Профориентационная поддержка учащейся молодёжи в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:05, реферат

Описание

Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда.
Под профессиональной ориентацией понимают «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профессиональной консультацией — «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».

Содержание

1. Профессиональная ориентация
2. История становление профориентационной работы в США и других странах
3. Профориентация в США

Работа состоит из  1 файл

Проф.ориентация в США.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

     Новые  концептуальные подходы к проведению профессионального ориентирования и консультирования нашли свое отражение в различных образовательных программах, организационных формах, компьютерных информационных системах. Например, программа "От школы к работе" принята в США на федеральном уровне специальным актом в 1994 г. Ее цель - улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Обучаясь по такой программе, учащиеся получают более полное представление о различных сферах труда на практике, что позволяет им более осознанно сделать выбор своей профессиональной карьеры, основываясь на собственном практическом опыте. Программа охватывает подростковый и старший школьный возрасты, с 13 до 19 лет. Она включает два направления: для учащихся, которые планируют после школы поступать в колледжи или вузы, и для тех, кто собирается работать. В первом случае учащимся предоставляется возможность поработать на какой-нибудь фирме под руководством ее специалиста. Они также могут работать в тех сферах, где традиционно трудятся подростки (например, в сфере обслуживания, здравоохранения, образования). Во втором случае всем желающим предоставляются рабочие места на производстве. Под руководством опытных наставников они осваивают рабочие профессии, знакомятся с производством и рабочим коллективом. Как показал опыт, эта работа очень плодотворна. Учащиеся начинают более ответственно относиться к учебе и работе, лучше успевают в школе, уверенно чувствуют себя относительно будущего трудоустройства.

     Предприниматели,  которые активно участвуют в реализации данной программы, охотно предоставляют рабочие места для учащихся. Это объясняется тем, что они не только участвуют в подготовке

 кадров для  общества, что считается почетным  делом, но и готовят кадры  для собственного бизнеса. Так, в Нью-Йорке предприниматели обеспечили школьников рабочими местами и обучением под руководством специалистов и наставников на 99%. Они увидели реальную пользу предварительной профессиональной подготовки школьников, которая дает возможность отобрать талантливую молодежь для фирм и производства и тем самым расширить и улучшить бизнес.

     Другой  вариант подготовки школьников  к выбору пути продолжения  образования или трудоустройства  - это углубленные академические  занятия по программе колледжа  в течение двух последних лет обучения в школе (XI-XII классы). Такая подготовка позволяет выпускникам продолжать образование без вступительных экзаменов. В колледже учащиеся выполняют различные практические задания в лабораториях и на производстве, приобретают умения как для исследовательской, так и для исполнительской, рутинной работы. Все это происходит под руководством специалистов, которые составляют для школьников различные программы обучения.

       Свободный выбор программ позволяет  школьникам реализовать свои  интересы к той или иной области знаний, расширить кругозор о мире профессий и приобрести знания, навыки и умения по конкретной специальности. Например, в штате Колорадо школьный округ оплачивает преподавателям университета обучение школьников по специально разработанным программам, учитывающим направленность данного учебного заведения и местного социального окружения. Программы делятся по трем направлениям: математика и наука; управление; искусство и культура; каждое из них включает разнообразный набор профессий. Так, школьники, выбравшие первое направление, часто хотят специализироваться в медицине; будущие управленцы - в области психологии, социологии, политологии. Профиль искусства и культуры включает востребованные специализации по конструированию одежды, проектированию различных строительных сооружений, а также курс совершенствования английского языка.

      Каждая программа построена так,  что в нее входят не только  посещение лекций, но и в обязательном  порядке практические занятия,  деловые игры, экскурсии в учреждения, встречи с людьми, имеющими хороший карьерный рост по какой-либо специальности. Слушатели учатся рационально использовать время, самостоятельно приобретать новые знания, развивать в себе такие качества, как коммуникабельность, инициативность и т.д.

      Школьникам необходимо знать  свои возможности и то, в каком  направлении они должны работать  над собой. Создатели программ  считают также важным научить  их понимать, как индивидуальные, личностные характеристики соотносятся  с социальными, образовательными и карьерными требованиями, использовать академические и профессиональные умения для достижения личных целей, понимать социальную значимость выбранной ими специальности. Неотъемлемой частью каждой программы является выполнение учащимися самостоятельного индивидуального задания. Это может быть реферат на какую-либо тему, изготовление изделий или чертеж здания.

     К  окончанию школы они в состоянии  написать краткое резюме о  себе и могут обосновать свои  претензии занять ту или иную  вакансию. Грамотно составленное по определенным правилам резюме существенно влияет не только на решение работодателя при приеме на работу, но и на возможность дальнейшего карьерного роста.

      Важно отметить также, что средние  и высшие учебные заведения  способствуют поддержанию социального равенства в плане доступа молодых людей к обучению и профессиональной карьере и предоставляют им возможность в процессе обучения сделать собственный осознанный выбор профессионального пути. Совершенствование системы профориентации неизбежно предполагает расширение информационной базы данных, наличие исчерпывающей информации о состоянии и перспективах развития рынка труда, возможностях и путях получения базовой подготовки и образования, требованиях профессии к человеку. В 1998 г. в США была разработана новая информационная сетевая база данных (Occupational Information Network) или сокращенно O*NET. Долгое время специалисты по профориентации, работодатели и лица, ищущие работу, пользовались словарем профессий (Dictionary of Occupational Titles), первое издание которого вышло в 1938 г. Главное внимание в нем уделялось рабочим профессиям. С повышением роли информационных услуг и изменением содержания многих традиционных профессий, а также появлением значительного количества новых полезность словаря стала идти на убыль. В связи с этим группой сотрудников государственных и частных организаций под руководством отдела занятости и управления профессиональной подготовки Министерства труда США в 1998 г. была создана новая информационная сетевая база данных о профессиях (O*NET).

     В  ней наиболее полно представлены  сведения как о рабочих профессиях, так и о профессиях, требующих  среднего и высшего образования.  Информация о каждой профессии  содержит следующие пункты: содержание  деятельности, условия работы, квалификационные требования, средства деятельности, требования к профессиональным качествам, профессиональное образование, медицинские противопоказания, родственные профессии, а также перечень учебных заведений, в которых готовят тех или иных специалистов.

      Создание O*NET послужило началом к  разработке других программных  продуктов, использующих информацию, представленную в компьютерной  сети. Так, программа "Career Zone", подготовленная министерством труда  штата Нью-Йорк, предлагает понятное  для детей описание профессий из сетевой базы данных O*NET. Она включает три способа поиска данных: 1) искать профессию по названию; 2) использовать встроенную программу оценки интересов для создания соответствующего им перечня профессий; 3) осуществлять выбор внутри определенной группы специальностей, которые характеризуются общностью навыков. Для знакомства школьников с миром профессий предлагаются также 60-секундные видеоролики, рассказывающие о содержании интересующей профессии и об учебных заведениях, где ее можно приобрести.

       Использование сетевой базы данных  позволяет значительно повысить  эффективность профориентационной  работы. В исследовании М. Мариани  подчеркивается важная роль объективной  информации, предотвращающей опасность  неправильного выбора профессии выпускниками школ. Не вызывает сомнения, пишет автор, что создание аналогичных баз данных и других программных мультимедийных продуктов по профориентации актуально для каждой страны. Дело это интересное, важное, сложное, и оно требует совместных усилий дидактов, психологов и специалистов по новым информационным технологиям.

     В  заключение отметим, что американские  педагоги и психологи достигли  в этой области существенных  результатов. Разнообразие теоретических  концепций и учебных программ  по практической подготовке школьников к выбору профессии свидетельствует об интенсивности и результативности поиска новых решений в профессиональном развитии подрастающего поколения. Теоретическое обоснование вариативности содержания, форм методов профориентационной работы со школьниками и студентами создает основу для раскрытия и стимулирования развития творческих инициатив молодых людей при построении и реализации своих профессиональных планов.  
 

 

Список  литературы 

1. Шамсутдинова  И.Г. Источники профориентационной поддержки учащейся молодежи в США // Педагогика. - 2008. - № 1. - С. 103.

2. Гриншпун С.  С. Профориентация в США // Педагогика. – 2005, № 9. – С. 65-72

3. Иванова Е.М. / Психология професиональной деятельности. – М.: ПЕРСЭ, 2006.

4. Черникова  Т. В. /Профориентационная поддержка старшеклассников. – М.: Абак, 2006. 

Информация о работе Профориентационная поддержка учащейся молодёжи в США