Работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе сделана попытка проанализировать проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения со школьным учреждением, существование семьи в сложных современных условиях, потребности семьи и школы, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды и способы организации работы школы по повышению воспитательного потенциала семьи.

Содержание

Введение 3
Глава I: Понятие о воспитательном потенциале семьи 6
Глава II: Пути взаимодействия семьи и школы 15
2.1. Педагогическое просвещение родителей 15
2.2. Постоянная связь родителей и школы 18
Глава III. Различные методы и формы работы школы над повышением воспитательного потенциала семьи 22
3.1. Коллективные методы и формы работы учителей с семьями школьников 22
3.2. Групповые методы и формы организации взаимодействия с родителями учащихся 24
3.3. Индивидуальные методы и формы работы с родителями учащихся 25
Глава IV. Практическая часть. Разработка плана проведения родительского собрания: «Роль родителей в воспитании детей» 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая по педагогике.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

 

План проведения игры:

 

  1. Вступительное слово о цели собрания, причинах его проведения.
  2. Выступления двух родителей о своем участии в воспитании ребенка.
  3. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся:
    • сколько учащихся стремится к общению с отцом и матерью;
    • о чем мечтают дети, что они ждут от своих родителей. (Зачитываются некоторые анкеты).
  4. Анализ сочинений учащихся «Как я провел(а) свой выходной день»:
  • сколько отцов и матерей приняло участие в организации выходного дня, провело его вместе с детьми;
  • воспитательная эффективность, полезность способа общения в выходной день.
  1. Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.
  1. Распределение родителей в группы. Предлагаются вопросы для последовательного обсуждения в микроколлективах. Мнения высказываются представителями групп и всеми желающими.

Вопросы:

    • Какие выводы вы сделали для себя после сообщения результатов анкетирования и сообщений учащихся?
    • Какова роль отца и матери в воспитании ребенка?
    • Что вы считаете необходимым изменить в своем общении с детьми?
    • Какие трудности вы испытываете в воспитании детей? Можно ли их преодолеть и как?
    • Какое участие в организации жизни класса могут принять родители?
    1. На основе предложений, составленных классным руководителем, родители определяют и письменно фиксируют форму своего участия в жизни класса, воспитательной работе с детьми.
    1. Знакомство с творческими работами учащихся, достижениями детей в различных видах деятельности.
    2. Предложения, прозвучавшие в ходе коллективного обсуждения, включаются в решение собрания.
    3. Подведение итогов собрания.

Коллективные  и групповые формы взаимодействия реализуются с помощью индивидуальных форм. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

 

Заключение

 

Взаимоотношение семьи  и школы складывается под влиянием ряда факторов: отношение родителей (как супружеские, так и родительско-детские), психологический микроклимат в  семье, личностные свойства и качества родителей и самих детей, а также от самой школы (опытность классного руководителя, заинтересованность педагогов и др.).

В процессе исследования было рассмотрено понятие воспитательного потенциала семьи. Это понятие не имеет однозначного толкования в научной литературе. Однако в него включено много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.

В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены различные пути взаимодействия семьи и школы, т.к. непременным условием развития школы является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся.

Изучение воспитательного потенциала семьи позволяет выделить следующую закономерность: чем выше педагогическая культура родителей, тем значительнее положительное воспитательное воздействие семьи на личность ребёнка. В связи с этим актуальной задачей школы в современных условиях является организация работы по повышению педагогической культуры родителей. Такая работа осуществляется с использованием различных форм: коллективных (лекции, беседы, практикумы, конференции), групповых и индивидуальных (консультации, беседы, посещения на дому). Данные формы были рассмотрены в третьей главе курсовой работы.

В четвертой главе  был разработан план проведения родительского  собрания: «Роль родителей в воспитании детей».

В результате исследования сделаны следующие выводы:

-семьям нужна серьезная помощь и поддержка. Такую помощь призваны оказывать различные социальные институты. Приоритет в оказании помощи семье в воспитании детей принадлежит школе;

-работа по повышению воспитательного потенциала семьи только тогда эффективна, когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, основные условия их семейной жизни и состояние воспитания в семье, образовательно-воспитательные задачи школы и класса.

-работа школы по  повышению воспитательного потенциала  семьи, педагогической культуры  родителей требует обновления содержания и форм. В настоящее время родители больше нуждаются в индивидуальных консультациях, в практических занятиях с рассмотрением педагогических ситуаций, в психологическом консультировании.

 

Список используемой литературы

 

    1. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог: Учебно-методическое пособие. - Мн.: «Універсітэцкае», 1999. - С. 236-246
    2. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя.- М.:Просвещение.-1985.-174 с.
    3. Джуринский А.Н. Школа и семья. // Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М.,1999. - С. 126-132
    4. Леонтьева В.Б. Педагогика сотрудничества в триаде «учитель -ученик - родители» //Праблемы выхавання. - 2004. - №3. - С. 26-33
    5. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. - Соч., т.V, С. 244
    6. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Соч. в 7-ми т. М. Изд-во АПН РСФСР, 1957, т. 4. С. 438-439
    7. Рожков М.И. Взаимодействие педагогов и родителей. //Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000. - С. 58-72
    8. Рожков М.И. Взаимодействие педагогов и родителей. //Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. - М.,2000. - С. 60-72
    9. Степаненков Н.К. Совместная работа школы и родителей по воспитанию учащихся // Степаненков Н.К. Педагогика. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн., 2001. - С. 390-405
    10. Харламов И.Ф. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности // Харламов И.Ф. Педагогика - М., 1990. - С. 517-520
    11. Харламов И.Ф. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности // Харламов И.Ф. Педагогика - Мн.: «Універсітэцкае», 1998. - С. 489-503
    12. Шамова Т.И и др. Взаимодействие семьи и школы //Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. - М., 2002. - С. 249-257

13. Куликова Т.А. Воспитательный  потенциал семьи // Куликова Т.А.  Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – С. 43-68




Информация о работе Работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи