Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение психологических проблем леворуких детей в школе.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
изучить понятие леворукости и причины ее возникновения;
выяснить психологические особенности леворуких детей;
рассмотреть леворукость как психолого-педагогическую проблему;
выявить школьные проблемы левшей;
исследовать обучение леворуких детей.
психологические проблемы леворуких детей в школе
Введение
Актуальность. Школа - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего, интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это означает готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Система ожиданий, как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления, лежит в основе готовности, которая понимается как итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду1. Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение сотрудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.
Проблема леворукости воспринимается многими исследователями как бы вершиной айсберга, в виде которого можно представить огромную область морфологии и физиологии билатеральных различий организма (в том числе и межполушарной асимметрии головного мозга)2.
Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% - леворукие. Но следует понимать, что и праворукие, и леворукие - это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает: в 1928 г. среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 г. число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979-1988 гг. достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Цифры по количеству леворуких, которые представляют исследователи из разных стран, сильно различаются и варьируют от 5 до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких - порой с огромным трудом - приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.
По данным отечественных авторов, количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, в 1987 г. выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% - среди девочек, т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. В последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%. Леворукость особо четко проявляется и младшем школьном возрасте.
Особого внимания на старте школьного обучения заслуживают леворукие дети. Многие из них имеют весь «набор» трудностей обучения3.
Леворукому ребенку не так-то просто в праворуком мире. «Возьми ложку в правую руку». Почему опять держишь карандаш в левой руке?» - с раннего детства слышит ребенок. А правой рукой почему-то не очень удобно, несмотря на то, что взрослые требуют, несмотря на то, что у других детей все наоборот - им неудобно работать левой. И все же основные трудности у леворукого ребенка начинаются, как правило, в школе. И первая, самая главная проблема, которая должна быть решена, - действительно ли малыш левша. И уже потом следует определить, какой рукой ребенок будет писать, и выработать единую тактику действий. Задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд, да и подход к ней со стороны учителей и родителей неоднозначен.
Объект курсовой работы – леворукие дети.
Предмет курсовой работы – психологические проблемы левшей в школе.
Цель курсовой работы – изучение психологических проблем леворуких детей в школе.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме работы.
Теоретической основой работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Бабанский Ю.К., Лисина М.И., Хамблин Д., М. Корбаллис, Г. Менделеь и других относящихся к теме курсовой работы.
Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во
введении обосновывается актуальность
исследования, определяются цели и
задачи, теоретическая и нормативная
база исследования и др. Основная часть
последовательно разрешает
Основная часть
Глава 1. Психологические особенности леворуких детей
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит - в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч - в правой. Существует еще множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости4.
В частности, доминирование правого полушария у женщин в какой-то мере зависит от особенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода. Не самая «мощная» по своей теоретической значимости теория, конечно, - но зато чрезвычайно важная для здоровья женщин-левшей. Дело в том, что недавно американские ученые выявили неприятную закономерность: у дам, предпочитающих действовать преимущественно левой рукой, существенно повышается риск развития рака молочной железы5.
Проблемы
левшества и леворукости
И
непонятного здесь гораздо
Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством6.
Левшество
может быть сенсорным, касающимся органов
восприятия. А может быть моторным.
Тогда оно касается преобладания
левой ноги или руки. Причем возможны
самые различные сочетания
Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу7.
Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие - за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим.
Именно в нем находятся главные центры речи - зона Брока и зона Вернике.
Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи8.
В качестве весьма поучительного и одного из наиболее ярких разочарований при изучении проблемы леворукости являются исследования, в результате которых оказалось, что, против всяких ожиданий, моторный центр речи Брока у левшей в 70% случаев расположен так же, как и у правшей, в левом полушарии. Еще раньше выяснилось, что тотальная транспозиция внутренних органов (когда сердце располагается справа, печень слева и т.д.) и даже локальная декстрокардия (правосердие), с которыми первоначально пытались увязать проявления леворукости, являются чрезвычайно редкими явлениями, гораздо более редкими, чем сама леворукость.
Более
того, связь между этими состояниями
не ясна. Так, например, среди 12 обследованных
людей с тотальной
Лишь
у части леворуких детей
Правое
полушарие отвечает за целостное
восприятие, за образное и пространственное
мышление. Эти функции за ним сохраняются.
Но оно еще и нагружается «
В
многочисленных исследованиях так
или иначе вычисляется «
Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе