Провести анализ звуковой речи воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:32, доклад

Описание

Дети каждой возрастной группы, общаясь с воспитателем в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи.
Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.

Содержание

Требования:
Звуковая культура речи
- Четкое правильное произношение звуков, слов, фраз:
- Присутствие выразительных средств: сила голоса, темы, высота, тембр, пауза, ударение.
2. Связная речь
- Умение воспитателя четко, последовательно излагать свои мысли:
- Какие предложения использует в своей речи:
- Словарный запас (его богатство, своеобразие, соответствию возрасту), детей.
3. Грамматика
- Правильное построение предложений:
- Правильное употребление слов:
- Правильное использование способов словообразования
4. Подбор словестного материала для обогащения речи воспитателя

Работа состоит из  1 файл

звуковая культура речи.docx

— 45.13 Кб (Скачать документ)

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

"Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на  пол" и т. д., — говорит  воспитатель младшим детям. Детей  среднего и старшего возраста  следует вести к  самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это  не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей няни, которая стирает нам скатерти".

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но,  к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со  старшей группы" (здесь предлог "из" заменяется "со"). ""Не ложь сюда" (вместо "не клади"). "Сложь скатерти и положь их на место".  "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь". При речевом общении с детьми нужно использовать средства  выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно  влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с  этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница  обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам". И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.

Речевой образец воспитателя  на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей  одновременно к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и  на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой  правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.  Между тем  нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего  обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является  многословие, употребление непонятных слов.

3.Граммтика

Грамматика - (греч. Grammatike – от gramma - буква, написание),  1) стройязыка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.

2)Раздел языкознания,  изучающий строй языка, его  законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

  Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. 
 Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка. 
 Недостатки культуры речи проявляются в том, что: 
а) человек неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишновъ] говорит [смешного], т. е. произносит слова так, как они пишутся; б) неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях); 
в) придает словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» (сильно), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»; 
г) неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную, может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед собранием, и т. д. 
 Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. 
 Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями (научной, публицистической, поэтической, деловой речью). 
 В работе с детьми дошкольного возраста представление о стиле речи должно соотноситься, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении). В свою очередь, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. 
 Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище — дом — квартира — жилплощадь — пристанище — приют — угол — гнездо — крыша над головой — обитель — кров жилье); грамматической (идти полем — по полю — через поле; идущий — который идет; красивее — более красивый); фонологической (одну и ту же фразу, например, Садитесь!, можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к Собеседнику — уважение или, напротив, неуважение).   Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов — лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи'.       Знание синонимии родного языка не только поможет будущему педагогу улучшить собственную речь, но и позволит использовать ее как эффективный прием обучения: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старшей группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. 
 Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, обладать четкой дикцией, уметь модулировать своим голосом просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) для выражения различных чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного общения, поскольку они обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя. 
Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания. 

 

 

 

 

 

 

 

4.Подбор словестного материала для обогащения речи воспитателя

 

Главным преимуществом беседы является неявное акцентирование внимания на речи воспитателя, её восприятие детьми. Разговор и беседы—в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей. Рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать.

Для  обогащения речи воспитатель чаще всего использует поговорки -  это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающими свойствами поучать и обобщать социально - исторический опыт народа.    Также в речи воспитателя  существуют и прибаутки – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.

Пословицы -  это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения нередко  организованные ритмически, обобщающиеся социально – исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Мы говорим о том, что  живой рассказ должен предпочитаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение, как таковое, отмежевывается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей. Хорошее стихотворение  —     та же музыка. Самые маленькие дети  легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено.        Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Провести анализ звуковой речи воспитателя