Развитие духовности в современном информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:07, контрольная работа

Описание

По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.

Работа состоит из  1 файл

проблема духовности человека.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Проблема духовности возникает в условиях становления любого общества.

Сегодня мир  переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы  объединения в сообщества и даже отношение к самим себе.

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом. Резко возрастает влияние общественного мнения на политические и экономические решения.

По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия  общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.

Современной социокультурной  ситуации в стране свойственны тенденции  нарастания бездуховности, проявляющейся  как в отношении к жизненным  проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, во взаимоотношениях в молодежной среде. Деморализационные процессы в обществе, кризис духовности, культ легких денег и наслаждений, которые к тому же навязываются средствами массовой информации создали осложненную ситуацию в формировании духовности человека.

 

Понятие духовности человека

Понятие духовности очень зависит от исторического среза развития цивилизации, на котором она находится в каждый исторический момент. 
На каждом этапе своего развития цивилизация проходит тернистый путь постижения законов развития природы, взаимоотношений между людьми и тем самым подходит к постижению законов духовного развития индивидуумов, и в зависимости от постижения этих законов духовного развития формируется нравственная картина как отдельной личности, так и сообщности индивидуумов в виде их отношения к нормам взаимодействия друг с другом, а также к нормам своего мироощущения и мировоззрения.

Понятие духовности очень тесно связано с развитием  внутреннего мира каждого человека, его самоопределением или соотношением себя к определённой категории духовно  развитого существа.

В зависимости  от того как внутренне индивидуум способен отвечать на вопросы своего бытия, своего отношения с другими  субъектами, своего отношения к своему духовному развитию и окружающему  его мирозданию и понимается состояние  духовности определённой личности.

Духовность  понятие очень широкое, духовно  развитые личности соотносят своё поведение  и свои действия с теми нормами  морали и с теми принципами, которые  созвучны не только для всех индивидуумов, находящихся в данном обществе, но и созвучны с духовными принципами общекосмического масштаба.

Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. 

В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания),просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.

В современном  западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

В современной  литературе, особенно социологической, а не философской можно весьма распространен подход понимания духовности как формы самосознания личности, обусловленного культурным фоном. Такие исследователи как И. Налетова, В. Иванова, Г. Бургулис, В. Кемеров, И. Силуянова, при всем многообразии их позиций едины в понимании сущности духовности как способа сознательного поведения, саморегуляции, определения своих целей и ценностей. Духовное понимается как социальное и сознательное

 Через духовность  идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и  тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого  духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный  потенциал.

Духовность  сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность  человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека.

Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что  справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Я думаю, что  духовность человека - это одновременно и мера его религиозности, и мера образованности, и мера соблюдения им норм морали. 

Первое, что  бросается в глаза как отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность.

Способность к  определенным переживаниям указывает на степень духовного развития личности. Способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, благоговению составляют тот идеал духовности, который не обусловлен религиозной или общественной нормативностью, но понятен любой эпохе и культуре.

 Таким образом,  духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему.

Духовность  дает такое состояние личности, которое  выражается в гармонии единичного и  всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми. Духовность человека определяется его твёрдой внутренней позицией, его нормами внутренней нравственности, которые могут быть гораздо выше, чем общепринятые в определённом обществе.

Насколько духовно  развит человек - он не может определить эту границу своей духовности самостоятельно, он может постоянно стремиться совершенствовать выполнение и реализацию в себе самом, в своих действиях и поступках тех норм духовного поведения, которые созвучны его духовному развитию.

Человек демократического общества формируется сегодня. Перед  ним открываются большие горизонты  науки и техники. Развивается  естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического прогресса - электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Понятие информационное общество

«Современная»  эпоха,  называемая постнекласической, постиндустриальной, информационной и т.д., начинается с конца прошлого века. Ее развитие было связано с массовым внедрением ЭВМ, информационных систем в сферу производства, управления и коммуникации.

В гуманитарных науках и философии интерес к  понятию информация привел к формированию теории «информационного общества». Об особой значимости роли информации в современном обществе впервые заговорили теоретики постиндустризма в 60-е годы ХХ века (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бзежинский). Именно в этой концепции наступающий современный этап в развитии наиболее сильных в экономическом отношении государств был назван «информационным» (авторство принадлежит профессору токийского ун-та Ю. Хаяши и Т. Умесао.), приходящим на смену предшествующим индустриальным и аграрным формам организации экономики.

Главной особенностью современной эпохи стало сверхбыстрое развитие научного знания, которое  способствовало активному преобразованию природы, социума, человека. Зависимость  всех областей нашей цивилизации  от роста и ускорения научно-технического прогресса привела исследователей к выводу о том, что главным фактором современной эпохи является не природный или индустриальный, как это было раньше, а, прежде всего, информационно-научный.

 Поэтому,  начиная со второй половины XX века, все больше ученых обращаются к изучению информации как особого явления, сущность которого стала трактоваться весьма широко. Исследования в области новой науки кибернетики способствовали утверждению информации как базовой категории физики и космологии, а также внедрению близких терминов и понятий в другие отрасли науки, в том числе, в гуманитарные. Информация становится самым популярным научным понятием. Возникли совершенно новые области знания, связанные и изучением информации и оценкой ее роли в природе и социуме.

Информационное общество - это общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу, распространению и использованию информации как важнейшего условия развития.

 В настоящее время изучение влияния информационного общества на окружающий мир является очень актуальным. Общественное мнение, превращается в движущую силу развития информационного общества, которое является началом духовного бытия человечества в политике, науке, философии, искусстве, религии, морали и т.д.

Применение  новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы  рабочих отношений, как в сфере  бизнеса, так и в сфере индивидуального  труда. Эти новые отношения, несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают технологически и психологически решать главную задачу - повышение эффективности любых видов деятельности.

Применение  информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования  и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, что помогает получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности. Дистанционное образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.

Развитие национального  и глобального информационного  общества не может остановиться, и  как бы то ни было, информационная революция  очень быстро меняет мир. Эти изменения  неизбежны и чрезвычайно масштабны, и их скорость растет.

Осознавая все  преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы особенно в духовном развитии общества. 

 

 

Проблема  формирования духовности человека в  эпоху перехода к информационному обществу

По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия  общественного мнения, а вместе с  ними меняется и его место в  жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.

Информация о работе Развитие духовности в современном информационном обществе