Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:40, курсовая работа
Предмет исследования: процесс нетрадиционного обучения на уроках технологии.
Если применять на уроках технологии нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:
формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
повышения интереса школьников к учению;
более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……2
ГЛАВА 1. Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения учащихся
1.1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии……………………………………………………………………..…..4
1.2. Роль нетрадиционного обучения в образовании…………………………...8
1.3. Значение нестандартных уроков в формировании личности младших школьников……………………………………………………………………....13
ГЛАВА 2. Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы на уроках технологии
2.1. Анализ программы по технологии…………………………………………18
2.2. Подготовка и проведения нетрадиционных уроков………………………22
2.2.1. Разработка и проведение урока-игры………………………………...….24
2.2.2. Разработка и проведение урока-конкурса……………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
Методически высоко эффективным, реализующим
нетрадиционные формы обучения, развития
и воспитания учащихся являются урок
– игра.
Большое значение в активизации познавательной
деятельности младшего школьника имеют
игровые моменты, вносящие элемент занимательности
в учебный процесс, помогающие снять усталость
и напряжение на уроке.
Одним из известных нетрадиционных видов
урока является грамматическая игра кроссворд,
таящий в себе большие возможности для
развития творческих способностей ребенка,
тренировки памяти.
На уроках кроссворды целесообразны не
для проверки эрудиции учащихся, а для
лучшего усвоения ими фактического материала.
Логические задания кроссвордов подбираются
с возрастными и психологическими особенностями
учащихся.
Способов зашифровки много, однако наибольший
интерес у учащихся младших классов вызывают
игры, зашифрованные с помощью загадок,
требующих от ребенка сообразительности,
поэтической выдумки. Загадки учат детей
говорить ярко, образно. Они обогащают
память детей.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с
окружающим миром, развивая и обогащая
речь, загадки имеют неоценимое значение
в формировании способности к творчеству:
логического мышления (способность к анализу,
синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов
эвристического мышления (способность
выдвигать гипотезы, ассоциативность,
гибкость, критичность мышления). Вот что
писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку
я помещал не с той целью, чтобы ребенок
отгадал сам загадку, хотя это часто может
случиться, так как многие загадки просты;
но для того, чтобы доставить уму ребенка
полезное упражнение; приладить загадку,
дать повод к интересной и полной классной
беседе, которая закрепится в уме ребенка
именно потому, что живописная и интересная
для него загадка заляжет прочно в его
памяти, увлекая за собой все объяснения,
к ней привязанные».[20 с. 217]
Процесс отгадывания, по мнению современных
педагогов, является своеобразной гимнастикой,
мобилизующей и тренирующей умственные
силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает
и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой
логике, к рассуждению и доказательству.
Отгадывание загадок можно рассматривать
как процесс творческий, а саму загадку
ѕ как творческую задачу.[2 с.13]
Первоначально, вводя кроссворды в свою
практику, следует объяснить учащимся,
как их нужно решать. Лучше всего сделать
это сначала совместно со школьниками,
а затем постепенно предоставлять ребятам
большую самостоятельность.
Относительную трудность при использовании
кроссвордов представляет их вычерчивание.
Можно предварительно начертить кроссворд
и написать текстовое пояснение на доске.
Можно наложить на кроссворд просвечивающий
лист бумаги и таким образом вписать ответ
без предварительного вычерчивания.
Можно использовать кроссворды в виде
кармашков, лицевая часть которых представляет
собой трафарет с прорезями вместо букв,
а на изнаночной стороне напечатаны задания
для решения. Внутри кармашка вложен чистый
листок с фамилией ученика. Такой кармашек
позволяет многократно использовать одну
и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной
работы.
Тематические кроссворды можно использовать
как для фронтальной, так и для индивидуальной
работы с учащимися.
Далее рассмотрим примеры нетрадиционных
форм урока по технологии для учащихся
4 классов.
Выводы по первой главе
Рассмотрев сущность понятия нетрадиционных
форм обучения, их роль в образовании и
значение в формировании личности младших
школьников я сделала вывод, что использование
подобных форм занятий создает благоприятные
условия для расширения кругозора учащихся,
формирования самостоятельности, коллективизма,
умения планировать свою работу. Нестандартные
уроки так же способствуют повышению интереса
школьников к учению, и привлекает к учебному
процессу родителей.
Однако необходимо отметить, что слишком
частое обращение к подобным формам организации
учебного процесса нецелесообразно, так
как, в конечном счете, приведет к падению
у учащихся интереса к предмету.
Глава 2. Разработка методики
нетрадиционных форм обучения учащихся
младшей школы на уроках технологии
2.1. Анализ программы по технологии
В I-IV классах осуществляется начальный
этап профессионального самоопределения
учащихся, в ходе которого они знакомятся
с миром труда и профессий, получают первоначальную
общетрудовую подготовку и элементарные
навыки труда в быту. На этом этапе закладывается
база для изучения на следующей ступени
трудового обучения общих основ производства
и будущего выбора профессиональной карьеры
в условиях рынка труда.
Программа раздела направлена на решение
следующих задач:
Перечисленные задачи решаются в комплексе
во время бесед, наблюдений, опытов,
упражнений, выполнения практических
заданий по изготовлению изделий.
Программа включает в себя вариативный
набор содержания и форм подготовки младших
школьников к труду и строится по модульному
принципу, благодаря чему обеспечивается
интеграция различных видов деятельности,
необходимых для достижения учащимися
целей обучения. Каждый из предложенных
модулей, как независимая единица содержания,
представляет собой технологический процесс
обработки определенного материала либо
группу работ, которые объединены смысловым
и логическим единством и направлены на
достижение комплексов дидактической
цели.
В структуре модуля представлены все элементы
содержания обучения (знания, умения, опыт
творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру) во взаимосвязи со средствами
их реализации. Модулем охвачены основные
стороны современного производства (техника,
технология, экономика и организация)
во взаимосвязи с природными (экологическими)
и социальными факторами трудовой деятельности.
Содержательной основой программы являются
первоначальные знания о технологии ручной
обработки материалов, простейших технических
устройствах, выращивании растений, санитарном
состоянии современного жилища.
Один из важнейших модулей программы –
раздел «Культура дома» С 1 класса предполагается
ввести в этот раздел сведения об этике:
правила поведения в семье, отношения
с родственниками различного возраста,
поведение за столом, (назначение и использование
по назначению посуды и приборов), сервировка
стола для чая, кофе, завтрака и т.п., простейшая
уборка своей комнаты, кухни. Изучение
этого раздела предполагается осуществлять,
организуя игровую деятельность детей
(игровые ситуации, игры – драматизации,
сюжетно – ролевые игры), проведение которых
может быть запланировано как на уроке,
таки во внеурочное время, а оборудование
изготовлено на уроке. В рамках именно
этого модуля предполагается изучение
простейших приемов выращивания растений
для дома, которое направлено на развитие
чувства прекрасного, способствует ознакомлению
с элементами дизайна в оформлении дома
и квартиры.
При изучении элементов техники осуществляется
формирование у учащихся представлений
о назначении, видах и общем устройстве
различных инструментов, технических
объектов, изделий, о принципах их работы,
областях применения, овладение элементами
графической грамоты «языком техники»,
умением анализа и совершенствования
конструкции в зависимости от назначения
и принципа работы, развитие конструкторских
умений. В процессе создания макетов и
моделей из различных наборов деталей,
при их использовании в различных игровых
ситуациях и т.п. происходит ознакомление
учащихся с многообразием современного
мира техники и развитие их технических
способностей.
В III-IV классах учащиеся, если позволяют
условия школы, изучают основы электротехники,
радиоэлектроники, информационных технологий,
которые вводят их в современный мир и
помогают адаптироваться в нем.
Изучение элементов технологии направлено
на выявление общих закономерностей изготовления
изделий из различных материалов. Любой
технологический процесс включает в себя
следующие этапы: получение заготовки,
ее обработка с целью получения деталей
(формирование), сборка деталей, отделка
изделия. На первом этапе учащиеся выбирают
материалы и выполняют обработочные операции:
разметку, сгибание, резание, строгание,
шлифование и т.д. Сборочный этап предусматривает
соединение отдельных деталей изделия
различными способами: склеиванием, сшиванием,
«замками» (щелевой, клапаны), с помощью
винтов и гаек и др. Изделия отделывают
аппликацией, окрашиванием, вышивкой,
выжиганием и т.д. Основное внимание уделяется
формированию умений анализа технологии
и выполнения технологических операций
при изготовлении изделий.
Ознакомление с элементами организации
и экономики прозвано раскрыть учащимся
организационно-экономические закономерности
производственной деятельности, позволяющие
создать наиболее рациональные условия
труда. Сюда входят организация рабочего
места трудового процесса, распределение
трудовых функций в группе, умение планировать
предстоящую работу, расчет необходимых
материалов и времени, выбор инструментов,
приспособлений, рациональных приемов
работы, умение контролировать, учитывать
и оценивать проделанную работу по количеству
и качеству и т.д.
Программа предусматривает включение
детей в простейшие производственные
отношения при групповых формах организации
труда, что обеспечивает возможность моделирования
реально экономической деятельности,
элементов управления. На уроках, в процессе
экскурсий, просмотра диафильмов младшие
школьники узнают о различных профессиях.
Учитель последовательно знакомит учащихся
с правилами безопасной работы инструментами
и санитарно-гигиеническими требованиями
к организации труда.
В каждом классе запланировано время на
выполнение проекта (IV-я четверть), позволяющего
на практике реализовать полученные знания
и умения. Это могут быть коллективные
проекты («Город будущего», «Улица моей
мечты», «город мастеров», «В гостях у
сказки» и т.п.) или индивидуальные. В ходе
реализации проекта надо самостоятельно
разрабатывать тему (выбирать тему, собирать
информацию, планировать трудовую и организационно
игровую деятельность, оформлять игровую
среду) и защищать ее в виде игры драматизации.
В классе может проводиться работа как
над одним, так и над двумя тремя проектами
(по усмотрению учителя).
В основу содержания каждого модуля положена
определенная последовательность практических
заданий, которые объединяют группы изделий
(игрушки, сувениры, дидактический материал,
простейшие наглядные пособия и т.д.), сходные
по конструктивным особенностям и технологическим
операциям. Это обеспечивает учителю возможность
дифференциации трудовых заданий, а учащимся
– ситуацию выбора.
В программу включены также наблюдения
с последующим обобщением опытов, решением
технико-технологических и организационно-экономических
задач.
Полнота реализации задач трудового обучения
на этом этапе возможна без формирования
у детей адекватной мотивации учебной
и трудовой деятельности – важнейшей
составляющей готовности к труду. В решении
этой и других задач трудового обучения
учителю помогут игровые формы организации
учебной и трудовой деятельности учащихся
(дидактические игры, воображаемые путешествия,
ролевые игры и др.).
Набор модулей не является строго обязательным,
отдельные модули могут быть исключены,
введены новые модули, изменена последовательность
их прохождения с тем, чтобы максимально
учитывались индивидуальные потребности
и возможности учащихся, местные производственно-трудовые
традиции, подготовленность учителя к
проведению отдельных видов работ, материально-техническое
обеспечение школ.
Контроль выполнения рассматриваемой
программы осуществляется по следующим
параметрам качества:
характер деятельности (репродуктивная,
творческая);
При оценке выполнения практических
заданий учитель может
«5» - работа выполнена в заданное время,
самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время,
самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, при выполнении отдельных
операций допущены небольшие отклонения;
общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время,
самостоятельно, с нарушением технологической
последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца (если
не было на то установки); изделие оформлено
небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился
с работой, технологическая последовательность
нарушена, при выполнении операций допущены
большие отклонения, изделие оформлено
небрежно и имеет незавершенный вид.
Перечень знаний и умений
формируемых у учащихся в IV классе.
Учащиеся должны знать:
Общетрудовые знания: об организации трудового
процесса в зависимости от его характера
(индивидуальный или коллективный).
По элементам технологии: виды изученных
материалов и их свойства;
названия и назначение ручных инструментов
по обработке изученных материалов, приемы
безопасной работы ими;
этапы технологического процесса и их
особенности для каждого изучаемого материала;
способы контроля деталей и изделия;
название массовых профессий и профилей,
характерных для данного региона;
По элементам техники: рабочие машины;
принцип действия и устройство простейших
моделей транспортных, транспортирующих
и технологических машин;
о механизации производственных процессов
в сельском хозяйстве (общее представление)
и промышленности;
о конструктивных особенностях городского
и сельского дома (общее представление);
По элементам социального опыта: культура
поведения и труда;
культурные и трудовые традиции семьи,
села, родного края;
представление о пользовании отоплением,
газом, транспортом, бытовыми приборами;
правила безопасного пользования бытовыми
приборами, газом, отоплением.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения: организовать рабочее
место в соответствии с практическим заданием
и поддерживать порядок во время работы;
выделять существенные признаки объектов
труда(анализ) и основные этапы их изготовления,
устанавливать последовательность выполнения
технологических операций (планирование),
сличать промежуточные результаты с образцами
(самоконтроль);
работать индивидуально и коллективно
(5-6 чел.), самостоятельно распределять
обязанности, сообща решать поставленные
задачи;
выполнять работу в заданное время;
проявлять элементы творчества на всех
этапах;
соблюдать правила безопасной работы
ручными инструментами.
По элементам технологии: определять технологическую
последовательность изготовления предложенного
учителем или выбранного учащимся изделия
и выполнять необходимые для его изготовления
технологические операции в изученном
объеме;
эстетично оформлять изделия и соединять
детали петельными и крестообразными
стежками;
вносить предложения по совершенствованию
конструкции и технологии изготовления
изделий; практически реализовывать доступные
учащимся предложения;
выполнять простейшие работы по выращиванию
растений.
По элементам техники: осуществлять простейшую
классификацию рабочих машин;
собирать модели действующих игрушек,
транспортных, транспортирующих и технологических
машин по образцу, техническому рисунку,
условиям, кинетической схеме.
По элементам социального опыта: обслуживать
себя (следить за одеждой, телом, питанием);
оказывать посильную помощь младшим и
старшим;
выполнять посильную домашнюю работу;
пользоваться бытовыми приборами, газом.
[12 с.245]
2.2. Подготовка и проведения
нетрадиционных уроков
Подготовка и проведение урока в любой
нетрадиционной форме состоит из четырех
этапов:
Замысел.
Это самый сложный и ответственный этап.
Он включает следующие составляющие:
- определение временных рамок;
- определение темы урока;
- определение типа урока;
- выбор класса;
- выбор нетрадиционной формы урока;
- выбор форм учебной работы.
Организация.
Этот этап в подготовке нетрадиционного
урока состоит из подэтапов:
Проведение.
Проведение любой нетрадиционной формы
урока требует от педагога больших затрат
сил и времени, поскольку он выступает
в роли организатора. Поэтому прежде чем
браться за подобную работу следует взвесить
собственные силы и оценить возможности.
Для успешной подготовки нетрадиционного
урока и его проведения учитель должен
обладать рядом личностных качеств и соответствовать
некоторым требованиям, основными из которых
являются:
Анализ.
Заключительным этапом проведения нетрадиционного
урока является его анализ. Анализ – это
оценка прошедшего урока, ответы на вопросы:
что получилось, а что нет; в чем причины
неудач, оценка всей проделанной работы;
взгляд «назад», помогающий делать выводы
на будущее необходимо обратить внимание
на следующие важные моменты:
Проводить анализ урока можно в разных
формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся
садятся кругом и поочередно высказывают
свои впечатления, пожелания, замечания
и т. д.; устно выборочно (например, один
из членов группы высказывает мнение группы
о прошедшем уроке); письменно (например,
в форме анкетирования).
Анализ урока можно проводить сразу после
урока («по горячим следам»), либо некоторое
время спустя (через несколько дней или
через месяц), чтобы проверить: что осталось
в памяти); при желании можно проводить
двойной анализ (в разное время).
Анализ нетрадиционного урока должен
происходить как на уровне класса, так
и на педагогическом уровне, для чего на
урок могут быть приглашены другие учителя.
2.2.1. Разработка и проведение
урока-конкурса
План проведения урока-конкурса по теме:
«Радиоэлектроника»
Дата: 7 неделя 2 четверть
Класс: 4 класс
Тема занятия: проведение конкурса
Цель занятия: проверить и закрепить знания
учащихся, формирование и закрепление
навыков внутригрупповой коммуникации
с акцентом на позитивную мотивацию поведения.
Время: 90 мин.
Организация учащихся: Ввод учащихся в
класс.
Сообщение правил игры:
За две недели до урока учащимся было дано
задание:
разбиться на группы (команды) (по интересам,
личной симпатии, классной дружбе, по желанию
и т.д.) по 3-4 человек и выбрать в каждой
команде капитана, который будет руководить,
и подготовиться к конкурсам:
а) «Загадка»;
б) «Кроссворд»;
Выбираются жюри, в которое могут входить
учащиеся, родители учителя.
Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной
системе, побеждает команда, набравшая
наибольшее кол-во баллов в сумме
Проведение конкурса «Загадка»:
Команды по очереди задают вопросы по
теме «Радиоэлектроника», которые они
подготовили заранее. Другие команды отвечают
на эти вопросы, а затем задают свои. После
производится подсчет ответов (верных
и неверных).
Примеры вопросов:
Носитель звуковой информации? (аудиокассета)
Прибор для воспроизведения звука? (магнитофон)
Устройство для записи звука? (микрофон)
Проведение конкурса «Кроссворд»:
За определенное время командам предлагается
разгадать кроссворд составленный предварительно
учителем. Победителем считается команда
первой разгадавшая кроссворд, либо угадавшая
наибольшее количество слов.
Подведение итогов урока-конкурса:
Жюри подсчитывает баллы, определяется
команда победителей.
2.2.2. Разработка и проведение
урока-игры
План проведения урока - игры «Кроссворд»
Дата: 6 неделя 2 четверть
Класс: 4 класс
Тема занятия: составлении кроссворда.
Цель занятия: проверить и закрепить знания
учащихся.
Оборудование: линейка, карандаш, бумага.
Время: 90 мин.
Организация учащихся: Ввод учащихся в
класс.
Сообщение правил игры: Перед началом
игры учащиеся разбиваются на команды.
Задача каждой команды заключается в следующем:
за определенное время составить кроссворд
на тему «Понятие о телевидении». Победителями
считается та команда, которая за выделенной
время придумает и отгадает наибольшее
количество слов.
Проведение урока: Учащиеся командами
составляют кроссворд. Учитель по ходу
урока подходит к каждой команде и смотрит,
что у них получается.
Учитель предлагает учащимся наводящие
вопросы:
Какое устройство предназначено для обеспечения
питания телевизора электрической энергией?
(Блок питания)
Какое устройство предназначено для удаленного
управления телевизором? (дистанционный
пульт)
Назовите устройство для излучения и приема
радиоволн (антенна)
Подведение итогов урока-игры: Учитель
проверяет работы. Команды разгадывают
кроссворды друг друга. Выявляется команда
победитель.
Выводы по второй главе
Вторая глава является методической частью
курсовой работы. Мною была разработана
методика нетрадиционных форм обучения
учащихся младшей школы на уроках технологии.
Мне удалось использовать подобные формы
обучения на практике, и я сделала вывод,
что учащимся не просто интересны нестандартные
уроки, но они также способствуют развитию
коммуникативных навыков, учащиеся с удовольствие
проявляют инициативу, объединяются для
достижения общих целей.
Хочу отметить, что очень важно правильно
организовать урок и грамотно выбрать
ту или иную форму проведения занятия,
потому что от этого во многом зависит
эффективность учебного процесса.
Заключение
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка
используемой литературы.
В первой главе рассмотрены сущность понятия
нетрадиционных форм обучения на уроках
технологии, роль нетрадиционного обучения
в образовании, значение нестандартных
уроков в формировании личности младших
школьников.
Использование нетрадиционных форм занятий
по технологии создает благоприятные
условия для:
Однако необходимо отметить, что
слишком частое обращение к подобным
формам организации учебного процесса
нецелесообразно, так как в конечном
счете приведет к падению у учащихся
интереса к предмету.
Вторая глава – является методической
частью курсовой работы. В ней разрабатывается
методика нетрадиционных форм обучения
учащихся младшей школы на уроках технологии.
Из второй главы следует, что, эффективность
учебного процесса во многом зависит от
умения учителя правильно организовать
урок и грамотно выбрать ту или иную форму
проведения занятия.
В результате проведенного исследования
по проблеме использования нетрадиционных
форм обучения на уроках технологии были
сделаны следующие выводы: учащимся интересны
нетрадиционные уроки, они способствуют
развитию инициативы, развивают коммуникативные
навыки, предполагают самостоятельный
поиск средств и способов решения задач.
Таким образом, актуальность темы исследования,
ее практическая и теоретическая значимость
в современной системе образования способствовали
решению ряда задач, поставленных в начале
исследования:
обучение учащихся с помощью применения
нетрадиционных форм обучения;
разработана методика нетрадиционных
форм обучения учащихся младшей школы
на уроках технологии.
Список литературы
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб.
пособие – Иркутск: ИГПИ, 1989
Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие
игры с элементами логики» для первых
классов начальной школы // Психологическое
обозрение. 1996 № 2(3)
Бабкина Н.В. Использование развивающих
игр и упражнений в учебном процессе //
Начальная школа.1998 № 4
Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение,
1983
Букатов В.М. Педагогические таинства
дидактических игр. М., 1997
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика
преподавания в школе. М.,2000
Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении
личности школьника. // Советская педагогика.
№9, 1982
Губанова О.В. Левкина И.С. Использование
игровых приемов на уроках // Начальная
школа. 1997. № 6
Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика.
Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея,
2000
Зак А.З. Развитие умственных способностей
младших школьников - М: Просвещение 1994
В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание
дисциплинированности у подростков, М.,
1960
Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные
уроки в начальной школе учитель 2004
Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша.
С. – Пб., 1995
Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы
методики преподавания технологии. –
Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г.
Петровского, «Технология», 2000
Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006
Программы общеобразовательных учреждений.
Технология трудовое обучение. М.: Просвещение,
2007
Рознев Н.Е. Методика преподавания технологии
М., 1990
Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. М., 1998
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока
и социализация учащихся. № 1 2003 г
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: 1985,т.2.
Фрадкина Ф.И. Психологический анализ
и их роль в учении школьников. // Советская
педагогика. №4, 1953