Развитие духовности в современном информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:07, контрольная работа

Описание

По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.

Работа состоит из  1 файл

проблема духовности человека.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Современный человек не избегает контактов и общения, напротив, он очень коммуникативен и постоянно меняет друзей и знакомых. С позиции восточной мудрости это следует рассматривать как благо, так как привязанность порождает страдание, а собственная значимость отвергается изначально. Но для западного мировоззрения это означает коренные перемены и в себе самом.

 Мы становимся сегодня свидетелями нового феномена – виртуализации сознания, когда человек перестает ощущать себя «реальным» - физически и экзистенциально. Он «перенесен «душой и телом» в Вирт, который остается конструкцией сознания и высоких технологий и не замечает  повседневности с ее требованиями и ценностями. Отсутствие в мире объектов (в аксиологическом отношении) и перенос в мир виртуальных образов меняет сущность индивида – он не связан ответственностью, заботой,  моральными требованиями и т.д. Но его свобода эфемерна, сродни наркотическому трансу, она даем лишь временное удовлетворение. Реальные отношения (экономические, социальные, бытовые) становятся второстепенными, малозначительными, играют вспомогательную роль. Виртуализация сознания охватывает сегодня не только геймеров, но и других представителей молодежных сообществ, которые «живут в Сети», виртуально любят, виртуально женятся и расстаются и даже виртуально хоронят себя. Это в некоторой степени напоминает религиозные секты, в которых человек «уходит в новый мир». Однако виртуальный уход имеет иные формы выражения и менее организован. Виртуальность подкупает тем, что человек чувствует свободу, что он всегда может «выйти из игры», и это будет безболезненно. Поэтому столь сильной оказывается привязанность к этому особому миру, что способствует «бегству от реальности».

Причинами «бегства от реальности», по нашему мнению, выступают: острота социально-экономических, экологических, политических проблем, ухудшение здоровья,  материального положения большинства граждан; неустойчивость жизни, постоянные перемены, к которым сложно адаптироваться человеку консервативного или нетворческого типа; отсутствие общественной «идеи», цели, ради которой стоило бы жить и трудиться; бездуховная коммуникация – общение на уровне «передачи информации», вместо дружбы – «совместное проведение времени», «тусовки» вместо любви – секса, вместо семьи – «не обязывающие отношения», череда партнеров; высокий уровень потребления внешних благ, стремление к обладанию, которое никогда не может быть удовлетворенным, вследствие чего – неудовлетворенность миром, окружающими и собой; яркость, насыщенность, экстремальность наркотического, виртуального, мистического переживания, несравнимых с восприятием окружающей повседневности. Перечисление причин можно было бы продолжить, тем более что их количество растет день ото дня

Таким образом, стремление к освобождению себя от связей с социумом приводит к качественно новым результатам. Человек обретает определенную автономию, он способен существовать и быть самодостаточным, практически, не выходя из дома (не отходя от компьютера). Однако потребность в общении и решении смысло-жизненных задач сохраняется. Порой их решение принимает суррогатные формы, смысл жизни растворяется в постоянном обновлении ощущений, полнота общения – заменяется сменой партнеров. Этот «стиль» становится атрибутом новой эпохи, и люди, имеющие «принципы», верность традиции, связавшие себя браком на всю жизнь – воспринимаются новым поколением как ретрограды.

Если в эпоху индустриализма можно было говорить о том, что человек стал продолжением и придатком машины, то в веки информатизации можно уверенно констатировать, что он стал и продолжение компьютера.

Мир классических ценностей был бы не полным, если бы в нем не было места Любви  – высшей способности человека, удерживающей общество на грани мира и созидания

Любовь и  милосердие, таким образом, оказываются  теми силами, орудиями, которые противостоят чуждости, враждебности людей друг другу, останавливают грех (гордыню), зло, поскольку не вызывают желания отомстить в ответ за наказание в духе ветхозаветного принципа «око за око».

В современном  мире любовь начинает истолковываться исключительно утилитарно – как удовлетворение телесных потребностей в наслаждении и постепенно вытесняется сексуальным партнерством, не требующим от участников глубокой привязанности, а порой даже долгого знакомства. СМИ, телевидение, чувствуя значительную прибыль, которую можно извлекать из этой человеческой страсти, активно фундирует в общественное сознание культ красивого молодого тела, наслаждения, всепоглощающей любовной страсти (к самым различным субъектам), которой можно простить нарушение любых табу. Любовное чувство все более явно определяется как желание к обладанию, объекты этих чувств – как товар, который «имеет свою цену». Поиск своей «половинки» для современных девушек превращается в нахождение «подходящего варианта». Молодые люди стремятся «снять» «кого-нибудь» на одну ночь. Любовь уступает место более «значимым» для современной молодежи ценностям – карьерному росту, деньгам, удовольствию от разнообразия.

Бескорыстность, имманентная сущность самой любви, оказывается бесполезной в современном  инновационно-информационном мире. Любовь перестает быть духовной ценностью, она становится еще одним товаром, услугой, деятельностью, которую можно использовать для самореализации и продвижения.

По мере того как любовь перестает быть главной  причиной создания семьи сам институт семьи приходит в глубочайший кризис Прагматичные  отношения и стремление к постоянному разнообразию, улучшению своего статуса способствуют формальному отношению между супругами, связь между которыми все  больше похожа на отношения субъектов, объединенных временным договором. Конечно, юридически закрепленные обязательства сторон призваны защитить интересы «слабой стороны» (главным образом ребенка), но это нисколько не способствует сохранению семьи, а лишь упрощает процесс ее прагматизации.

Таким образом, мир с огромными потоками информации, небывало интенсивной коммуникацией в условиях свободы приходит к новому пониманию любви. Сегодня она – не единственное на всю жизнь, дарованное судьбой чувство, объединяющее людей, а один из многих видов удовольствия, которого чем больше, тем лучше. Такие перемены, вероятно, в дальнейшем окончательно прагматизируют гендерные отношения  и приведут к вытеснению семьи как нормальной и преобладающей формы жизни людей.

 Нельзя не  отметить, что особенностью современной ценностной картины является резкое повышение ценности знания, образования, информации, а также ускорения темпов их прироста. Особенностью современной эпохи является своего рода «умножение реальности» – коренные изменения представлений о скорости, времени, формах существования и развития. Общество все более явно разделяется на тех, кто сумел адаптироваться к сверхускорению темпов развития и тех, для кого это оказалось невозможным. Первые – способны к восприятию и использованию большого объема информации, отличаются уверенностью и ясным видением цели. Вторые пребывают в постоянной прострации, живут, не замечая меняющегося мира, блокируя его в сознании. Цели и смыслы для них не имеют значимости, существование лишено духовных ориентиров.

Таким образом, современное поколение молодежи неравномерно развивается в двух направлениях: значительная часть видит главным содержанием жизни потребление и обнаруживает духовную деградацию, другая часть устремлена к получению знаний самого высокого качества, поскольку осознает, что будущее цивилизации связано с развитием информации. Состояние перемен и роста информации не шокирует их, а способствует интенсификации интеллектуального роста.

 Поэтому  целью воспитания молодого поколения должен быть человек, умеющий принимать решения не столько с позиций полезности, сколько моральной обоснованности.

 Необходимы  новые подходы к формированию  личности, которая бы обладала  высоким уровнем духовно-нравственной  культуры и могла бы выступить  в качестве транслятора ценностей  и норм, определяющих жизненную  позицию человека.

Для этого необходимо в первую очередь обеспечить сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, что является политической задачей, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, культурно-оккупационного характера Интернета. Создать предпосылки для преодоления идеологического диктата и распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.

 Так как  благодаря глобализации аудиовизуальных средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. То важно преодолеть их навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства.

Таким образом, чтобы общество обновилось и стало другим, люди должны духовно, нравственно обновиться, стать другими. Без изменения самих людей, без достижения ими высоких личных качеств кардинальное обновление общества не состоится. Сознание людей должно быть подготовлено к восприятию происходящих перемен и освоению качественно системы ценностей, которая должна привести к прогрессивной духовности.

 

Вывод.

Итак, информационное общество не идиллия, не воплощенная мечта человечества, и в нем есть не мало противоречий. Чем более высокого развития достигает система, тем с более сложными проблемами ей предстает столкнуться. Общество информации автоматически не стало обществом знания и духовности.  

В этом мире возникли свои законы, свободы и права, свой сленг, свой автор и потребитель, свои формы выражения. В нем большое место занимает игра, развлечения, он уделяет большую роль визуализации и обращен в значительной степени к чувственной сфере человека, он не имеет прежних моральных регуляторов (поскольку виртуален и, казалось бы, не связан с реальными поступками), он предоставляет небывалую ранее свободу, формы для самореализации. Однако самореализация пока не стала основанием для самосовершенствования, электронная культура пока лишь развлекает, но не развивает человека, эту же миссию во многом продолжает играть прежняя классическая культура, постепенно устраняемая из общественного сознания.

История информационной, эпохи  – продолжение, точнее отрицание предыдущей. Время макропроектов и метатеорий ушло, тоталитарные системы оказались дискредитированы, человек оказался впервые за все века «отпущен на свободу». К этому добавились небывалые технические инновации, удлинившееся время для досуга, возникшая индустрия развлечений и прочее. По мере того как обесценивались внешние ценности, человек все больше сосредоточивался на себе самом. Наслаждения и их разнообразие становятся целью большинства членов общества «эпохи потребления». Прежние ценности в этих условиях неузнаваемо трансформируются: вера в Бога теперь все более проникнута не столько стремлением к обретению душой Царства Небесного, сколько желанием привлечь высшие силы для наилучшего устройства своей земной жизни (снятия стресса или депрессии, получения прибыли и т.д.); знание и образованность оцениваются как средства карьерного роста, получения высокого дохода и власти; прекрасное и искусство видятся атрибутами успешной модной жизни  и т.д.

Таким образом, кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия — злая поросль на почве бездуховности. Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,— язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации — разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства.

Посредством телевидения, радиовещания и т.п. осуществляется мощное воздействие на психологию широких  слоёв населения в целях насаждения определённых норм, привычек и ценностей, а также создания желаемого имиджа для тех или иных лиц. Как видно, имеются мощные механизмы манипулирования массовым сознанием людей и на уровне социальной психологии.

В связи с  этим появляется необходимость формирования  духовности.

Развитие духовности человека представляет собой формирование его духовной культуры, в границах которой происходит выбор ценностей, осуществляется оценка явлений, действительности, разрабатываются цели и средства деятельности, создаются жизненные планы, определяется жизненная позиция и стратегия. Личность, которой свойственна духовность, осваивает сокровища культуры, произведения искусства, нравственный опыт, впитывая в себя вековые завоевания человечества. Вникая в мир науки, искусства, религии, она в этом своем духовном труде видит не жертву, не принудительную дань требованиям общества, а идет навстречу своим потребностям, которые и свидетельствуют о духовности личности. В этой работе своего духа такая личность будет чувствует себя комфортно.

Информация о работе Развитие духовности в современном информационном обществе