Разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей детей с ТНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 01:31, реферат

Описание

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в различных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи, если их ближайшее окружение не благополучно или недостаточно благоприятно для формирование культуры речевого общения, если оно не стимулирует речевое общение и недостаточно заинтересованно в этом, для этого используются разнообразные формы работы с родителями.

Работа состоит из  1 файл

usrslogopedagogika.docx

— 37.17 Кб (Скачать документ)

1) концептуальная основа;

Семья и специальные учреждения имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В данном случае сотрудничество с семьей ребенка с речевыми нарушениями играет огромную роль. Полноценное образование ребенок с ТНР может получить лишь в том случае, если родители являются активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

2) содержательная часть обучения;

- цели работы с родителями - общие и конкретные;

- содержание материала работы с родителями ;

Одним из важнейших направлений  в коррекционно – воспитательной деятельности дефектолога является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим в ходе работы ставятся цели:

-оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям ;

-создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка;

-помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;

-выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком ;

-сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;

-помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

-разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-дефектолог играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями:

- устанавливает  партнерские отношения с семьей  каждого воспитанника;

- объединяет  усилия педагогов и родителей  для развития и воспитания  детей;

- создает  атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышает  психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказывает  помощь родителям в выполнении  ими воспитательных и коррекционных  функций, поддерживает их уверенность  в собственных педагогических  возможностях;

- обучает  родителей конкретным приемам  логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя - дефектолога с родителями и определяется рядом факторов:

- субординацией  и соблюдением границ компетентности  в принятии решений и ответах  на вопросы родителей;

- общением  с родителями только по вопросам  развития детей и их проблем;

- соблюдением  речевого этикета в общении  с родителями:

обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;

- современным, деловым стилем  одежды учителя- дефектолога

Существуют  несколько принципов, в соответствии с которыми учителю- дефектологу следует строить свой разговор с родителями детей имеющими нарушение речи. Вот некоторые из них.

1. Стремиться  понять родителей, увидеть» проблему  глазами собеседника, эмоционально  откликнуться на нее.

2. Слушая  вопросы и высказывания родителей,  важно обращать внимание на  их жесты, мимику, интонацию, «улавливать»  подтекст.

3. Знать  основы психологии общения, чтобы  самому уметь осознанно использовать  позы, интонации речи, выражение  лица.

4. Строить  общение на основе диалога,  равенства партнерских отношений.

5. Не  прибегать к менторскому, назидательному  тону при общении даже с  самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме  пожеланий.

6. Избегать  оценивающей позиции, воздерживаться  от критики собеседника.

7. Сохранять  конфиденциальность информации.

8. Не  подчеркивать особенности дефекта  того или иного ребенка, если  разговор идет в присутствии  нескольких родителей.

9. В условиях  коллективного общения с родителями  использовать только положительные  примеры из жизни детей. Негативные  примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая  о проблемах и трудностях ребенка,  беседовать, соблюдая эмоционально-положительное  отношение и уважение к нему.

11. Использовать  яркие примеры и убедительные  аргументы, приводить научно-достоверную  информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя- дефектолога могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать  использования в беседе таких  слов, как «дефект», «нарушение»  и подобных, вызывающих естественную  реакцию протеста и, как следствие,  негативное отношение к учителю- дефектологу. Лучше заменять их более нейтральными:«трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать  доброжелательный, доверительный тон,  вызывающий расположение и симпатию  родителей.

3) процессуальная часть - технологический процесс;

- организация процесса работы с родителями ;

- методы и формы деятельности с родителями;

- методы и формы работы логопеда с родителями;

- деятельность логопеда по управлению процессом работы с родителями.

Формы работы с семьей воспитывающего ребенка с ТНР

Коллективные

-родительские собрания;

-консультации;

-открытые фронтальные занятия.

Индивидуальные

-беседы;

-домашние задания;

-приобщения к жизни логопедической  группы;

-помощь в изготовление пособий

Наглядные

-информационные корзины;

-тематические выставки 

-речевой уголок

-экран звукопроизношения; 

-дневнички;

-папка-передвижка;

В течение года проводится несколько  родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости  от речевого диагноза и возраста детей.

- рассказ  об итогах работы логопедической  группы в предыдущие годы: большой  эффект производит демонстрация  записей дефектной и исправленной  речи с использованием аудио-  и видеокассет, в результате  чего родители наглядно могут  убедиться в том, как многому  научатся их дети в специальной  группе;

- подчеркивание  необходимости систематических  занятий и роли в коррекционной  работе родителей.

Логопеды в доступной форме  объясняют родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.

Большинство родителей, имеющих детей  с нарушением речи, не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения  ребенка, которые могут сопутствовать  коррекционной работе, дают четкое представление о характере и  мере их участия в коррекционных  занятиях.

По результатам анализа анкет  логопед должен сделать выводы и  выявить:

- уровень и профиль образования родителей;

- общий культурный уровень семьи;

- состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;

- психологический микроклимат семьи;

- уровень материальной обеспеченности;

- жилищно-бытовые условия.

Логопед дает рекомендации по организации  ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка.

Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.

В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.

Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей стали «информационные корзины» (табл. 1), в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей каждая служба корректирует свою работу, а учитель- дефектолог может сделать вывод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

 

Таблица №1 «Примерная структура информационной корзины»

Информация о работе Разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей детей с ТНР