Профориентационная поддержка учащейся молодёжи в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:05, реферат

Описание

Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда.
Под профессиональной ориентацией понимают «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профессиональной консультацией — «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».

Содержание

1. Профессиональная ориентация
2. История становление профориентационной работы в США и других странах
3. Профориентация в США

Работа состоит из  1 файл

Проф.ориентация в США.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

    В начале XX века в Англии был принят закон, дающий право школьным властям с разрешения министерства народного просвещения открывать учреждения, где бы учащиеся (молодежь 17 лет) могли получать помощь в выборе профессии советом или справкой практического характера (информация о состоянии рынка труда, об условиях работы по той или иной профессии и т.д.). В 1911 году здесь издается специальный циркуляр, регулирующий совместную работу бирж труда и школьных учреждений. Согласно этому циркуляру создавались так называемые комитеты выдачи совета по выбору профессии и аналогичные школьные комитеты содействия. Следует уточнить, что в Англии научно обоснованной системы профориентации учащихся не существовало.

По утверждению  Барбарига А., это было обусловлено  наличием двух различных типов средних  учебных заведений: привилегированных  частных школ, дающих полноценное  образование детям имущих классов, и массовых государственных школ, в которых осуществляется классово обусловленная система селекции и дифференциации в обучении. Наиболее разработанной составной частью подготовки школьников к трудовой деятельности здесь являлась система профориентации, цель которой – познакомить учащихся с различными профессиями, изучить их склонности и способности, помочь сделать выбор профессии. Однако в основе профориентационной работы в английской школе лежала социальная интеллектуальная селекция, проводимая с помощью различных средств отбора. В Англии функционирует национальный информационный центр по профориентации, который готовит и издает методические материалы профориентационного характера. В этой работе принимают участие также несколько крупных центров, которые совместно с другими заинтересованными организациями подготавливают и выпускают различные пособия по профориентации.

    Основы  структуры профориентации во Франции  начали создаваться после Второй мировой войны. В этот период профориентация становится государственной службой: закон от 24 мая 1951 года полностью национализирует систему профориентации.

    Существующая  в противовес диагностической воспитательная концепция профориентации, оказывает  определенное влияние на содержание официальной системы профориентации. Согласно этой концепции руководство молодыми людьми при выборе профессии - дополнительный воспитательный процесс, направленный на формирование профессиональных интересов, способностей и склонностей. При этом важную роль играют совместные усилия в работе школы, семьи и специальных служб, занимающихся вопросами профориентации.

    В Италии проблема профориентации решается средней школой, службой профориентации Министерства труда и социального  обеспечения, психологическими лабораториями, функционирующими при ряде высших учебных заведений и муниципалитетах.

    Профессиональная  ориентации учащихся в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции выделена в  специальную часть учебно-воспитательного  процесса. В учебных планах многих школ изучается специальный предмет  “Сведения о выборе профессии”. Почти в каждой школе есть специальный учитель, знакомящий учащихся с подходящими профессиями, он оказывает выпускникам практическую помощь в получении работы. Здесь функционируют специальные общегосударственная и частная службы профориентации, в рамках которых взаимодействуют школы, биржи труда, специальные психологические лаборатории на правах профконсультационных пунктов.  Профориентационная  работа проводится на основе разработанных научными центрами методик.

    Существенный  вклад в развитие теории и практики профориентации внес Факуяма С. (Япония). Профессиональная ориентация определена им как сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. То есть, профориентация рассматривается как неотъемлемая часть непрерывного образования.

    По  утверждению, Рудневой Е.И. и Семилетова С.С. в Японии в профориентационной работе ярко проявляется направленность государственного заказа не на свободный  выбор профессии в соответствии с интересами и склонностями индивида, а на воспитание в общеобразовательной школе квалифицированной рабочей силы. Она осуществляется планомерно и непрерывно с момента поступления ученика в школу. В этой работе участвуют и родители, которые должны оказывать помощь в выборе профессии в соответствии с требованиями промышленников данного района. По мнению Сазонова А. Д., “так называемая гуманистическая педагогика обусловливает порочность японской системы профориентации в целом, ограничивая возможности человека врожденными данными, отвергая социальные факторы, играющие первостепенную роль в развитии личности” [48, c. 12-15].

    В России первые исследования по профессиональной ориентации были начаты Педагогическим музеем при Московском Учительском  доме (1912-1917 г.г.). предприняты попытки привнесения элементов профориентации в практику школы.

В послереволюционный период идея построения обществ социальной справедливости обусловила гуманистическую  направленность профориентации. Внимание сосредоточилось на человеке, его индивидуальных особенностях. Организуются лаборатории и бюро профессиональной консультации, работавшие, преимущественно, в направлении профотбора.

    В этот период начинают интенсивно развиваться  генетика, социология, психология, педология (наука о диагностике и помощи ребенку). Значительный вклад в теоретическое обоснование советской концепции профориентации внесли Н. К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Щацкий.

    Однако, в 1936 году принимается Постановление  ЦК ВКП (б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, после чего развитие человековедческих наук приостанавливается, исследования проблем профессиональной ориентации значительно сокращаются.

    За  рубежом в 30-е годы, напротив, появляются новые направления в развитии профориентации. Существенное внимание уделяется накоплению данных об особенностях профессий.

    После второй мировой войны в теории профессиональной ориентации формируются  два крупных направления: диагностическое, трактуемое как помощь индивиду в  приспособлении к окружающей среде, и воспитательное, рассматривающее профессиональную ориентацию с точки зрения развития личности, а профессиональное самоопределение - как результат целенаправленного воспитания и обучения детей. На первый план выступает проблема формирования профессионально важных качеств как в процессе производственной деятельности, так и в процессе общеобразовательной подготовки [10, c. 48].

    В ряде исследований психологи П. Лазерсфельд, Ш. Бюллер, Э. Гинзбург, С. Аксерольд, Д. Херм выделяют три больших периода, характеризующихся различными основаниям для выбора индивидом профессии: период фантазии (4-10 лет), активных проб (11-17 лет) и реалистического выбора (18-24 года). Установлено, что в каждый период на выбор индивидуумом сферы труда влияют множественные субъективные и объективные факторы, а решение о профессиональном будущем непосредственно зависит от общего развития личности.

    Среди сторонников диагностической концепции  – Х. Гарднер, Р. Кеттел, Р. Амтхауэр; сторонники воспитательной концепции  – А. Валлон, Р. Заззо, А. Леон.

В СССР в 50-е годы возобновляются исследования в области  профессиональной ориентации. Однако отсутствие социального заказа на профессиональную ориентацию, то есть на воспитание профессионала  в любой сфере деятельности предопределило неэффективность этих мер.

    В 90-х годах в условиях духовного  и экономического обновления нашего общества особое значение приобретают  вопросы соответствия кадров возникающим  требованиям и адаптации молодежи к профессиональной деятельности. В  этой связи оперативная и долговременная профессиональная ориентация является фактором успешной и полноценной профессиональной реализации личности, важнейшей характеристикой непрерывного образования.

    В современной изменяющейся социокультурной  ситуации развития общества вновь актуализировала себя проблема профессиональной ориентации учащихся. Это обусловлено характером требований, предъявляемым сегодня к специалисту, среди которых особое место занимают способность к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособность и умение взаимодействовать”. Современное образование должно стать системным инструментом его сопряжения с перспективными потребностями рынков труда.

    В свете сказанного, мы полагаем, что  профориентация за рубежом в известной  мере была обусловлена требованиями научно-технического прогресса, объективной необходимостью повышения качества подготовки рабочей силы и стала во многом отправной точкой развития профориентационной системы и системы профильного обучения в России.

    Зарубежный  опыт организации профориентационной работы показывает наличие различных вариантов ее реализации, которые в той или иной степени оказали влияние на отечественную школу.

    Реализация  наколенного опыта европейских  школ, школ США и Японии с учетом специфики российских условий, экономической  ситуации, культурных традиций оказалась возможна в синтезе их идей профориентационной работы.

    Несмотря  на то, что в России функционируют  учреждения образования общего и  повышенного вопросам профессиональной ориентации в них уделяется одинаковое внимание. Это обусловлено наличием модели выпускника, одним из показателей которой является готовность к профессиональному выбору.

    В отечественной педагогике опыт создания специальных бюро ориентации не получил  распространения, но при образовательных  учреждениях в 80-х годах XX века стали массово появляться кабинеты профориентации учащихся.

    Тестологический подход в профориентационной работе в отечественной педагогике длительный период подвергался критике: так, Крупская Н.К. отмечала «архиклассовый характер психотехники», но предлагала «взяться тщательнее за изучение европейской и американской литературы…, за критическую оценку психотехники». Однако в последние годы в связи с развитием психологических служб образования наметился некоторый возврат к поголовному тестированию.

    Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

    Существенным  тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует  индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию используются в основном словесные, декларативные методы.

    Таким образом, в представленном опыте  зарубежных стран можно выделить наличие нормативно-правовой рамки  профориентационной работы, которая  регламентирует необходимость информационной поддержки профессионального выбора учащих, активное участие в этом процессе органов управления образованием и заинтересованных организаций.

 

Профориентация  в США 

    Профориентация  как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в США  в начале прошлого века. Бурный рост промышленного производства требовал повышения удельного веса квалифицированного труда рабочих, основывающегося на общеобразовательной и специальной подготовке. Для решения этой проблемы в г. Бостоне в 1908 г. Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Его отличительной особенностью являлось то, что оно не направляло подростков на работу, а лишь давало совет по выбору профессии. Ф. Парсонс проводил обследование учащихся с помощью анкетирования и тестирования, детально изучал полученные данные о подростках и сопоставлял их с требованиями той или иной профессии. На основе полученных выводов он проводил индивидуальные консультации.

    Ученым  была разработана концепция "Черта-фактор", суть которой заключалась в том, что у каждого человека есть определенные индивидуальные черты, отличающие его  от других людей. В то же время любая работа может выполняться лишь с учетом определенных производственных факторов, характерных для той или иной профессии. Необходимо, чтобы черты личности соответствовали тем факторам, которых требует та или иная профессия. Так, например, человек, обладающий такими характеристиками, как разговорчивость, быстрота реакции, доброжелательность, соответствует профессии продавца, а задумчивый, исполнительный, тихий человек может стать бухгалтером или библиотекарем.

    Идеи  Ф. Парсонса были привлекательны для развивающейся экономики США, так как они способствовали снижению социальных конфликтов, связанных с безработицей, а также привлекали внимание педагогов и промышленников к тому, что необходимо в совокупности учитывать черты личности и производственные факторы. Его идеи были отражены в учебных программах различных учебных заведений. Почти до 1950-х гг. это был единственный научный подход к трудовой подготовке и профориентации молодежи в США. На основе данной концепции было сформулировано определение профориентации: "Профессиональная ориентация - это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела".

Информация о работе Профориентационная поддержка учащейся молодёжи в США