Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 01:31, реферат
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в различных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи, если их ближайшее окружение не благополучно или недостаточно благоприятно для формирование культуры речевого общения, если оно не стимулирует речевое общение и недостаточно заинтересованно в этом, для этого используются разнообразные формы работы с родителями.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра основ специальной педагогики и психологии
УСРС по дисциплине: Логопедагогика
на тему:
Проблема логопедагогики «Разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей детей с ТНР»
Минск, 2011
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в различных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи, если их ближайшее окружение не благополучно или недостаточно благоприятно для формирование культуры речевого общения, если оно не стимулирует речевое общение и недостаточно заинтересованно в этом, для этого используются разнообразные формы работы с родителями.
Практика работы доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-дефектолога для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-дефектолога, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-дефектолог осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.
Модернизация специального образования актуализирует проблемы семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-дефектолога становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Теорететическое обоснование организации работы логопеда с родителями детей с ТНР
Для родителей семейное воспитание
- это процесс сознательного
1. Реабилитационно-
2. Функция эмоционального
3. Коррекционно-образовательная
4. Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция.
6. Профессионально-трудовая
7. Функция личностно-
8. Рекреационная функция.
Таким образом, семья это первый институт социализации имеющий решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции.
Особености воспитания ребенка в семье с ТНР
Тяжесть речевого дефекта у детей с ТНР предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специализированного учреждения, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с дефектологом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни. Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов.
Родители должны знать и понимать что, каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому каждый ребенок нуждается в индивидуальном режиме и особенностях ухода. Педагогами было показано, что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребенок.
Основными задачами родителей является: развитие подражания и воспитание у ребенка соблюдения очередности.
Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей родителям необходимо выполнять следующие требования:
-осуществлять к ребенку
-выполнять требования
-регулярно посещать логопедические занятия и выполнять домашние задания.
-соблюдать правильный
-создавать спокойный ночной отдых.
-выполнять упражнения на
-читать и разучивать стихи,
народные сказки, рассказывать басни
в лицах, использовать сюжетно-
Технология организации работы логопеда с родителями детей с ОНР
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
С точки зрения В.П.Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса
В нашем понимании технология работы логопеда с родителями предполагает систему взаимосвязанных форм приемов и методов организации процесса взаимодействия дефектолога родителей, объединенных единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития.
Понятие «технология работы логопеда с родителями » может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с процессом – деятельности логопеда и родителей, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру технологии организации работы логопеда с родителями входят: