Психолого-педагогические особенности использования методов активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:50, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные ранее, могли служить человеку в течение всей его трудовой жизни, то в наше время бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность активных методов обучения 5
1.1. Общая характеристика методов обучения 5
1.2. Характеристика основных активных методов обучения 8
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы повышения эффективности использования активных методов обучения. 13
2.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения 13
2.2. Классификация активных методов обучения и особенности их использования 17
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Реферат по педагогической практике.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Заключение  

     Итак, после рассмотрения психолого-педагогических особенностей использования некоторых  активных методов использования  мы можем заключить, что они помогают вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием для подготовки высоко квалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.

     Широкое использование активных методов, побуждающих  к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в  дальнейшем его деятельное желание  в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

       Анализ психолого-педагогической  литературы показал, что активные  методы получают отражение во  многих технология обучения, направленных  на перестройку и совершенствование  учебно-воспитательного процесса  и подготовки специалистов к профессиональной деятельности в современный период. Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

     Но  при всей очевидной эффективности  активных методов обучения, у них, конечно, есть и недостатки. Вот основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели, использующие АМО:

  • Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения.
  • Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт
  • Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
  • Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
  • И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.

     Именно  поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.

     Тем не менее, активные методы оказывают  большое влияние на подготовку студентов  к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

     В результате использования активных методов в вузовском учебном  процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.

     Использование преподавателями активных методов  в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Балаев  А.А. Активные методы обучения. М., 1986
  2. Абрамова, И.Г. “Активные методы обучения в системе повышения квалификации” – С.Пб., 1988.
  3. Вербицкий, А.А. “Активное обучение в высшей школе” – М.: Высшая школа, 1991.
  4. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии” – М.: МГУ, 1982.
  5. Гузеев, В. В. “Методы и организационные формы обучения” М. : Нар. образование, 2001.
  6. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве", М., 1994.
  7. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия 2006.
  8. Кашапов М.М. “Психология творческого мышления профессионала” М. 2006.
  9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
  10. Латышина Д. И. "История педагогики" М., 1996.
  11. Мошкова И.Н., Малов С.Л. “Психология производственного обучения.”М., 1990.
  12. Немов Р.С. “Психология” Т.2 М., 1998.
  13. Петровский А.В. “Возрастная и педагогическая психология”. М., 1996
  14. “Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям”. М., 1997.
  15. Педагогика профессионального образования. Под ред. В.А.Сластенина.- М., 2004.
  16. Периодические издания по психологии – «Вопросы психологии».
  17. Петровская А.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности использования методов активного обучения