Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:53, контрольная работа
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.
Развитие и воспитание детей первого года жизни.
Введение.
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.На первом году жизни мозг развивается наиболее интенсивно. Ребенок, вначале беспомощный, к концу года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи.
Первый год жизни — это время, когда закладываються основы физического, психического и личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает на взрослых особую ответственность за судьбу растущего человека.
1. Развитие зрительных, слуховых реакций.
Развитие зрительных функций у детей до одного года
Что видит ребенок до одного
года?
В связи с недостаточным развитием зрительного
аппарата острота зрения у детей в первые
дни, недели и даже месяцы жизни низкая.
Она развивается постепенно и достигает
своего возможного максимума только к
6 годам. В результате изучения условных
рефлексов было выявлено, что в первую
неделю жизни ребенок реагирует на свет,
кратковременно следит за медленно передвигаемыми
предметами. Со второй - третей недели
появляется кратковременная фиксация
и задержка взора на предмет, если его
передвигать медленно, а устойчивая фиксация
взора появляется ко второму месяцу жизни.
Предметное зрение начинает проявляться
приблизительно с 1 и 2 месяца жизни. Именно
в этот период ребенок начинает реагировать
на свою маму. К трем месяцам появляется
устойчивое бинокулярное слежение и фиксация
предметов различной величины удаленных
от глаза на разное расстояние. К 6- 8 месяцам
дети начинают отличать простые геометрические
фигуры, игрушки, узнавать близкие лица.
К одному году у ребенка отмечается различительная
реакция на картинки разной величины,
рисунки, игрушки на различном расстоянии
от глаз.
Какие цвета начинает различать
в первую очередь?
Развитие цветового зрения идет параллельно
развитию остроты зрения, но судить о его
наличии удается значительно позже. Первая
более или менее отчетливая реакция на
яркие красные, желтые и зеленые цвета
появляются к первому полугодию жизни
ребенка. Нормальное формирование цветового
зрения зависит от интенсивности цвета,
поэтому ребенку необходимо с самого раннего
детства создавать условия хорошей освещенности,
так же привлекать
его внимание к ярким игрушкам.
В связи с особенностями
Гигиена освещения
Каким должно быть освещение в комнате
ребенка?
Качество освещения значительно влияет
на работу зрительного анализатора. Гигиенические
требования к хорошему освещению следующие:
достаточная интенсивность, равномерность,
необходимый спектральный состав. Требования
по достаточной интенсивности и равномерности
обусловлены тем, что при слишком слабом
освещении глаза подвергаются большому
напряжению, а сильный свет их ослепляет.
Оба эти варианта создают неблагоприятные
условия для работы зрительного анализатора.
Необходимый спектральный состав освещения
зависит от вида освещения: дневного (естественного)
и освещения в виде люминесцентных и других
видов ламп. Новорожденные и дети первого
года жизни особенно нуждаются в высоком
уровне освещенности особенно в местах
бодрствования. Для малышей, начинающих
ползать, высокую освещенность необходимо
создавать ближе к полу, то есть там, где
они играют. Следует помнить, что недостаточная
освещенность является одной из причин
раннего развития близорукости. Гигиенические
требования к освещенности должны предусматривать:
равномерное распределение яркости, ограничение
теней. Выполнение этих требований возможно
при рациональном сочетании общего и местного
освещения, а также путем правильного
расположения светильников и регулировки
интенсивности светового потока.1
Развитие слуховых реакций у детей до одного года жизни. Мы живем в мире звуков:
природы, музыки, речи, всевозможных шумов.
Посредством слухового |
Ухо настолько чувствительно,
что почти способно слышать беспорядочные
удары молекул воздуха о
Ребенок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребенка, даже если это преждевременные роды (слуховой аппарат формируется начиная со второго месяца внутриутробной жизни). Именно поэтому современные врачи рекомендуют беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать с будущим ребенком начиная с 20 – 22 недели беременности.
У новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые слуховые предпочтения: он предпочитает женские голоса мужским; ритмические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие – беспокоят. Уже в 3 месяца ребенок может выделять голос своей матери среди других голосов.
По новейшим исследованиям, у новорожденных можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру, например шумы и стук музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав; по этим же данным у новорожденных отмечается возможность определения направления звука.
Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Новорожденный воспринимает весь звуковой поток, т.к. его слуховой аппарат еще не имеет избирательности. Как результат этого – отсутствие восприятия тихих звуков (частичная звуковая «глухота»). Очень важно в этот момент провести скрининг слуха, для того, чтобы при необходимости своевременно стимулировать развитие утраченной функции.
Ниже представлены основные этапы развития слуховой функции ребенка первого года жизни.
№ |
Название реакции |
Приблизительный возраст появления реакции |
1 |
Вздрагивает и мигает при резком звуке |
10 дней |
2 |
Успокаивается при сильном звуке |
18 – 20 дней |
3 |
Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика |
1 месяц |
4 |
Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну, то в другую (2 – 3 поисковых движения глазами). Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор. |
2 месяца |
5 |
Замирает при появлении нового звука на фоне других |
2,5 месяца |
6 |
Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами. Прислушивается к музыке. Выделяет голос матери. |
3 месяца |
7 |
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука на уровне уха и находит его глазами. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. |
4 месяца |
8 |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует. |
5 месяцев |
9 |
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его. |
6 месяцев |
10 |
В положении сидя поворачивается к источнику звука. Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба», «ма-ма») |
7 месяцев |
11 |
Интересуется предметами, произносящими звук |
8 месяцев |
12 |
Произносит плясовые движения под плясовую мелодию (если они ранее были показаны взрослыми). |
9 месяцев |
13 |
Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете. |
10 месяцев |
14 |
Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши). Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого |
11 месяцев |
15 |
Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля» и т.д.) |
12 месяцев |
2
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важнейшим источником его психического развития и необходимым условием общественного существования человека.
Такое значение общения для
человека обусловлено тем, что специфические
для него виды психической и практической
деятельности не фиксированы наследственно,
они формируются после
На протяжении первых лет
жизни совершаются глубокие преобразования
в процессе общения ребенка с
окружающими. Основное изменение состоит
в том, что наряду с удовлетворением
жизненно необходимых потребностей
возникает общение, направленное на
согласование действий для достижения
практически важного
Как говорилось выше, потребность в общении со взрослым возникает у ребенка уже с первых дней в ситуации контакта, направленного на удовлетворение биологических потребностей (в тепле, пище и т. п.). Но если эта потребность в достаточной мере удовлетворяется, она вскоре теряет центральное значение, уступая место потребностям в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности - общение со взрослым, которое вначале имеет непосредственно-эмоциональный характер.
Систематическое общение со взрослым, его словесно-эмоциональное воздействие обогащают детей первого полугодия жизни и значительно благоприятствуют их начальному познавательному развитию, которое осуществляется в ранний период жизни на чувственно-ориентировочной основе. Наукой подтверждено, что влияние воздействий оказывается гораздо большим в том случае, если они начаты в наиболее ранние сроки (до 2,5 мес). Можно предполагать, что эмоциональные реакции ребенка (крик, речевые и мимические реакции, улыбка) очень рано начинают играть роль средства (инструмента) общения. Уже на втором месяце обращение взрослого, его улыбка и слова вызывают положительные ответные реакции - ребенок замирает и сосредоточивает взгляд на лице взрослого. Спустя какое-то время он улыбается, вскоре появляется двигательное оживление и гуление, а затем и характерная реакция, включающая все эти компоненты, так называемый комплекс оживления.
Во втором полугодии деятельность
общения существенно
Такое общение усложняется на протяжении первого и второго года, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Непосредственный эмоциональный контакт взрослого с ребенком начинает сменяться общением по поводу тех или иных предметов, окружающих малыша. Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью, в частности со способами действий с предметами.
Потребность детей в общении со взрослым постепенно усложняется. «Переводить» ребенка своевременно на более высокий уровень такой потребности в общении необходимо не только воспитателю, но и родителям. Это особенно важно, так как общение является первостепенным условием воспитания у малыша чисто человеческих, социальных навыков, от уровня этого общения зависит умственная активность ребенка. 4
3. Особенности речевого развития детей 1-го года жизни.
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Речь ребенка формируется
под влиянием речи взрослых и зависит
от речевой практики, речевого окружения,
воспитания и обучения.
Речь не является врожденной способностью,
а развивается в процессе индивидуального
развития от момента рождения до конца
жизни.
Речь развивается параллельно с физическим
и умственным развитием ребенка и служит
показателем его общего развития. Развитие
речи тесно связано с развитием мышления.
Информация о работе Развитие и воспитание детей первого года жизни