Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:49, творческая работа
Учить детей понимать и ценить результат труда людей и правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости – эту задачу считаю актуальной и перспективной. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, понятном ему. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны и эффективны в плане познавательного и личностного развития ребенка.
I.Пояснительная записка 1 стр.
II.Учебно-тематический план 8 стр
III.Содержание изучаемого курса 12 стр
IV.Реализация программы 15 стр
Список используемой литературы 21 стр
Рабочая программа
«Маленький экономист»
Воспитатель: Карманова Л.С.
I.Пояснительная записка
II.Учебно-тематический план 8 стр
III.Содержание изучаемого курса 12 стр
IV.Реализация программы 15 стр
Список используемой литературы 21 стр
I.Пояснительная записка
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Дошкольник и экономика лишь
на первый взгляд кажутся
Приобщение ребёнка к
миру экономической деятельности –
одна из сложных и в то же время
важных проблем. Сейчас перед нами актуально
стоит вопрос, как научить наших
детей жить в условиях рыночной экономики,
когда они постоянно
Изменились идеи, ценности,
целевые установки, многие личностные
качества, на которые ориентировались
и дети, и взрослые. Мы стали очевидцами
активного становления
Другими словами, нашим детям предстоит жить и работать совершенно в иных сферах деятельности, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств.
Учить детей понимать и ценить результат труда людей и правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости – эту задачу считаю актуальной и перспективной. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, понятном ему. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны и эффективны в плане познавательного и личностного развития ребенка.
Играя с детьми, возрастом от 4 до 5лет в сюжетно-ролевые игры, попробовала включать экономические понятия: «дешевле», «обмен», «дороже», «труд-продукт», «цена», «сдача». В сюжетно-ролевых играх производственной тематики дети воспроизводят труд игрушечников (игра «Фабрика игрушек»), модельеров (игра «Ателье маленьких красавиц»), кондитеров (игра «Кондитерская фабрика "Лакомка"»). В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, подбирают орудия труда (инструменты и оборудование), овладевают различными трудовыми операциями по изготовлению того или иного «товара».
Такие игры
приносят детям радость. Это
своего рода игра-труд: ребята
работают как взрослые, осуществляют
все компоненты трудового
• производство (разработка схемы, подбор инструмен
тов, материалов и т. д.) - на выходе «экономический»
продукт;
• распределение ( «товар» передается на склад, базу, в
магазины, фирмы);
• обмен (процесс купли-продажи товара в разных
местах сбыта);
• потребление (товар поступает к потребителю).
Видя заинтересованность
детей, создала рабочую программу.
При
составление рабочей программы
использовала опыт работы А.Д.
С целью развития
логики экономического
Материал программы построен на основе переработанного опыта, как других людей, так и своего личного.
Рабочая программа «Маленький
экономист» предназначена для работы
с детьми старшего дошкольного возраста.
Она ставит перед собой цель –
помочь ребенку найти себя, развить
свои способности, пополнить знания
о жизни современного общества. В
формировании основ экономической
культуры большое внимание уделено
нравственному аспекту
Программа рассчитана на 1 год изучения(старший дошкольный возраст) 9 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, 1 раз в месяц, длительность занятия 25 минут.
В занятия включены игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, дидактические и подвижные игры по развитию речи, занимательные упражнения, также в занятия включено коррекционно-развивающая работа
Программа не ограничивает воспитателя жесткими рамками, дает возможность на самостоятельность, творческий поиск.
Основные принципы программы:
Научность - составление, проведение мероприятий, способствующих развитию экономических понятий, перед детьми необходимо раскрыть мир в богатстве его форм и красок, в многообразии связей, обоснованных методах.
Сознательность - взаимосвязь педагога с родителями по усвоению знаний детьми и поиска новых оптимальных технологий передачи информации.
Комплексность - решение поставленных задач в системе всего образовательного процесса.
Личностная ориентация - развитие творческого потенциала, нравственных начал личности, как разного уровня потенциала, так и разного пола.
Дифференциация педагогического процесса - педагогический процесс ориентирован на индивидуальные особенности каждого ребёнка, его умственные возможности.
Гарантированная результативность - реализация прав и потребностей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста или пола.
Доступность - обеспечение детей материалом в соответствии с их возможностями в образовательно-игровой сфере.
Наглядность - объединение мира логики и чувств: графическая, изобразительная, натуральная.
Систематичность и последовательность - необходимость ознакомления с новым материалом в строгом порядке, руководство действиями в формировании знаний.
Задачи:
1.Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать
деньги.
2.Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты
труда людей.
3.Дать представление о
рекламе: рассказать о
зачем нужна реклама.
4.Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету
жизненной необходимости.
5.Поощрять желание и
стремление детей быть
деятельностью, помогать взрослым.
При организации работы с детьми мною используются следующие методы:
1.Наглядные.
2.Словесные.
З. Игровые.
4. Практические.
В основу программы положены:
- компетентность педагога, основанная на личностно-
ориентированном контакте с детьми;
- взаимосвязь и доступность исторической достоверности
излагаемого материала;
- сохранение ценности
дошкольного периода,
раскрывающего мир ребёнку.
Центром программы являются представления детей об экономических закономерностях, побуждающие к получению знаний, росту интеллекта, пониманию своей роли в формировании и развитии экономики.
В содержание программы входят 4 раздела:
1.«Труд- продукт» - рассчитан на 4 часа и знакомит детей с тем,
что труд является основной деятельностью человека.
2.«Деньги и цена» - рассчитан на 3 часа и знакомит детей с современными деньгами (монетами, купюрами)
3. «Реклама» - рассчитан на 1час и знакомит детей с назначением рекламы
4. «Полезные навыки и привычки» рассчитан на 1 час и знакомит детей с полезными привычками.
Программные задачи реализуются не только на занятиях по развитию речи, но и в процессе разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, бытовой.
Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе, и родителями дошкольников.
Программа предусматривает не только знакомство детей с содержанием, но и активное воссоздание необходимого материала средствами двигательного и графического моделирования, что способствует развитию мелкой моторики и координации движений.
Программа способствует развитию самостоятельности, творческого поиска и требует от воспитателя профессионализма, знаний, гуманного отношения к детям.
Реализация выполнения задач проводится 2раза в год на диагностических занятиях (индивидуальных).
Таким образом, в результате реализации программы, знания, умения и навыки ребёнка достаточно удовлетворительны и отражаются в его опыте, самостоятельно проявляются и играют существенную роль в его поведении и жизнедеятельности.
Планирование материала предусматривает 2 вида:
Перспективное
Календарное (подгупповое ,индивидуальное)
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений и учителями начальных классов.
II.Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов | |
1 |
«Труд-продукт» |
||
«Экономика. Золотые правила экономики» |
1 | ||
«Труд-это продукт» |
1 | ||
«Современные профессии» |
1 | ||
«Торговля-это расчет. Потребление товара» |
1 | ||
2 |
«Деньги-цена» |
||
«Деньги разных стран» |
1 | ||
«Путешествие в страну денег» |
1 | ||
«Банк и его работа» |
1 | ||
3 |
«Реклама» |
||
«Рекламное агентство» |
1 | ||
4 |
«Полезные навыки и привычки» |
||
«Собственность. Собственное производство» |
1 | ||
Итого | |||
Практическая деятельность – осуществляется в индивидуальной, подгрупповой работе, в частях указанных занятий.
Содержание перспективного плана отражает следующую идею программы - формирование экономических знаний:
купленными товарами или оплаченными услугами производителей.
Одна из наиболее сильных человеческих потребностей - это потребность в общении, потребность иметь друзей. Очень важны потребности в еде, питье, одежде, обуви, безопасности жизни и здоровья.
Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физичecкoe развитие.