
самостоятельно приобретать новые знания,
развивать в себе такие качества, как коммуникабельность,
инициативность и т.д.
Школьникам необходимо знать
свои возможности и то, в каком
направлении они должны работать
над собой. Создатели программ
считают также важным научить
их понимать, как индивидуальные,
личностные характеристики соотносятся
с социальными, образовательными
и карьерными требованиями, использовать
академические и профессиональные умения
для достижения личных целей, понимать
социальную значимость выбранной ими
специальности. Неотъемлемой частью каждой
программы является выполнение учащимися
самостоятельного индивидуального задания.
Это может быть реферат на какую-либо тему,
изготовление изделий или чертеж здания.
К
окончанию школы они в состоянии
написать краткое резюме о
себе и могут обосновать свои
претензии занять ту или иную
вакансию. Грамотно составленное по определенным
правилам резюме существенно влияет не
только на решение работодателя при приеме
на работу, но и на возможность дальнейшего
карьерного роста.
Важно отметить также, что средние
и высшие учебные заведения
способствуют поддержанию социального
равенства в плане доступа молодых людей
к обучению и профессиональной карьере
и предоставляют им возможность в процессе
обучения сделать собственный осознанный
выбор профессионального пути. Совершенствование
системы профориентации неизбежно предполагает
расширение информационной базы данных,
наличие исчерпывающей информации о состоянии
и перспективах развития рынка труда,
возможностях и путях получения базовой
подготовки и образования, требованиях
профессии к человеку. В 1998 г. в США была
разработана новая информационная сетевая
база данных (Occupational Information Network) или сокращенно
O*NET. Долгое время специалисты по профориентации,
работодатели и лица, ищущие работу, пользовались
словарем профессий (Dictionary of Occupational Titles),
первое издание которого вышло в 1938 г.
Главное внимание в нем уделялось рабочим
профессиям. С повышением роли информационных
услуг и изменением содержания многих
традиционных профессий, а также появлением
значительного количества новых полезность
словаря стала идти на убыль. В связи с
этим группой сотрудников государственных
и частных организаций под руководством
отдела занятости и управления профессиональной
подготовки Министерства труда США в 1998
г. была создана новая информационная
сетевая база данных о профессиях (O*NET).
В
ней наиболее полно представлены
сведения как о рабочих профессиях,
так и о профессиях, требующих
среднего и высшего образования.
Информация о каждой профессии
содержит следующие пункты: содержание
деятельности, условия работы, квалификационные
требования, средства деятельности, требования
к профессиональным качествам, профессиональное
образование, медицинские противопоказания,
родственные профессии, а также перечень
учебных заведений, в которых готовят
тех или иных специалистов.
Создание O*NET послужило началом к
разработке других программных
продуктов, использующих информацию,
представленную в компьютерной
сети. Так, программа "Career Zone",
подготовленная министерством труда
штата Нью-Йорк, предлагает понятное
для детей описание профессий из сетевой
базы данных O*NET. Она включает три способа
поиска данных: 1) искать профессию по названию;
2) использовать встроенную программу
оценки интересов для создания соответствующего
им перечня профессий; 3) осуществлять
выбор внутри определенной группы специальностей,
которые характеризуются общностью навыков.
Для знакомства школьников с миром профессий
предлагаются также 60-секундные видеоролики,
рассказывающие о содержании интересующей
профессии и об учебных заведениях, где
ее можно приобрести.
Использование сетевой базы данных
позволяет значительно повысить
эффективность профориентационной
работы. В исследовании М. Мариани
подчеркивается важная роль объективной
информации, предотвращающей опасность
неправильного выбора профессии выпускниками
школ. Не вызывает сомнения, пишет автор,
что создание аналогичных баз данных и
других программных мультимедийных продуктов
по профориентации актуально для каждой
страны. Дело это интересное, важное, сложное,
и оно требует совместных усилий дидактов,
психологов и специалистов по новым информационным
технологиям.
В
заключение отметим, что американские
педагоги и психологи достигли
в этой области существенных
результатов. Разнообразие теоретических
концепций и учебных программ
по практической подготовке школьников
к выбору профессии свидетельствует об
интенсивности и результативности поиска
новых решений в профессиональном развитии
подрастающего поколения. Теоретическое
обоснование вариативности содержания,
форм методов профориентационной работы
со школьниками и студентами создает основу
для раскрытия и стимулирования развития
творческих инициатив молодых людей при
построении и реализации своих профессиональных
планов.
Список
литературы
1. Шамсутдинова
И.Г. Источники профориентационной
поддержки учащейся молодежи в США // Педагогика.
- 2008. - № 1. - С. 103.
2. Гриншпун С.
С. Профориентация в США // Педагогика.
– 2005, № 9. – С. 65-72
3. Иванова Е.М.
/ Психология професиональной деятельности.
– М.: ПЕРСЭ, 2006.
4. Черникова
Т. В. /Профориентационная поддержка старшеклассников.
– М.: Абак, 2006.