Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение психологических проблем леворуких детей в школе.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
изучить понятие леворукости и причины ее возникновения;
выяснить психологические особенности леворуких детей;
рассмотреть леворукость как психолого-педагогическую проблему;
выявить школьные проблемы левшей;
исследовать обучение леворуких детей.
В 1948 году Аркин Е.А. назвал «физиологической ошибкой» переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования «природной направленности и одаренности натуры». Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании33.
А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как «одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности», подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка «грамотного психолого-педагогического сопровождения» обучения детей-левшей.
Возникают значительные трудности при письме леворукими правой рукой. Считается необходимым индивидуальный подход к обучению леворуких детей письму по методике, разработанной специально для левшей34.
Зачастую насильственное обучение письму правой рукой приводит к таким типичным ошибкам при письме, как пропуск букв, знаков, зеркальное письмо. Такие дети часто путают буквы, не дописывают фразы, и слова.
Из-за частых неудовлетворительных оценок формируется негативное отношение к школе.
Воспитание и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.
Все более веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей - юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.
Результаты исследования Ремеевой А.Ф. так же подтвердили мнение о нецелесообразности переучивания леворуких детей преимущественному пользованию (в том числе при письме) правой рукой.
В результате использования методики определения ведущей руки были получены следующие результаты. Из 70 испытуемых-подростков выявлено 2 не переученных левшей (мальчик и девочка). Вместе с переученными левшами (5 подростков) они составили 11,5 % от общего числа испытуемых.
Эти показатели соответствуют результатам обширного исследования, проведенного для выявления количества леворуких среди детей разного возраста. И левши, и переученные левши представлены испытуемыми обоих полов.
Трое из пяти переученных левшей обладают наследственной леворукостью. Один - графический левша (то есть он рисует левой рукой), остальные четверо переученных левшей и рисуют, и пишут, правой рукой. Трое из этой группы испытуемых - яркие бытовые левши.
Правополушарный когнитивный стиль (угадывающий способ зрительного восприятия) представлен тремя переученными левшами. Левополушарный когнитивный стиль - двумя35.
Левополушарный и правополушарный способ познавательной деятельности представлен как переученными левшами, так и не переученными левшами. Преимущественное использование левой руки в графической и бытовой деятельности не всегда означает доминирование правого полушария, поскольку нами выявлен левша с детализирующим способом зрительного восприятия и аудиальной модальностью в качестве основной в структуре репрезентативной системы.
Исследование
типов репрезентативных систем подростков
(репрезентативная система - система, посредством
которой индивидом
Но
один из трех переученных левшей с
правополушарным когнитивным
Поскольку
это единственный случай, когда тип
репрезентативной системы не соответствует
способу зрительного
Для индивидов с левополушарным когнитивным стилем, как показали исследования Ремеевой А.Ф. характерно обладание аудиальной основной модальностью. Но переученные левши с левополушарным когнитивным стилем обладают кинестетической основной модальностью в структуре репрезентативной системы, что тоже нетипично для испытуемых с левополушарным когнитивным стилем. Таким образом, выявленная взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков нарушается только в случаях наблюдаемого переученного левшества36.
Двое выявленных левшей (леворуких учащихся) имеют различные типы когнитивных процессов: право - и левополушарный. Левша с детализирующим типом зрительного восприятия обладает аудиальной репрезентативной системой. Испытуемая - левша имеет угадывающий тип зрительного восприятия и полимодальную систему репрезентации мира. Учителями она была единодушно отмечена как наиболее успешная ученица.
Средняя оценка успеваемости по всем изучаемым предметам у переученных левшей - 3 балла. Необходимо отметить, что двое из 5 переученных левшей - второгодники. Все испытуемые данной группы испытывают трудности в обучении.
Переученные левши имеют более низкие показатели успеваемости, чем праворукие учащиеся и левши.
Так средний показатель успеваемости праворуких подростков - 3,8 балла, переученных левшей - 3,04 балла. Использованный для проверки гипотез о достоверности разницы средних метод Стьюдента показал, что данные выборки не могут принадлежать к одной популяции (= 1,43; (= 66; (0,05; достоверно). Средняя оценка у левшей - 4,14 балла. Разница средних этой подгруппы и правшей недостоверна ((= 1,21; (= 63; ((0,05; недостоверно), следовательно, мы можем их отнести к одной популяции. Следовательно, факт переучивания испытуемых левшей преимущественному пользованию правой рукой негативно сказывается на результаты успешности их обучения.
Из изложенного очевидна необходимость такой организации обучения и воспитания детей, условий быта и труда взрослых членов общества, чтобы они способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям не только правшей, но и левшей37.
В
процессе обучения необходимо выявление
моторной асимметрии, прежде всего, рук.
При обучении левшей желательно сохранять
индивидуальные предпочтения и развивать
навыки пользования левой рукой для более
полного раскрытия их природных склонностей.
Для наилучшей адаптации к окружающему
миру, необходимо обучать левшей пользованию
правой рукой. Очевидна необходимость
учета индивидуального профиля асимметрии
учащихся для выбора системы обучения,
которые должны быть различными для правшей
и левшей.
Заключение
В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей.
Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.
У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.
Педагоги
старого поколения и родители
прошлых десятилетий, приучая всех
детей без разбора пользоваться
правой рукой, руководствовались вполне
понятными практическими
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям - для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Несомненно,
леворукость нельзя считать причиной
нарушений или отклонений в развитии,
причиной сниженных интеллектуальных
и физических возможностей. Ясно и
другое - преимущественное владение рукой
зависит не от желания ребенка или его
упрямства, а от особой организации деятельности
мозга, определяющей не только «ведущую»
руку, но и некоторые особенности организации
высших психических функций. Ценой больших
усилий можно научить леворукого ребенка
работать правой рукой, но нельзя изменить
его биологическую суть.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1. | Аутизм | склонность детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками. |
2. | Дислексия | частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения |
3. | Когнитивный стиль | термин, используемый
в когнитивной психологии для
обозначения устойчивых характеристик
того, как различные люди думают, воспринимают
и запоминают информацию, или предпочтительного
для них способа решения проблем.
Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня - последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests). До сих пор существуют разногласия по поводу значения термина «когнитивный стиль». Тем не менее, термин «когнитивный стиль» широко используется, в особенности в прикладной психологии (бизнес, а также педагогическая психология, где у термина когнитивный стиль имеется синоним - «стиль обучения»). |
4. | Леворукость | преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий, обусловленное генетически детерминированным доминированием правого (а не левого, как у правшей) полушария. |
5. | Модальность | семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. |
6. | Нервный тик | быстрое, стереотипное кратковременное насильственное движение. |
7. | Невроз | (eurosis) служит для обозначения таких форм заболеваний нервной системы, при которых болезненные явления не зависят от определенных анатомических изменений нервных центров или периферических нервов. |
8. | Писчий спазм | расстройство синергизма мышц руки, приводящее к нарушению акта письма при сохранении способности производить другие тонкие движения кистью. |
9. | Репрезентативная система | понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. |
10. | Энурез | заболевание, характеризующееся
недержанием мочи во время сна, в
большинстве случаев |
Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе