Психологический аспект изучения ФФН: Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является:характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (дошкольники).
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть дошкольный возраст как логопедический феномен.
3. Дать характеристику фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (дошкольники).

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретическое исследование фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
1.1Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе.
1.2.Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
1.3. Характеристика групп ФФНР
Глава 2. Исследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР
2.2 Основные направления развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая .docx

— 77.41 Кб (Скачать документ)

По  результатам обследования фонематического  восприятия логопед делает выводы: о взаимосвязи и взаимовлиянии  фонематического восприятия и артикуляции  звука; об условиях проявления нарушенного  фонематического восприятия: в сложных  фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах; о характере  ошибок, которые могут возникать  у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму (12, с. 87).

2.2 Основные направления развития  фонематического восприятия у  детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи

Основными задачами коррекционного обучения  для детей с ФФНР в детском  саду являются:

1) формирование звукопроизношения;

2) развитие фонематического восприятия;

3) подготовка к обучению грамоте  и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для  первого класса массовой школы.

Курс  коррекционного обучения рассчитан  на десять месяцев (сентябрь- июнь). В  его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается  внимание к языку, способность к  обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В  первую очередь, с помощью специальных  приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию.

Усвоение  и закрепление артикуляционных  навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и  слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием  фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием  слуховой памяти.

Развитие  артикуляционных навыков и фонематического  восприятия происходит одновременно с  развитием анализа и синтеза  звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному  овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава  речи помогают решить две задачи - нормализовать  процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие  упражнения: различение между собой  любых звуков речи, как гласных, так  и согласных; выделение любых  звуков из состава слова; членение слова  на слоги, а слогов на звуки; объединение  звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.

Речевой материал для занятий подбирается  с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения  одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового  состава слов, а на более поздних  этапах обучения - в письме и чтении.

Учитывая  встречающуюся у детей рассматриваемой  группы некоторую задержку лексико-грамматического  развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение  словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки  в стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно  произносить и различать все  фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа  и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения  и небольшие тексты.

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического  восприятия.

В работе по формированию фонематического  восприятия можно выделить следующие  этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа  по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового  внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью  окружающих и контролировать свое произношение.

Работа  по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В  процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность  узнавать и различать неречевые  звуки.

Дети  должны в играх научиться различать  высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь  в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие  по звуковому составу. Позже - учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного  звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать  и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить  анализ гласных и согласных звуков.

В процессе логопедических занятий ребенок  должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных  этапов логопедического воздействия.

I этап

На  этом этапе в процессе специальных  игр и упражнений у детей развивают  способность узнавать и различать  неречевые звуки. Эти занятия  способствуют также развитию слухового  внимания и памяти (без чего невозможно успешно научит детей дифференцировать фонемы)

На  первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т.д.

II этап

На  протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр  голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Ill этап

На  этом этапе дети должны научиться  различать слова, близкие по звуковому  составу.

IV этап

На  данном этапе детей учат различать  слоги.

V этап

На  этом этапе дети учатся различать  фонемы родного языка. Начинать нужно  обязательно с дифференциации гласных  звуков. Аналогичным образам проводится работа по дифференциации согласных  фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий  является формирование у детей навыков  элементарного звукового анализа.

Начинается  эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в  слове и отхлопывать двух- и  трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как  отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный  слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных  звуков. При этом должна соблюдаться  определенная последовательность: сначала  ребенка учат выделять в слове  последний согласный звук. (Следует  заметить, что легче всего детям  даются глухие взрывные согласные.)

Изучив  практические основы диагностики и  коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

Фонематическое  восприятие может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречаются  самостоятельные проявления фонематического  недоразвития при благополучном  формировании остальных сторон речи.

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического  восприятия, не могут ни четко повторить  эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные  с недостаточным различением  одной группы звуков или одной  пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие  отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при  тщательном обследовании состояния  фонематического слуха.

Развитие  артикуляционных навыков и фонематического  восприятия происходит одновременно с  развитием анализа и синтеза  звукового состава речи. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового  внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью  окружающих и контролировать свое произношение.

Изучив практические основы диагностики  и коррекции фонематического  восприятия у детей дошкольного  возраста можно сделать следующие  выводы:

Фонематическое  восприятие может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречаются  самостоятельные проявления фонематического  недоразвития при благополучном  формировании остальных сторон речи.

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического  восприятия, не могут ни четко повторить  эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные  с недостаточным различением  одной группы звуков или одной  пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие  отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при  тщательном обследовании состояния  фонематического слуха.

Развитие  артикуляционных навыков и фонематического  восприятия происходит одновременно с  развитием анализа и синтеза  звукового состава речи. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового  внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью  окружающих и контролировать свое произношение. Рассмотрим  две методики обследования ФФНР.

Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая  Т.Б.Филичевой

 
Обследование фонематического восприятия проводится после проверки состояния  произношения звуков. Необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится  к звукам, сходным по артикуляции  или близким по звучанию. Следует  проверять различение всех коррелирующих  фонем из групп свистящих и  шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих (да-та па-ба, и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са,-ца, ра-ла, ша-жа и т. д. 
 
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги. 
 
Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук — сук, том — дом — ком, дом — сом, мишка — миска, коза — коса, лужа — лыжи, день — тень — пень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа и что такое лыжи?») и др. 
 
Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: Маша — Даша — каша; Паша — наша — ваша; тень — день, день — пень-, бак — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти. 
 
Итак, мы видим, что методики обследования фонематического восприятия у детей с нарушениями речи содержат много общего. 
 
^ Методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая М.Ф.Фомичевой 
Некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Ребенка просят: 

  1.  
    Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
  2.  
    Воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
  3.  
    Выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);
  4.  
    Выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
  5.  
    Определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
  6.  
    Повторить в заданной последовательности 2 слога типа [са-ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);
  7.  
    Разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком; усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

 
Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут  ни четко повторить эти звуки, ни правильно показать картинки с  определенным звуком. Возможны частичные  нарушения, связанные с недостаточным  различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем  различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать  причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно  только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха. 

 

 

Заключение

 
Целью данной курсовой работы произвести научно-теоретическое изучение онтогенетических особенностей фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. 
Были реализованы следующее задачи: 
1. Провести отбор литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть дошкольный возраст как логопедический феномен. 
3. Дать характеристику фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (дошкольники). 
Сформулируем общие выводы:  
1. В структуре онтогенеза дошкольный возраст характеризуется изменениями практически во всех сферах развития. В дошкольном возрасте происходит значимое развитие психических функций. 
2. Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.  
3. Путь к формированию речи ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли малыша и подсказывая способы выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка.  
4. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточнаясформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов. 
5. Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей.  
6. Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и, прежде всего, психологического предупреждения расстройств психических функций. 
7. Для организации рациональных методов профилактического педагогического воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом. 
8. Внимание логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предупреждении возможных вторичных, более отдаленных последствий речевой патологии.  
И в заключение необходимо отметить, что в процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией.  
В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, и т. д., логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в своей работе. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуального психологического реагирования. 
Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи и вторичной профилактике осложнений. Четкое знание логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, установить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отношении обучения. 
Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и т. д.) с опорой на нормативы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сенситивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преждевременное или запаздывающее, по отношению к периоду сенситивности, коррекционное обучение является менее эффективным, тогда как сознательная опора на закономерности развития психофизиологических характеристик, психики и речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.

Информация о работе Психологический аспект изучения ФФН: Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи