Работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе сделана попытка проанализировать проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения со школьным учреждением, существование семьи в сложных современных условиях, потребности семьи и школы, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды и способы организации работы школы по повышению воспитательного потенциала семьи.

Содержание

Введение 3
Глава I: Понятие о воспитательном потенциале семьи 6
Глава II: Пути взаимодействия семьи и школы 15
2.1. Педагогическое просвещение родителей 15
2.2. Постоянная связь родителей и школы 18
Глава III. Различные методы и формы работы школы над повышением воспитательного потенциала семьи 22
3.1. Коллективные методы и формы работы учителей с семьями школьников 22
3.2. Групповые методы и формы организации взаимодействия с родителями учащихся 24
3.3. Индивидуальные методы и формы работы с родителями учащихся 25
Глава IV. Практическая часть. Разработка плана проведения родительского собрания: «Роль родителей в воспитании детей» 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая по педагогике.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

В последние годы сложился так называемый всеобуч, основной целью которого является оказание научно-методической помощи родителям в воспитании детей, охватывающий разнообразные формы пропаганды и популяризации психолого-педагогических знаний. Так, широкое распространение получили «школы молодой матери», в которых основами педагогических знаний овладевают женщины, готовящиеся стать матерями и имеющие маленьких детей. В этих школах они изучают вопросы физического развития и санитарно-гигиенического ухода за детьми, учатся работать над развитием речи ребенка и формированием простейших нравственных навыков.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных  семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении  проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются родительские лектории, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители имеют возможность получать психолого-педагогического знания, рассчитанные на соответствующий возраст учащихся [10].

По И.Ф. Харламову, педагогическое просвещение осуществляется на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, по месту работы родителей. Его организуют общественные организации, а также комиссии содействия семье и школе в воспитании детей. В коллективах рабочих и служащих читаются лекции и доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, организуются выставки психолого-педагогической литературы, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. В этой работе активное участие принимают педагогические коллективы школ и, в частности, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися [10].

Основой совершенствования  семейного воспитания является систематическая  работа по повышению педагогической культуры родителей. Больше того, педагогическими знаниями, методикой воспитания необходимо вооружить все взрослое население страны.

В процессе осуществления  задачи повышения педагогической культуры родителей И.В. Гребенников выделяет следующий вопрос. Успешность выполнения семьей ведущей функции по воспитанию детей, их всестороннему развитию и подготовке к общественно полезному труду в значительной мере зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, которые в совокупности и составляют педагогические возможности семьи. Сюда следует отнести материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, ее идейно-нравственный и эмоционально-психологический климат, уровень развитости семейного коллектива, характер отношений между его членами, трудовую атмосферу семьи, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи, наличие свободного времени и характер организации семейного досуга, личный пример родителей; возможность использования средств массовой информации и культуры, систему и характер внутрисемейного общения и общения семьи с окружающей средой, уровень педагогической культуры взрослых членов семьи (в первую очередь матери и отца), распределение педагогических сил в семье, семейные традиции, особенности профессионального опыта родителей и др. [2].

Какое место в этом комплексе влияний принадлежит  педагогической культуре? Опытно-экспериментальная  работа убеждает: только просвещение  родителей – пусть даже хорошо организованное! – еще не дает желаемого результата. Как уже отмечалось, знания еще нужно уметь применять. Среди родителей, считающих, что у них имеется достаточный минимум педагогических знаний, далеко не все извлекают из них практическую пользу: 7% пытаются, но не умеют применить знания на практике, 24%–не всегда применяют; а 13% – не применяют вообще. «Беда искусства воспитания в том, – отмечал А.С. Макаренко, – что научить воспитывать можно только в практике, на примере» [6].

Значит, при подготовке отцов и матерей к воспитанию детей нельзя ориентироваться на вооружение их только определенным минимумом теоретических знаний. Необходима также выработка педагогических умений, а это дается лишь благодаря участию родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием детей. Таким образом, подготовка родителей к воспитательной деятельности должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Что же включает в себя это понятие?

По мнению И.В. Гребенникова под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Уровень педагогической культуры в немалой степени зависит от таких факторов, как образовательный ценз, общественная направленность личности, а также от индивидуальных особенностей, профессиональных черт, богатства жизненного опыта и т.д. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность – определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки, по воспитанию детей. По сути дела, воспитательная деятельность сводится к постоянному решению своеобразных педагогических задач, которые подразделяются на стратегические, т.е. преследующие дальние цели и рассчитанные на длительные усилия, и оперативные, продиктованные требованиями сегодняшнего дня. Педагогическая подготовленность отцов и матерей тесно связана как с их отношением к воспитанию, так и с практической деятельностью в этом направлении. Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная заключается, прежде всего, в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию. Организаторская реализует конструктивную на практике. Она включает:

–организацию жизни  и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт, домашнее чтение и т.д.);

–организацию своей  собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, чтение, отдых, общественная работа по воспитанию подрастающего  поколения и т.п.) [2].

Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает  педагогическое мастерство. Им может и должен обладать каждый родитель. Вот как писал об этом А.С. Макаренко: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…». Это в такой же мере относится и к родителям. А насколько каждый родитель овладеет «мастерством, зависит от собственного напора» [5].

 

2.2. Постоянная связь родителей и школы

 

О содержании, формах и  методах работы школы с родителями сегодня трудно говорить. Все вокруг переменилось, меняется и круг задач перед школой и родителями. Все же прежний опыт может быть полезным и в настоящее время.

В недалеком прошлом  в школах существовали родительские комитеты. Со временем они переросли  в советы микрорайона, которые не везде нашли свое воплощение.

На предприятиях, в  учреждениях, при профсоюзных организациях создавались советы содействия семье  и школе. По месту жительства в  ряде мест создавались женсоветы. Это  постоянные формы совместной работы школы, родителей и общественности.

Родительские комитеты или советы микрорайона и сейчас функционируют. Они комплектуются (выбираются) в начале учебного года из числа  наиболее активных и авторитетных родителей, представителей производственных коллективов  и общественности. Руководят родительскими общественными объединениями наиболее ответственные и способные родители. При родительских комитетах и советах микрорайона создаются группы родительских активистов (секции) по важнейшим направлениям работы с родителями: всеобуч, учебный сектор, сектор материального обеспечения, культурно-массовый, оздоровительный сектор и др. [11].

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое  место занимает деятельность родительских комитетов – общешкольного и  классного. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным «Положением о родительском комитете общеобразовательной школы». Количественный состав родительского комитета школы устанавливается решением общего собрания (конференция) родителей.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в решении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризуют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

Советы содействия на предприятиях поддерживают тесную связь со школами, следят за воспитанием детей в семье, оказывают помощь нуждающимся, в уголках публикуют опыт воспитания детей в семьях, вносят предложения руководству предприятия о поощрении родителей и т.д. [9].

Классный руководитель проводит совместную работу с родителями по четырем основным направлениям: коллективная работа в школе, по месту жительства и работы, а также в индивидуальном порядке. Основной формой работы с родителями служат родительские собрания.

Классному руководителю приходится работать с родителями в четырех сферах: в школе, по месту работы, по месту жительства и, нередко, посещение родителей на дому. Именно в классном родительском коллективе решаются основные вопросы воспитания детей.

К сожалению, далеко не все  классные руководители стараются проводить настоящие собрания. Чаще всего они сводятся к отчету об успеваемости учащихся и недисциплинированности отдельных из них. На таких собраниях, кроме неприятных ощущений родители мало что получают. Поэтому каждое собрание, за исключением отдельных случаев, должно быть тематическим и поучительным. Оно должно проводиться не для родителей, а самими родителями при активном участии учителей, работающих в классе. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрания на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома», «Как приохотить детей к чтению» и др.[9].

Повышению роли родителей в воспитании детей можно посвятить собрания «О родительском авторитете», «Правильно ли мы понимаем своих детей», «Трудный возраст и роль родителей в воспитании подростков», «Мы и наши старшие дети» и т.д.

Нравственному воспитанию детей в семье помогут такие собрания: «Роль родителей в нравственном воспитании детей в семье», «О дружбе и любви наших детей», «О воспитании у детей честности и правдивости», «О воспитании культуры поведения детей в семье».

На собрании обсуждаются  вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха, профессиональной ориентации и многое другое.

По мнению Н.К. Степаненкова, основной формой работы с родителями в классе служат родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются  наиболее актуальные проблемы совершенствования  учебно-воспитательной работы семьи  и школы, а также текущие вопросы  обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Нередко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например, о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год.

По мнению И.Ф. Харламова, наиболее оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей является собрание родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями [11].

Но это не единственное мероприятие. В последние годы стали чаще проводиться собрания и конференции отцов, бабушек и дедушек, обсуждение журнальных и газетных статей на педагогические темы [9].

Кроме коллективных форм, классный руководитель может использовать индивидуальные беседы с родителями у них на дому или вызвав в школу, запись в дневниках учащихся или поздравительные письма. Есть интересный опыт Е.Н. Ильина, он изложен в статье «Как вызвать родителей в школу, не вызывая». Родителям «трудного» ученика он написал похвальное письмо, и те на радостях сами пришли к учителю. Родители с удовлетворением получают благодарственные письма и поздравительные открытки об успехах учеников [9].

Информация о работе Работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи