Развитие и воспитание детей первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание

К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.

Работа состоит из  1 файл

педагогика раннего возраста.docx

— 47.70 Кб (Скачать документ)

Назовем три этапа становления  детской речи:

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения).
  • ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ
  • ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Рассмотрим перый этап — подготовительный.

Этап охватывает 1-й год  жизни детей, он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции  ребенка.

Ситуативно-личностное общение. На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:

- общение находится на  положении ведущей деятельности  детей, опосредуя все их остальные  отношения с миром;

- содержание потребности  детей в общении сводится к  нужде в доброжелательном внимании  взрослых; ведущим среди мотивов  общения является личностный  мотив;

- основным средством общения  с окружающими людьми служит  для младенцев категория выразительных  (экспрессивно-мимических) движений  и поз.

Ситуативно-деловое  общение. В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

1) общение разворачивается  на фоне предметных манипуляций,  составляющих новый вид деятельности  ребенка, которая занимает положение ведущей;

2) содержание потребности  детей в общении обогащается  новым компонентом стремлением  ребенка к сотрудничеству, к совместному  действию с окружающими взрослыми;  этот компонент не отменяет  прежней нужды детей в доброжелательном  внимании взрослых, а соединяется  с ней;

3) ведущим среди мотивов  общения становится деловой мотив,  так как дети, побуждаемые практическими  задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;

4) основным средством  общения с окружающими людьми  для младенцев служит категория  изобразительных (предметно-действенных)  движений и поз предметных  действий, преобразованных для функционирования  в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые  практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в  рамках двух первых форм общения, не требуют  от ребенка владения речью; он ею и  не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак  не сталкивается с речью. Как раз  наоборот: словесные воздействия  составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому  можно предполагать, что у младенцев  рано появляется особое отношение к  звукам речи вследствие их неразрывной  связи с фигурой взрослого  человека, составляющей для ребенка  центр мира на этапе ситуативно-личностного  общения и весьма важную его часть  на этапе ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при  рождении. Он еще не имеет отношения  к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид  коротких или певучих звуков, в  которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание).

Подготовка к овладению  языком начинается уже в 2-4 месяца с  упражнений в произношении отдельных  звуков. Ребенок произносит задненебные  и гласные звуки "АИЫ", "ОИУ". Здесь итог доброй традиции "огукать" с детьми.

Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать "дя-дя", но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав "комплекса оживления", который является видом социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.

Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные  воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров  и в случаях инициирования  контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев  ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.

Можно выдвинуть предположение  о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии  словесные воздействия взрослого  вызывают мощную ориентировочную реакцию  детей, сменяющуюся через несколько  секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев  разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него "комплекс оживления" (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым  взором, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности  равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного  от ответа, который вызывают у детей  разнообразные звуки, исходящие  от неодушевленных предметов. В поведении  ребенка при слушании разговора  взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

К концу 1-го года у детей  наблюдается углубление анализа  уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый  и тональный. Во втором полугодии  ребенок переходит к более  сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

Таким средством общения  становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).5

  1. Развитие движений детей.

Грудной ребенок обладает колоссальной энергией роста. Обычно к  четырем с половиной — пяти месяцам ребенок удваивает свою массу, за каждый месяц первого полугодия  вырастает на 2,5 см. Одновременно идет и интенсивное развитие всего  организма малыша: развивается нервная  система, совершенствуется и координируется деятельность мышц, пищеварительная  система становится способной к перевариванию более твердой и разнообразной пищи.

Если новорожденный ребенок  почти все время спит, то после  месяца у него начинает устанавливаться  биоритм сна и бодрствования. Этот околосуточный ритм крайне важен  для ребенка — в дальнейшем на его основе будет формироваться  режим малыша, приспособление его  к жизни взрослых. Периоды бодрствования  у ребенка до трех месяцев составляют около 5 часов.

К концу первого полугодия  младенец должен освоить уже достаточно много движений. Постепенно уходит физиологическое напряжение мышц, которое  сковывает свободу движений: гипертонус ручек сохраняется обычно до двух — двух с половиной месяцев, ножек — до трех-четырех месяцев, гасятся врожденные позные рефлексы, появляются выпрямляющие. Упорядоченность движений происходит по мере созревания нервной системы. Вначале координированные движения появляются у мышц шеи, что проявляется в удержании головы в вертикальном положении, в положении же на животе малыш только пытается в месяц удержать головку, к двум он удерживает ее достаточно долго, а к трем уже может лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову и рассматривая все вокруг.

Затем при соответствующих  условиях происходит становление хватательной функции кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья. К трем месяцам движения рук становятся более целенаправленными, ребенок  протягивает ручки к игрушкам, подвешенным у него перед грудью, а в четыре месяца уже может  захватить игрушку в кулачок.

В дальнейшем становятся более  свободными и координированными  движения туловища: в четыре месяца малыш сам поворачивается на бок, в пять — на живот и предпочитает такую позу. Эти движения и позы являются подготовкой к ползанию. К пяти-шести месяцам ребенок  подолгу лежит на животе, опираясь на ладошки выпрямленных рук и  высоко подняв голову, свободно поворачивается в разные стороны и следит за окружающими. Он может стоять при поддержке  взрослого, полностью разогнув ноги и опираясь всей стопой.

В этом возрасте малыш делает первые попытки ползать, но часто, вместо того чтобы передвигаться вперед, ползет назад. К шести месяцам  у ребенка начинает формироваться  поза сидения. 6

  1. Роль игрушки в развитии детей.

 

Игрушка - неизменный спутник  ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в  воспитательных целях, чтоб подготовить  малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный  психолог Урунтаева Г. А., главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Ведущей деятельностью маленьких  детей является игра и как ее средство - игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь  Аркин относит:

а). звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.

б). двигательные игрушки - волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке.

в). оружие - лук, стрелы, бумеранги.

г). образные игрушки - изображения животных, кукол.

д). веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать  игрушками только после того как  они появились в обществе как  орудия действительной охоты. Они давно  исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята. 7

Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными  и динамическими качествами. Игрушка  должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального  комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые  подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки  имеют спокойный цвет, к ним  ребенок быстро привыкает и так  же быстро перестает их замечать. Это  вполне понятно: игрушки сливаются  с гаммой белых или розовых  пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки  не побуждают ребенка к сенсорной  активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые  игрушки вполне "удобны", комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и  только… 

Для формирования различных  видов деятельности, сенсорных процессов  и действий, для психического и  физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия  для постоянного стимула детской  активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Игрушка, несмотря на свои высокие  дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного  участия взрослого, не может воспитывать  ребенка. Благодаря воспитанию, в  частности средствами игрушек, у  ребенка формируются способы  действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ИГРУШЕК  ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка  убирает в кукольном уголке, лечит  больного мишку, уговаривает дочку  быть умницей. При выборе игрушек  сказывается половая принадлежность детей. Мальчик чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка - куклу, посуду, мебель и др. Выбор  ребенком игрушек хорошо демонстрирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и  мебель, то нужно посмотреть, в чем  дело. Если он подражает любимой  старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и  с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы и  научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

Говоря о моторных играх, не следует разделять на "девчачьи" и "мальчишечьи". И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде, самокате.

В играх со спортивными  элементами, движения детей приобретают  точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество. Девочки любят играть в "мамы и дочки", подражать  домашнему труду взрослых. В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие  куклы, которые устойчиво стоят  и которых можно передвигать  с места на место. 8

На основе психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать  эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к  коллективным усилиям.

Информация о работе Развитие и воспитание детей первого года жизни