Развитие и воспитание детей первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание

К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.

Работа состоит из  1 файл

педагогика раннего возраста.docx

— 47.70 Кб (Скачать документ)

 

Развитие и  воспитание детей первого года жизни.

 

Введение.

К моменту рождения ребенок  готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.На первом году жизни мозг развивается наиболее интенсивно. Ребенок, вначале беспомощный, к концу года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи.

Первый год жизни —  это время, когда закладываються основы физического, психического и личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает на взрослых особую ответственность за судьбу растущего человека.

 

1. Развитие зрительных, слуховых реакций.

Развитие зрительных функций  у детей до одного года

Что видит ребенок до одного года? 
В связи с недостаточным развитием зрительного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы жизни низкая. Она развивается постепенно и достигает своего возможного максимума только к 6 годам. В результате изучения условных рефлексов было выявлено, что в первую неделю жизни ребенок реагирует на свет, кратковременно следит за медленно передвигаемыми предметами. Со второй - третей недели появляется кратковременная фиксация и задержка взора на предмет, если его передвигать медленно, а устойчивая фиксация взора появляется ко второму месяцу жизни. Предметное зрение начинает проявляться приблизительно с 1 и 2 месяца жизни. Именно в этот период ребенок начинает реагировать на свою маму. К трем месяцам появляется устойчивое бинокулярное слежение и фиксация предметов различной величины удаленных от глаза на разное расстояние. К 6- 8 месяцам дети начинают отличать простые геометрические фигуры, игрушки, узнавать близкие лица. К одному году у ребенка отмечается различительная реакция на картинки разной величины, рисунки, игрушки на различном расстоянии от глаз.

Какие цвета начинает различать  в первую очередь? 
Развитие цветового зрения идет параллельно развитию остроты зрения, но судить о его наличии удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляются к первому полугодию жизни ребенка. Нормальное формирование цветового зрения зависит от интенсивности цвета, поэтому ребенку необходимо с самого раннего детства создавать условия хорошей освещенности, так же привлекать

 

его внимание к ярким игрушкам. В связи с особенностями строения глаза, подбирая игрушки следует помнить, что детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые цвета, а по краям темные.

Гигиена освещения 
Каким должно быть освещение в комнате ребенка? 
Качество освещения значительно влияет на работу зрительного анализатора. Гигиенические требования к хорошему освещению следующие: достаточная интенсивность, равномерность, необходимый спектральный состав. Требования по достаточной интенсивности и равномерности обусловлены тем, что при слишком слабом освещении глаза подвергаются большому напряжению, а сильный свет их ослепляет. Оба эти варианта создают неблагоприятные условия для работы зрительного анализатора. Необходимый спектральный состав освещения зависит от вида освещения: дневного (естественного) и освещения в виде люминесцентных и других видов ламп. Новорожденные и дети первого года жизни особенно нуждаются в высоком уровне освещенности особенно в местах бодрствования. Для малышей, начинающих ползать, высокую освещенность необходимо создавать ближе к полу, то есть там, где они играют. Следует помнить, что недостаточная освещенность является одной из причин раннего развития близорукости. Гигиенические требования к освещенности должны предусматривать: равномерное распределение яркости, ограничение теней. Выполнение этих требований возможно при рациональном сочетании общего и местного освещения, а также путем правильного расположения светильников и регулировки интенсивности светового потока.1

 

Развитие слуховых реакций  у детей до одного года жизни.

Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредством слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или дальность их источников, направление звуковой волны, а также  различает звуки по силе и тону.


Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные  удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно  способно игнорировать большинство  шумов и улавливать лишь речь одного человека.Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Ребенок рождается со сформированными  органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребенка, даже если это преждевременные роды (слуховой аппарат формируется начиная со второго месяца внутриутробной жизни). Именно поэтому современные врачи рекомендуют беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать с будущим ребенком начиная с 20 – 22 недели беременности.

У новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые слуховые предпочтения: он предпочитает женские голоса мужским; ритмические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие – беспокоят. Уже в 3 месяца ребенок может выделять голос своей матери среди других голосов.

По новейшим исследованиям, у новорожденных можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру, например шумы и стук музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав; по этим же данным у новорожденных отмечается возможность определения направления звука.

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Новорожденный воспринимает весь звуковой поток, т.к. его слуховой аппарат еще не имеет избирательности. Как результат этого – отсутствие восприятия тихих звуков (частичная звуковая «глухота»). Очень важно в этот момент провести скрининг слуха, для того, чтобы при необходимости своевременно стимулировать развитие утраченной функции.

Ниже представлены основные этапы развития слуховой функции ребенка первого года жизни.

Название реакции

Приблизительный возраст появления  реакции

1

Вздрагивает и мигает при  резком звуке

10 дней

2

Успокаивается при сильном  звуке

18 – 20 дней

3

Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика

1 месяц

4

Прислушивается к звуку  погремушки. Поворачивает голову то в  одну, то в другую (2 – 3 поисковых движения глазами).

Поворачивает голову в  сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор.

2 месяца

5

Замирает при появлении  нового звука на фоне других

2,5 месяца

6

Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами.

Прислушивается к музыке.

Выделяет голос матери.

3 месяца

7

По-разному реагирует  на спокойную и плясовую мелодии.

Поворачивает голову в  сторону невидимого источника звука  на уровне уха и находит его  глазами.

Громко смеется в ответ  на эмоциональное речевое общение. Трясет погремушкой, делает паузу и  снова трясет.

Слушает говорящего и реагирует  на прекращение разговора.

4 месяца

8

Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого.

Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

5 месяцев

9

Эмоционально реагирует  на знакомые голоса.

Отчетливо находит глазами  источник звука (лежа).

Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам.

Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону  взрослого, произнесшего его.

6 месяцев

10

В положении сидя поворачивается к источнику звука.

Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба», «ма-ма»)

7 месяцев

11

Интересуется предметами, произносящими звук

8 месяцев

12

Произносит плясовые движения под плясовую мелодию (если они ранее  были показаны взрослыми).

9 месяцев

13

Замирает, когда ему говорят  «нельзя», «подожди».

Подражая взрослому, повторяет  новые слоги, которых нет в  его лепете.

10 месяцев

14

Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши).

Поворачиваясь, находит глазами  источник звука в ближайшем окружении  и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого

11 месяцев

15

Легко подражает новым  словам, повторяет по просьбе взрослого  два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля» и т.д.)

12 месяцев


2

  1. Формирование у детей потребности общения со взрослыми.

 

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важнейшим источником его психического развития и необходимым условием общественного существования человека.

Такое значение общения для  человека обусловлено тем, что специфические  для него виды психической и практической деятельности не фиксированы наследственно, они формируются после рождения, под влиянием воспитания и обучения. Именно с помощью взрослых, развиваясь, ребенок активно усваивает социальный опыт. На ранних этапах, прежде всего, он овладевает разнообразными практическими  действиями (например, брать и удерживать в руках игрушку, пить из чашки, есть ложкой, строить из кубиков и т. п.), которые ведут к получению определенного практического результата. Поэтому принято считать, что основной, исходной формой общения как в общественно-историческом, так и в индивидуальном развитии человека является материальное, предметное общение, неразрывно связанное с совместной практической деятельностью.

На протяжении первых лет  жизни совершаются глубокие преобразования в процессе общения ребенка с  окружающими. Основное изменение состоит  в том, что наряду с удовлетворением  жизненно необходимых потребностей возникает общение, направленное на согласование действий для достижения практически важного результата, а затем появляются акты коммуникации, имеющие иные цели, кроме решения  практических задач. «Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта и стремится получить от него оценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать как он» 3

 

Как говорилось выше, потребность  в общении со взрослым возникает у ребенка уже с первых дней в ситуации контакта, направленного на удовлетворение биологических потребностей (в тепле, пище и т. п.). Но если эта потребность в достаточной мере удовлетворяется, она вскоре теряет центральное значение, уступая место потребностям в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности - общение со взрослым, которое вначале имеет непосредственно-эмоциональный характер.

Систематическое общение  со взрослым, его словесно-эмоциональное воздействие обогащают детей первого полугодия жизни и значительно благоприятствуют их начальному познавательному развитию, которое осуществляется в ранний период жизни на чувственно-ориентировочной основе. Наукой подтверждено, что влияние воздействий оказывается гораздо большим в том случае, если они начаты в наиболее ранние сроки (до 2,5 мес). Можно предполагать, что эмоциональные реакции ребенка (крик, речевые и мимические реакции, улыбка) очень рано начинают играть роль средства (инструмента) общения. Уже на втором месяце обращение взрослого, его улыбка и слова вызывают положительные ответные реакции - ребенок замирает и сосредоточивает взгляд на лице взрослого. Спустя какое-то время он улыбается, вскоре появляется двигательное оживление и гуление, а затем и характерная реакция, включающая все эти компоненты, так называемый комплекс оживления.

Во втором полугодии деятельность общения существенно обогащается, меняется. Если до 6 мес, как уже отмечалось, между взрослым и ребенком возникает эмоциональное общение, в основе которого лежит потребность в ласке, внимании, то после 6 мес. этого становится недостаточно. Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными навыками и некоторыми речевыми реакциями, его бодрствование следует организовать с учетом выполнения посильных игр-упражнений, в выполнении которых взрослый выступает не только в качестве организатора, но и активного партнера, знающего, чего он должен добиваться от ребенка, чему его научить. Между ребенком и взрослым уже после 6 мес. должно установиться, как говорят психологи, «деловое общение».

Такое общение усложняется  на протяжении первого и второго  года, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Непосредственный эмоциональный контакт взрослого с ребенком начинает сменяться общением по поводу тех или иных предметов, окружающих малыша. Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью, в частности со способами действий с предметами.

Потребность детей в общении  со взрослым постепенно усложняется. «Переводить» ребенка своевременно на более высокий уровень такой потребности в общении необходимо не только воспитателю, но и родителям. Это особенно важно, так как общение является первостепенным условием воспитания у малыша чисто человеческих, социальных навыков, от уровня этого общения зависит умственная активность ребенка. 4

 

3. Особенности  речевого развития детей 1-го  года жизни.

 

Речь - тонкий психологический  процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

 

Речь ребенка формируется  под влиянием речи взрослых и зависит  от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения. 
 
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни. 
 
 Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

Информация о работе Развитие и воспитание детей первого года жизни