Провести анализ звуковой речи воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:32, доклад

Описание

Дети каждой возрастной группы, общаясь с воспитателем в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи.
Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.

Содержание

Требования:
Звуковая культура речи
- Четкое правильное произношение звуков, слов, фраз:
- Присутствие выразительных средств: сила голоса, темы, высота, тембр, пауза, ударение.
2. Связная речь
- Умение воспитателя четко, последовательно излагать свои мысли:
- Какие предложения использует в своей речи:
- Словарный запас (его богатство, своеобразие, соответствию возрасту), детей.
3. Грамматика
- Правильное построение предложений:
- Правильное употребление слов:
- Правильное использование способов словообразования
4. Подбор словестного материала для обогащения речи воспитателя

Работа состоит из  1 файл

звуковая культура речи.docx

— 45.13 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ  РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Требования:

    1. Звуковая культура речи

- Четкое правильное произношение  звуков, слов, фраз:

- Присутствие выразительных средств: сила голоса, темы, высота, тембр, пауза, ударение.

2. Связная речь

- Умение воспитателя четко,  последовательно излагать свои  мысли:

- Какие предложения использует  в своей речи:

- Словарный запас (его богатство, своеобразие, соответствию возрасту), детей.

3. Грамматика

- Правильное построение  предложений:

- Правильное употребление  слов:

- Правильное использование  способов словообразования

4. Подбор словестного  материала для обогащения речи  воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Звуковая культура речи

 

Дети каждой возрастной группы, общаясь с воспитателем в различных  видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного  произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи.

Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.

Речь  воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но, и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

Дети удивительно чутко  улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, дедушки и бабушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает  ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток  языковый культуры  тех людей, с которыми соприкасается ребенок, становится его достоянием. Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.

Одна из первостепенных задач  воспитателя -  подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную  речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми?  нет ли дефектов  звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей? Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль.

Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при  наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.

Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать  свой лексический запас – одно из требований современности. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

В разговоре с детьми следует  употреблять слова литературного  языка, не допуская грубых слов, избегая  просторечий. В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении со старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов (где ав-ав, дай бибику…).

Звуковая  культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье). Отклонением от нормы является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: «оканьем» (говорю), «яканьем» (вясна, нямного), «цоканьем» (цто, ницего), с неправильным ударением в словах (километр, алфавит).

Воспитатель старается разговаривать  с детьми, используя интонационные  средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные  или рассказанные воспитателем с  использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать  силу и красоту родного языка.

Монотонная  речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Убыстренная речь  детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.

Поэтому с дошкольниками  лучше всего разговаривать в  умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, т.к. при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение), громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, насыщенная эпитетами. Эти художественные определения  придают ей образность и эмоциональность. У педагога, умело использующего  в речи эпитеты, и дети  более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что произвело на них впечатление.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение.
  4. Стремиться  использовать в речи интонационные средства выразительности.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
  7. Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.

 

 

2.Связная речь

Язык —   важнейшее средство человеческого общения . Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку,  развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель.    В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно  рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект  рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.      Связная речь—это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования:

1) связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например,  реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);

2) она должна  планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет  развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию). Приводится также работа по обогащению и активизации словаря, в ходе которой они получают задания, например, подбирать  антонимы—слова с противоположным значением (высокий —   низкий, сильный — слабый и т. п.), синонимы — слова, близкие по значению (путь, дорога; маленький, небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.). Обращая внимание старшего дошкольника на то, например, как описан в стихотворении или рассказе снег, какой он (пушистый, серебристый), воспитатель может спросить о слове, употребить слово (примерно так: "Каким словом автор описывает снег, говорит о своем впечатлении, о снеге, о том, каким ему видится снег?"). Получая подобные задания и выполняя их, дети начинают усваивать значения слов звук, слово, однако это возможно только тогда, когда воспитатель ставит перед собой специальную задачу — включить в формулировку задания слова слово, звук, иначе употребление их становится делом случая. Ведь задание можно сформулировать и так, что слово  будет не нужно. Например, вместо того чтобы сказать: "Вспомните  слова, в которых есть звук ш", можно сказать: "В названиях, каких предметов есть звук ш?" Другой пример. Детям дается задание: "Какой дом нарисован на картинке? (Маленький...) Да, маленький дом. А каким другим, словом можно сказать про такой дом? (Небольшой дом...) Правильно, небольшой дом".

Смысл задания не изменится, если воспитатель ставил своей задачей  только, например, активизацию словаря. Присмотримся к тому, в чем состоит  различие приводившихся  формулировок. В тех случаях, когда употребляется слово, внимание детей обращается на то, что в речи используются различные слова, что мы говорим словами. Здесь воспитатель исподволь подводит их к пониманию значения слова слово, к пониманию словесного состава речи (еще задолго до того, как у них начнут специально формировать такое понимание). В тех случаях, когда в формулировке речевых заданий слово слово не употребляется, дети выполняют задание, не задумываясь над тем, что используют слово. Для дошкольников (если специальная работа с ними еще не проводилась) слова слово и звук имеют очень неопределенное значение. Как показывают наблюдения и опыты, в ответ на вопрос о том, какие слова он знает, даже старший дошкольник может произнести звук, назвать какую-нибудь букву (мэ, бэ), сказать предложение или словосочетание (хорошая погода) или даже ответить, что никаких слов не знает, а знает стихотворение про мяч.

Многие дети называют слова, но, как правило, только существительные, обозначающие предметы (стол, стул, дерево и т. п.). Когда детям предлагают произнести какой-нибудь звук, они очень часто называют тоже какую-нибудь букву (это, кстати, не самый худший вариант—даже вполне грамотные взрослые зачастую смешивают звук и букву). Вместо выражения "слово слово (звук)" обычно употребляется выражение "термин слово (звук), однако следует иметь в виду, что в отношении определения значения к термину предъявляются гораздо более высокие требования, чем к слову.

Характерной особенностью детей  дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить  критически, дети этого возраста подражают  всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более  всего тем людям, которые непосредственно  с ними связаны, к которым у  детей сложилось положительное  отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан  ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и  обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

Зная, что дети дошкольного  возраста овладевают языком на  основе устной речи, через общение с окружающими людьми,  следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является  образцом для детей в широком  значении этого слова, прежде  всего — в разговорной речи, на основе которой происходит  повседневное общение ребёнка  с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая  речь воспитателя, упражняются  в овладении русским языком. В  практике же воспитатели допускают  ошибки при повседневном  общения с детьми: воспитатель разговаривает с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно. Вот один из примеров. "Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда", — говорит воспитатель детям. Рядом стоящие дети утверждают: "И Нина взяла со старшей группы скакалку".

Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь. Иногда воспитатель употребляет специально педагогические,  непонятные детям термины: "Сейчас будем заниматься дидактическими играми". Нередко воспитатель допускает ненужную авторитарность в обращении к детям: "Вова, я тебя сейчас удалю из группы". Или: "Люся, мне не нравится, как ты сидишь".  Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его  овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а  фиксирует внимание только на себе. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Информация о работе Провести анализ звуковой речи воспитателя