Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 01:31, реферат
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в различных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи, если их ближайшее окружение не благополучно или недостаточно благоприятно для формирование культуры речевого общения, если оно не стимулирует речевое общение и недостаточно заинтересованно в этом, для этого используются разнообразные формы работы с родителями.
1) концептуальная основа;
Семья и специальные учреждения имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В данном случае сотрудничество с семьей ребенка с речевыми нарушениями играет огромную роль. Полноценное образование ребенок с ТНР может получить лишь в том случае, если родители являются активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
2) содержательная часть обучения;
- цели работы с родителями - общие и конкретные;
- содержание материала работы с родителями ;
Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности дефектолога является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим в ходе работы ставятся цели:
-оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям ;
-создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка;
-помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;
-выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком ;
-сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;
-помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
-разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях
Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
Учитель-дефектолог играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями:
- устанавливает
партнерские отношения с
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказывает
помощь родителям в выполнении
ими воспитательных и
- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя - дефектолога с родителями и определяется рядом факторов:
- субординацией
и соблюдением границ
- общением
с родителями только по
- соблюдением речевого этикета в общении с родителями:
обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;
- современным, деловым стилем одежды учителя- дефектолога
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю- дефектологу следует строить свой разговор с родителями детей имеющими нарушение речи. Вот некоторые из них.
1. Стремиться
понять родителей, увидеть»
2. Слушая
вопросы и высказывания
3. Знать
основы психологии общения,
4. Строить
общение на основе диалога,
равенства партнерских
5. Не
прибегать к менторскому,
6. Избегать
оценивающей позиции,
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не
подчеркивать особенности
9. В условиях
коллективного общения с
10. Рассуждая
о проблемах и трудностях
11. Использовать
яркие примеры и убедительные
аргументы, приводить научно-
12. Избегать
использования в беседе таких
слов, как «дефект», «нарушение»
и подобных, вызывающих естественную
реакцию протеста и, как
13. Использовать
доброжелательный, доверительный тон,
вызывающий расположение и
3) процессуальная часть - технологический процесс;
- организация процесса работы с родителями ;
- методы и формы деятельности с родителями;
- методы и формы работы логопеда с родителями;
- деятельность логопеда по управлению процессом работы с родителями.
Формы работы с семьей воспитывающего ребенка с ТНР
Коллективные
-родительские собрания;
-консультации;
-открытые фронтальные занятия.
Индивидуальные
-беседы;
-домашние задания;
-приобщения к жизни
-помощь в изготовление пособий
Наглядные
-информационные корзины;
-тематические выставки
-речевой уголок
-экран звукопроизношения;
-дневнички;
-папка-передвижка;
В течение года проводится несколько
родительских собраний (от 3 до 5), тематика
которых планируется в
- рассказ
об итогах работы
- подчеркивание
необходимости систематических
занятий и роли в
Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.
Большинство родителей, имеющих детей с нарушением речи, не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.
Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.
По результатам анализа анкет логопед должен сделать выводы и выявить:
- уровень и профиль образования родителей;
- общий культурный уровень семьи;
- состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;
- психологический микроклимат семьи;
- уровень материальной обеспеченности;
- жилищно-бытовые условия.
Логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка.
Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.
В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.
Удачной
находкой для согласования работы всех
служб и родителей стали «
Таблица №1 «Примерная структура информационной корзины»