Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (дошкольники).
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть дошкольный возраст как логопедический феномен.
3. Дать характеристику фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (дошкольники).
Введение.
Глава 1. Теоретическое исследование фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
1.1Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе.
1.2.Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
1.3. Характеристика групп ФФНР
Глава 2. Исследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР
2.2 Основные направления развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО « Южный Федеральный Университет»
Факультет педагогики и практической психологии.
По дисциплине: ЛОГОПЕДИЯ
ТЕМА:Психологический аспект изучения ФФН:
Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи.
2013г.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретическое исследование фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей дошкольного
возраста.
1.1Особенности формирования
фонетико-фонематической
онтогенезе.
1.2.Характеристика ФФНР. Особенности речи
детей с ФФНР
Глава 2. Исследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР
2.2
Основные направления развития
фонематического восприятия у
детей с фонетико-
Заключение.
Список литературы.
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
По данным мировой статистики,
число речевых расстройств
Неполноценная речевая деятельность
оказывает негативное влияние на
все сферы личности ребенка: затрудняется
развитие его познавательной деятельности,
снижается продуктивность запоминания,
нарушается логическая и смысловая
память, дети с трудом овладевают мыслительными
операциями (Т.А. Ткаченко [31], Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина [35]), нарушаются все формы
общения и межличностного взаимодействия
(Ю.Ф. Гаркуша [11], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова
[14] и др.), существенно тормозится развитие
игровой деятельности (Л.Г. Соловьева [30],
Т.А.Ткаченкo[31] и др.), имеющей, к в норме,
ведущее значение в плане общего психического
развития в связи с чем актуальность
проблемы профилактики речевых нарушений
детей и подростков принимает глобальный
характер.В нашей стране уделяется много
внимания коррекционно-воспитательной
и педагогической работе с детьми, страдающими
речевыми нарушениями. Достигнуты значительные
успехи в решении вопросов ранней диагностики
речевых нарушений, методики и организации
коррекционного воспитания и обучения
детей.
Путем специальных воздействий на детей
во многих случаях удается предотвратить
или затормозить появление у них различных
отклонений от нормы, в частности речевой
патологии.
Своевременная профилактика речевых нарушений
у детей тесно связана с предупреждением
нервно-психических отклонений в состоянии
здоровья. Она обеспечивается комплексом
мероприятий, включающих лечебные, педагогические
и социальные воздействия.
В значительной степени это касается и
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи по определению – это
нарушение процессов формирования произношения
у детей с различными речевыми расстройствами
из-за дефектов восприятия и произношения
фонем. Дети с такой патологией в случае
неоказания им своевременной квалифицированной
помощи практически не могут стать полноценными
членами общества. Потому рассмотрение
таких детей в данной курсовой работе
крайне актуально.
Целью данной курсовой
работы является:характеристика фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей (дошкольники).
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть дошкольный возраст как
логопедический феномен.
3. Дать характеристику фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей (дошкольники).
Предмет исследования:
онтогенетические особенности фонетико-фонематической
стороны речи
Объект исследования:
дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят: дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань); голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками); артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости). В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2-3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3-4 мес. - лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему. К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук а, среди согласных - п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса. К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - а, у, и согласные - п, б, м, н, т, д, к, г. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие - меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие - ть. дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова. На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ - звуками ть и сь соответственно, звуки л и р - звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие - ть, дь. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, ем фь, вь. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова. На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия. На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные - л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.
Итак, к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе. [21]
1.2. Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
Р.Е. Левина [20] выделила и описала ФФНР.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Р.Е.Левина [20], Н.А.Никашина [33], Г.А.Каше [16] отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).
По данным Т.А.Ткаченко [32], развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Р.Е.Левина [20] писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ слов.
У детей
с сочетанием нарушения
Р.М. Боскис [2], Р.Е. Левина [20], Н.Х. Швачкин [57], Л.Ф. Чистович [58], А.Р. Лурия [30] считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина [20] и В.К. Орфинская [35] на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектахорганов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.
При первичном
нарушении фонематического
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
При смешении близких звуков
у ребенка формируется
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
Р.Е. Левина [29] характеризует состояние звукопроизношения детей с ФФНР следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].
Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].
Причинами таких замен является недостаточнаясформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.
Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
Причиной искаженного
Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.
Среди нормальных детей дошкольного и школьного возраста неправильное звукопроизношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь и грамматический строй. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Термин “дислалия” означает расстройство речи. [36]