Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:49, творческая работа
Учить детей понимать и ценить результат труда людей и правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости – эту задачу считаю актуальной и перспективной. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, понятном ему. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны и эффективны в плане познавательного и личностного развития ребенка.
I.Пояснительная записка 1 стр.
II.Учебно-тематический план 8 стр
III.Содержание изучаемого курса 12 стр
IV.Реализация программы 15 стр
Список используемой литературы 21 стр
которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из-за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?
Человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг.
ческих потребностей. Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду. Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Деньги - универсальное и удобное средство обмена.
услуг. Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.
Рынок - обмен товарами и услугами продавцами и покупателями.
Перспективный план помогает построить работу по формированию экономических знаний у детей, которая состоит из следующих блоков педагогического процесса:
- специально организованных занятий;
- совместной деятельности взрослого и ребёнка;
- самостоятельной деятельности детей.
Цель занятий - передача знаний ребёнку, приобщение к укладу экономических отношений между людьми, усвоение взаимосвязи
экономических понятий.
Помимо познавательно-
При реализации учебно-тематического плана мною используются следующие виды занятий:
- комплексно- игровые;
- тематические.
Структура занятия:
- организационный момент;
- повторение пройденного материала;
- обучающий этап (работа
с демонстрационным и
- этап закрепления (
- итог занятия.
В каждое занятие включены задания, направленные на развитие и коррекцию работы психических процессов: элементы аутотренинга, логоритмика, музыкальная пауза, психогимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Занятия проводятся в форме конкурсов, бесед, викторин.
Окружающая среда является основной составляющей в мировоззрении ребёнка.
Список средств обучения.
1. Предметно-развивающая среда.
В содержание занятий на протяжении всего учебного года мною включаются следующие дидактические игры:
• «Кем быть», «Все работы хороши», «Семья», «Предметы труда и быта» - направлены на закрепление профессий и орудий труда;
• «Какие бывают деньги», «Обмен», «Валюта», «Бюджет семьи» - направлены на изучение происхождения денег, составлении семейного бюджета;
• «Из чего у нас щи да каша», «Приготовь обед», «Откуда пришла рубашка», «Кто как одевается», - помогают понять образ жизни народа;
Альбомы: «Потребности животных», «Потребности растений» Потребности людей», - направлены на обогащение экологических знаний о животных; растениях; людях.
2. Методический материал.
демонстрационный и
3. Технические средства обучения.
III.Содержание изучаемого курса
«ТРУД – ПРОДУКТ»
Педагогические задачи
Формировать представление о содержании деятельности профессий банкир, рекламодатель, бизнесмен.
Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Основные понятия, которые могут усваивать дети: труд, работа, продукт, продукция, рабочее место;
профессии: банкир, менеджер, бизнесмен, рекламодатель;
предметы труда: рынок, палатка, супермаркет, универсам.
Дети узнают, что труд является основной деятельностью человека, источником существования, каждый человек имеет свою профессию, свое дело.
Ознакомление
с людьми разных профессий
(уважение людей, умеющих
«ДЕНЬГИ – ЦЕНА»
Педагогические задачи
Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей. К деньгам следует относиться с уважением.
Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.
Основные понятия, которые могут усвоить дети: деньги, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле, покупать, продавать, доход, пенсия, зарплата, стипендия, пособие для детей, бюджет, бартер.
Закрепить знания о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры): понятия о деньгах: в каждой стране свои деньги; откуда берутся деньги. Все задачи решаются через игры и упражнения, проблемные ситуации.
Дети узнают, что любой товар имеет свою цену(на занятиях, сюжетно-ролевых играх) одни из них дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем купить, необходимо подумать, хватит ли тебе денег на покупку.
«РЕКЛАМА»
Педагогические задачи
Учить детей правильно воспринимать рекламу.
Дать представление о рекламе: рассказать о назначении рекламы, зачем нужна реклама.
Основные понятия, которые могут усвоить дети: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент.
Показать детям рекламные листки, которые есть в магазинах: реклама игрушек, косметики, автомашин, продуктов.
Разговоры с детьми о рекламе, запоминающиеся детям.
Экскурсия в рекламное агентство (какие профессии необходимы для работы в рекламе).
Составление детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе).
«ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ»
Педагогические задачи
Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, взаимодействие с окружающим вещным миром; понимать, что ломать, портить вещи, выбрасывать зря – качества недостойного поведения.
Основные понятия, которые могут усвоить дети: бережливый, хозяйственный, щедрый, добрый, честный, запасливый.
В детском саду и дома воспитывать у детей полезные привычки, закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться всем, что дают детям для игр и занятий; показать детям образец достойного поведения в быту; отношение к воде, свету, вещам через сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, занятия, игровые проблемные ситуации.
IV.Реализация программы
Экономическое воспитание дошкольников включает комплекс усвоения знаний, умений; развития познавательных способностей. Это выполняется в различных видах деятельности. А в старшем возрасте совершенствуется наглядно-образное, словесно-логическое мышление и происходит формирование фундамента знаний, который служит основой для дальнейшего накопления и восприятия опыта человечества. Большое значение имеет диагностика, ставящая цель: определение результата проделанной работы.
Введение диагностики в работу является необходимым по следующим причинам:
• это реализация личностного подхода на основе изучения
психологических особенностей ребёнка и соответственно
построения педагогического процесса.
• тарифно-квалификационной характеристикой воспитателя,
реализующего и поводящего коррекционно-развивающую работу.
• итог подготовки ребёнка к школе, объёма полученных и
усвоенных знаний и готовности к использованию их в творческой
деятельности.
• получение результата педагогического воздействия, что вероятно
только лишь с помощью диагностики, проводимой 2 раза в год и
имеющей результаты «до» и «после» проведения воспитательно-
образовательной, коррекционно-развивающей работы.
Цель диагностики:
-сентябрь: выявление уровня знаний детей
с учётом реализации индивидуально-
- май: определение результатов работы проведённой за год.
Условия диагностики:
- занятия;
- прогулки;
- режимные моменты;
- игровая деятельность.
Методы диагностики:
- беседы;
- задания;
- игры;
- наблюдения.
В соответствии с критериями оценок определяется уровень овладения знаниями детей старшего дошкольного возраста о быте, взаимоотношениях, развитии экономики города, страны.
Критерии оценки:
в/у - 1. Больше половины заданий ребёнок выполняет
самостоятельно и без ошибок; 1 - 4 задания ребёнок
выполняет с мелкими ошибками, исправляет их
самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
2.Оценивает действия и поступки других с позиции известных
правил, выдвигает много идей.
3.Поведение ребёнка характеризуется бережным отношением
к предметам и материалам.
4.Свободно рассказывает о трудовых действиях.
5.Знает достаточно(в
растений. Проявляет бережное отношение к ним.
6.Речь эмоциональная, выразительная, чистая, звуки
произносит все. Составляет сюжeтные и описательные
рассказы, сочиняет загадки.
7.Активно участвует в составлении предложений по схемам.
8.Использует обследовательские действия.
9.Различает профессии, действия, обосновывает ситуации.
10.Проявляет активность на протяжении всего занятия; память,
мышление, воображение соответствуют возрастной норме.
с/у - 1. Больше половины заданий ребёнок выполняет с мелкими
ошибками, исправляет их самостоятельно или при
небольшой помощи взрослого; 1 - 3 задания ребёнок
выполняет без ошибок и без помощи взрослого; 1 - 3 задания
ребёнок не может выполнить или выполняет только с
помощью взрослого.
2. Проявляет умения понимать сверcтников, проявляет
сочувствие.
3. Правильно называет предметы, устанавливает связи. По
указанию взрослых применяет обследовательские действия.
Затрудняется в обосновании существенных признаков.
4.Различает профессии, но затрудняется в обосновании
суждений.
5.Знает и называет растения и животных. Интересы
неустойчивы.
6.Ребёнок активен в разговорном общении. Ошибок в речи мало,
речь внятная, грамотная, эмоциональная. Владеет простыми
предложениями, в построении сложных - затрудняется.
7.Память развита в соответствии с возрастом, воображение и
мышление требуют совершенствования.
н/y - 1. Ребёнок не может выполнить больше половины заданий или
выполняет их с помощью взрослого; 1 - 3 задания ребёнок
выполняет с мелкими ошибками, исправляет их
самостоятельно или при небольшой помощи взрослого.
2.Речь развита слабо, не различает эмоционального состояния
взрослых, сверстников.
3.Часто ошибается в назывании предметов ближайшего
окружения. Не всегда пользуется предметами и материалами
в соответствии с их свойствами.
4.Интерес к технике не выражен, знает названия некоторых
профессий.
5.Объём знаний о растениях незначителен. Наблюдения ведёт
совместно со взрослым. Эмоциональные реакции в общении с
природой слабо выражены.
6.В общении пассивен, отмечаются грамматические ошибки,
речь невнятна, затрудняется при пересказывании.
7.Не выделяет из карточек цвет и форму; не запоминает 6
предложенных предметов. Память развита слабо; мышление и
воображение отстают от возрастной нормы.
Процедура диагностирования:
Цель: обследование знаний детей о профессии каждого человека,
что труд является основной деятельностью человека, источником его существования. Результатом труда является продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие.
Материал: игры по профессиям; картинки с орудиями труда; дидактические игры; карандаши; материал для работы изготовление поделки.
Ход выполнения заданий: воспитатель просит ответить на вопросы; изготовить поделку; выполнить задание.