Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 00:41, курсовая работа
В данной курсовой работе сделана попытка проанализировать проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения со школьным учреждением, существование семьи в сложных современных условиях, потребности семьи и школы, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды и способы организации работы школы по повышению воспитательного потенциала семьи.
Введение 3
Глава I: Понятие о воспитательном потенциале семьи 6
Глава II: Пути взаимодействия семьи и школы 15
2.1. Педагогическое просвещение родителей 15
2.2. Постоянная связь родителей и школы 18
Глава III. Различные методы и формы работы школы над повышением воспитательного потенциала семьи 22
3.1. Коллективные методы и формы работы учителей с семьями школьников 22
3.2. Групповые методы и формы организации взаимодействия с родителями учащихся 24
3.3. Индивидуальные методы и формы работы с родителями учащихся 25
Глава IV. Практическая часть. Разработка плана проведения родительского собрания: «Роль родителей в воспитании детей» 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Классный руководитель не только просвещает родителей, но и привлекает их к работе с «трудными» учениками и их семьями, для организации совместных игр молодежи и школьников, проведения праздников труда и отдыха, к дежурству по школе вместе с учащимися, для участия в выпуске стенной печати и т.д. Вместе с родителями классный руководитель может предусмотреть работу с детьми по месту жительства при домоуправлениях, в детских и юношеских клубах, технических кружках, по организации спортивных соревнований и культурно-массовых мероприятий.
Приведенный далеко неполный перечень совместной работы классного руководителя с родителями показывает неограниченные возможности совместных усилий по воспитанию учащихся. Однако в современных условиях образования и воспитания подрастающего поколения от родителей требуется не простое выполнение родительских обязанностей, а квалифицированная помощь школе. Родители, особенно молодые, не готовы к воспитанию своих детей, да их к этому никто и не готовит. Если для управления автомобилем водителю нужно сдавать на права, то к родителям таких требований не предъявляется. Поэтому школе приходится осуществлять педагогический всеобуч родителей. В прежние годы эту функцию выполняли родительские университеты и лектории. Формами всеобуча служили беседы, семинары, конференции, диспуты, обмен опытом и др.
На них обсуждались многие психолого-педагогические вопросы. В частности: «Умственное воспитание детей в семье», «Родители – первые воспитатели своих детей», «Роль отца в воспитании детей», «Мать на жизненном пути детей», «О главном в характере наших детей», «Трудный возраст», «Когда дети выходят из повиновения родителей», «О развитии способностей детей» и т.д. [9].
В заключение подчеркнем: если поддерживается систематическая связь школы и каждого классного руководителя с родителями и общественностью, оказывается им надлежащая помощь в воспитании детей, достигается оптимальный уровень в образовании, развитии и воспитании учащихся.
Глава III. Методы и формы работы школы над повышением воспитательного потенциала семьи
3.1. Коллективные методы и формы работы учителей с семьями школьников
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.
Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание [7].
Собрание не сводится к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.
Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий [7].
В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.
Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей. В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог привлекает специалистов либо подбирает материал и проводит занятие своими силами. Если приглашается специалист, то педагог предварительно обговаривает с ними круг волнующих родителей проблем, продумывает способы привлечения и активизации участников занятий [8].
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск, наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса или семьи [8].
Встречи с администрацией,
учителями класса целесообразно
проводить ежегодно. Педагоги знакомят
родителей со своими требованиями,
выслушивают пожелания
По мнению М.И., Рожкова, особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива [8].
Учителя и родительский комитет пытаются организовать работу с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни дома [7].
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами (матерями) детей: как привлечь отцов (матерей) к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами (матерями) детей, проводят конференции, консультации-размышления.
3.2. Групповые методы и формы организации взаимодействия с родителями учащихся
Групповые формы взаимодействия
педагогов и родителей
Консультирование. Чаще всего родители обращаются к педагогу с целью получить разъяснение той или иной сложившейся у них ситуации, однако педагог может давать консультации и по собственной инициативе. В любом случае консультации могут быть групповыми и индивидуальными.
Групповые консультации проводятся при наличии у нескольких родителей воспитательной проблемы или с целью профилактики ее возникновения. Например, при переходе в средние классы возникает проблема адаптации выпускников начальной школы к средней. Как избежать дезадаптации и ее негативных последствий? Как помочь детям перейти к новому режиму обучения? Эти и другие вопросы волнуют учителей и родителей, и решить их можно только совместными усилиями. Педагог, анализируя имеющийся опыт, предвидя появление трудностей в связи с ситуацией перехода, должен провести коллективную консультацию для родителей.
Групповые консультации могут быть плановыми, когда педагог предвидит возникновение тех или иных проблем или исходит из знания типичных трудностей; спонтанными, которые возникают в связи с конкретной ситуацией; одноразовыми и цикловыми. Выбор консультаций определяется потребностями и возможностями педагога и родителей.
Педагог может также обратиться с просьбой о проведении консультаций к школьному психологу, социальному педагогу, другим специалистам. Он может рекомендовать родителям консультирование у психолога, а по мере необходимости помочь осуществить их встречу.
С целью придания консультативной работе целенаправленного характера и для максимального удовлетворения запросов родителей можно время от времени опрашивать их по поводу актуальной тематики консультирования, их отношения к его проведению, а для педагогов – определить в работе с родителями соответствующие правила.
Правила консультирования (В.С. Богословская):
3.3. Индивидуальные методы и формы работы с родителями учащихся
Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению воспитания детей. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью и впечатлительностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.
Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу, с тем, чтобы содействовать их правильному нравственному формированию.
Индивидуальные консультации проводятся с одним из родителей или двумя одновременно по месту жительства. Они обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще касаются возникшей в школе или семье конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными. Приглашение родителей для индивидуального консультирования должно быть тактичным и продуманным. Если педагог проводит консультирование систематически, то оно не вызывает чувства напряжения у родителей и, как правило, приветствуется ими [1].
Наиболее целесообразным в работе с родителями считается чередование индивидуальных и групповых консультаций.
Глава IV. Практическая часть. Разработка плана проведения родительского собрания: «Роль родителей в воспитании детей»
Собрание родителей на тему:
«Роль родителей в воспитании детей»
Цель собрания: повысить ответственность родителей за воспитание детей, привлечь их к организации воспитательной работы в классе.
Подготовка:
Информация о работе Работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи