Психолого-педагогические особенности использования методов активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:50, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные ранее, могли служить человеку в течение всей его трудовой жизни, то в наше время бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность активных методов обучения 5
1.1. Общая характеристика методов обучения 5
1.2. Характеристика основных активных методов обучения 8
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы повышения эффективности использования активных методов обучения. 13
2.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения 13
2.2. Классификация активных методов обучения и особенности их использования 17
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Реферат по педагогической практике.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по педагогической практике

Тема:

Психолого-педагогические особенности использования  методов активного  обучения

Специальность 12.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» 
 
 
 
 
 

Ставрополь, 2011 
 
 
 

Содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные ранее, могли служить человеку в течение всей его трудовой жизни, то в наше время бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

     Познавательная  активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как  и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

     Преподавание  в вузе становится все более сложным. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. Современные активные преподаватели должны быть готовы не только поделиться глубокими знаниями в своей дисциплине, но и знать кое-что о студентах и о том, как они учатся. Кроме того, предполагается, что преподаватели будут культивировать различные методы обучения и оценивания, которыми они, на самом деле, не готовы воспользоваться, либо могут воспользоваться ограниченно. И хотя эти новые взгляды не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, которые подтверждают, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.

     Естественно, для совершенствования, развития и  упрощения своей деятельности, преподавателям очень важно знать и учитывать то, как сами студенты воспринимают и оценивают методы обучения, которые к ним применяют.

     Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в  образовательной практике.  
          Глава 1 Сущность активных методов обучения
 

     1. Общая характеристика  методов обучения 

     Обычно  обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков.

     Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить» от кого-то — они должны получиться в результате психической активности самого учащегося.

     Обучение  можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.

     Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемому, а достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управляют этой активностью. Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею.

       Обучающий создает для активности  обучаемого необходимые условия,  направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности.

     Методы  обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

     С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся.

     Пассивный метод

       Это форма взаимодействия учащихся  и учителя, в которой учитель  является основным действующим  лицом и управляющим ходом  урока, а учащиеся выступают  в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

     Активный метод

     Это форма взаимодействия учащихся и  учителя, при которой учитель  и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а  активные участники урока. Если в  пассивном уроке основным действующим  лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

     Интерактивный метод

     Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

     Следовательно, основными составляющими интерактивных  уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются  учащимися. Важное отличие интерактивных  упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

     Многие  между активными и интерактивными методами ставят знак равенства. Интерактивные  методы можно рассматривать как  наиболее современную форму активных методов.

     Разнообразие  методов и приемов создает  у учащихся интерес к самой  учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для  выработки мотивированного отношения  к учебным занятиям.

     Для активных методов обучения характерно:

  • отношение учителя к ученику как к себе равному;
  • не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное “строительство” знания учеником методом критического отношения к существующим сведениям, информации и т. п. и самостоятельного решения творческих задач;
  • плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

     Учитель стремится создать условия, которые  каждому учащемуся дадут возможность  поверить в то, что нет никаких  ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения. При активных методах обучения сочетаются работа в парах, в группах, с индивидуальной работой.  

     2. Характеристика активных методов обучения 

     Существует  несколько определений активного  обучения. Наиболее ясно и точно  характеризуют его А.М.Смолкин и В. Н. Кругликов:

     Активные  методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. [А.М.Смолкин]

     Активное  обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств [В.Н.Кругликов]

       Активное обучение предполагает  использование такой системы  методов, которая направлена главным  образом не на изложение преподавателем  готовых знаний, их запоминание  и воспроизведение студентом,  а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

     Для активизации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких  приемов, как постановка вопроса  при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

     Особенности активных методов обучения состоят  в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

     Появление и развитие активных методов обусловлено  возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.

     Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

     Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

     Познавательная  активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как  и другие способности, они проявляются  и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

     Активные  методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умении и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности использования методов активного обучения