Работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе сделана попытка проанализировать проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения со школьным учреждением, существование семьи в сложных современных условиях, потребности семьи и школы, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды и способы организации работы школы по повышению воспитательного потенциала семьи.

Содержание

Введение 3
Глава I: Понятие о воспитательном потенциале семьи 6
Глава II: Пути взаимодействия семьи и школы 15
2.1. Педагогическое просвещение родителей 15
2.2. Постоянная связь родителей и школы 18
Глава III. Различные методы и формы работы школы над повышением воспитательного потенциала семьи 22
3.1. Коллективные методы и формы работы учителей с семьями школьников 22
3.2. Групповые методы и формы организации взаимодействия с родителями учащихся 24
3.3. Индивидуальные методы и формы работы с родителями учащихся 25
Глава IV. Практическая часть. Разработка плана проведения родительского собрания: «Роль родителей в воспитании детей» 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая по педагогике.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Классный руководитель не только просвещает родителей, но и  привлекает их к работе с «трудными» учениками и их семьями, для организации совместных игр молодежи и школьников, проведения праздников труда и отдыха, к дежурству по школе вместе с учащимися, для участия в выпуске стенной печати и т.д. Вместе с родителями классный руководитель может предусмотреть работу с детьми по месту жительства при домоуправлениях, в детских и юношеских клубах, технических кружках, по организации спортивных соревнований и культурно-массовых мероприятий.

Приведенный далеко неполный перечень совместной работы классного  руководителя с родителями показывает неограниченные возможности совместных усилий по воспитанию учащихся. Однако в современных условиях образования и воспитания подрастающего поколения от родителей требуется не простое выполнение родительских обязанностей, а квалифицированная помощь школе. Родители, особенно молодые, не готовы к воспитанию своих детей, да их к этому никто и не готовит. Если для управления автомобилем водителю нужно сдавать на права, то к родителям таких требований не предъявляется. Поэтому школе приходится осуществлять педагогический всеобуч родителей. В прежние годы эту функцию выполняли родительские университеты и лектории. Формами всеобуча служили беседы, семинары, конференции, диспуты, обмен опытом и др.

На них обсуждались  многие психолого-педагогические вопросы. В частности: «Умственное воспитание детей в семье», «Родители – первые воспитатели своих детей», «Роль отца в воспитании детей», «Мать на жизненном пути детей», «О главном в характере наших детей», «Трудный возраст», «Когда дети выходят из повиновения родителей», «О развитии способностей детей» и т.д. [9].

В заключение подчеркнем: если поддерживается систематическая связь школы и каждого классного руководителя с родителями и общественностью, оказывается им надлежащая помощь в воспитании детей, достигается оптимальный уровень в образовании, развитии и воспитании учащихся.

 

Глава III. Методы и формы работы школы над повышением воспитательного потенциала семьи

 

3.1. Коллективные методы и формы работы учителей с семьями школьников

 

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов  и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание [7].

Собрание не сводится к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей  с вопросами воспитания, повышению  их педагогической культуры, выработке  единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий [7].

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.

Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей. В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог привлекает специалистов либо подбирает материал и проводит занятие своими силами. Если приглашается специалист, то педагог предварительно обговаривает с ними круг волнующих родителей проблем, продумывает способы привлечения и активизации участников занятий [8].

Диспут – размышление  по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск, наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса или семьи [8].

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно  проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

По мнению М.И., Рожкова, особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива [8].

Учителя и родительский комитет пытаются организовать работу с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни дома [7].

Особую заботу у педагогов  вызывает взаимодействие с отцами (матерями) детей: как привлечь отцов (матерей) к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами (матерями) детей, проводят конференции, консультации-размышления.

 

3.2. Групповые методы и формы организации взаимодействия с родителями учащихся

 

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены  разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.

Консультирование. Чаще всего родители обращаются к педагогу с целью получить разъяснение  той или иной сложившейся у  них ситуации, однако педагог может  давать консультации и по собственной  инициативе. В любом случае консультации могут быть групповыми и индивидуальными.

Групповые консультации проводятся при наличии у нескольких родителей воспитательной проблемы или с целью профилактики ее возникновения. Например, при переходе в средние  классы возникает проблема адаптации  выпускников начальной школы к средней. Как избежать дезадаптации и ее негативных последствий? Как помочь детям перейти к новому режиму обучения? Эти и другие вопросы волнуют учителей и родителей, и решить их можно только совместными усилиями. Педагог, анализируя имеющийся опыт, предвидя появление трудностей в связи с ситуацией перехода, должен провести коллективную консультацию для родителей.

Групповые консультации могут быть плановыми, когда педагог  предвидит возникновение тех  или иных проблем или исходит  из знания типичных трудностей; спонтанными, которые возникают в связи с конкретной ситуацией; одноразовыми и цикловыми. Выбор консультаций определяется потребностями и возможностями педагога и родителей.

Педагог может также  обратиться с просьбой о проведении консультаций к школьному психологу, социальному педагогу, другим специалистам. Он может рекомендовать родителям консультирование у психолога, а по мере необходимости помочь осуществить их встречу.

С целью придания консультативной  работе целенаправленного характера  и для максимального удовлетворения запросов родителей можно время от времени опрашивать их по поводу актуальной тематики консультирования, их отношения к его проведению, а для педагогов – определить в работе с родителями соответствующие правила.

Правила консультирования (В.С. Богословская):

  1. Цель консультирования – не выдача готовых рецептов, что делать и как, а выявление внутренних ресурсов родителей и детей, на основе которых они должны самостоятельно преодолеть возникающие трудности. В процессе такой работы педагог как бы смотрит на ситуацию с другой, своей точки зрения, приободряет родителей в их усилиях.
  2. Консультирование осуществляется при условии добровольного обращения родителей к педагогу.
  3. Всегда следует исходить из интересов ребенка, руководствуясь при этом принципом «Не навреди».
  4. Педагог должен быть тактичным, доброжелательным в работе с родителями.
  5. Учитывать возрастные, половые и психологические особенности консультируемых родителей [1].

 

3.3. Индивидуальные методы и формы работы с родителями учащихся

 

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов  родителям по улучшению воспитания детей. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью и впечатлительностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.

Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу, с тем, чтобы содействовать их правильному нравственному формированию.

Индивидуальные консультации проводятся с одним из родителей или двумя одновременно по месту жительства. Они обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще касаются возникшей в школе или семье конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными. Приглашение родителей для индивидуального консультирования должно быть тактичным и продуманным. Если педагог проводит консультирование систематически, то оно не вызывает чувства напряжения у родителей и, как правило, приветствуется ими [1].

Наиболее целесообразным в работе с родителями считается  чередование индивидуальных и групповых  консультаций.

 

Глава IV. Практическая часть. Разработка плана проведения родительского собрания: «Роль родителей в воспитании детей»

 

Собрание родителей на тему:

«Роль родителей  в воспитании детей»

 

Цель собрания: повысить ответственность родителей за воспитание детей, привлечь их к организации  воспитательной работы в классе.

 

Подготовка:

 

  1. Анализ сочинений учащихся «Как я провел выходной день».
  2. Подготовка выступлений родителей о своей роли в воспитании детей.
  3. Анализ анкет учащихся, в которых предлагалось продолжить фразы:
    • В свободное время я люблю…
    • Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, – это…
    • Мне интересно общаться…
    • Если б я был папой (мамой), то…
  4. Оформление результатов различных видов деятельности учащихся.
  5. Выпуск газет «Наши родители», в которых рассказано о профессиях отца, матери, их увлечениях.
  6. Составление списка литературы по проблеме воспитания детей в семье, о роли отца и матери в этом процессе.

Информация о работе Работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи