Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:22, реферат

Описание

В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой поставленные задачи:
-изучение определения коммуникативных навыков;
-диагностика уровня развития коммуникативных навыков у детей подросткового возраста;
-проанализировать влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных навыков детей подросткового возраста.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
1.Теоретичаские аспекты развития коммуникативных навыков у подростков ..........6
2.Экспериментальное проведение социально-психологического тренинга …..........14
Заключение........................................................................................................................24

Работа состоит из  1 файл

научно-исследовательская практика.doc

— 756.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Брянский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Научно-исследовательская  практика

Тема

Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга

Фамилия студента

Шершень

Имя студента

Елена

Отчество студента

Анатольевна

№ контракта

2519080701001

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Акименко Лариса Михайловна – педагог-психолог

Направление на практику


 

Содержание

Введение..............................................................................................................................3

1.Теоретичаские аспекты развития  коммуникативных навыков у подростков ..........6

2.Экспериментальное проведение  социально-психологического тренинга …..........14

Заключение........................................................................................................................24

Приложение А ...................................................................................................................25

Приложение Б ………………………...…………………………………………………25

Приложение В ...................................................................................................................25

Приложение Г ...................................................................................................................25

Приложение Д ...................................................................................................................25

Приложение Ж ..................................................................................................................25

Приложение И ...................................................................................................................25

Введение

Я, Шершень Елена Анатольевна  проходила научно-исследовательскую практику с 3 сентября по 16 сентября 2012 года в МБОУ «Погарский центр психолого-медико-социального сопровождения» на базе ПСШ№2. Под руководством педагога психолога Акименко Ларисы Михайловны. Продолжительность практики составила две недели.

В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой следующие цели:

-определение, анализ и выявление  необходимых коммуникативных навыков  личности подростка;

-развитие коммуникативных навыков  в ходе социально-психологического тренинга;

-сбор, систематизация и обобщение  материалов по разработке и  написанию выпускной квалификационной  работы;

-изучение специальной, фундаментальной  и периодической литературы.

Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков детей  подросткового возраста.

Объект исследования - школьники 14-15 лет.

В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой поставленные задачи:

-изучение определения коммуникативных  навыков;

-диагностика уровня развития  коммуникативных навыков у детей  подросткового возраста;

-проанализировать влияние социально-психологического  тренинга на развитие коммуникативных  навыков детей подросткового  возраста.

Общение – специфическая форма  взаимодействия человека с другими  людьми как членами общества, в  общении реализуются социальные отношения людей.

Научить школьника психологически верно и ситуативно обусловлено  вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров  на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный  тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, выбирать позы, жесты, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – это лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.

Основная часть

  • 1Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у подростков.

  • Общение пронизывает всю нашу жизнь, оставаясь такой же человеческой потребностью, как пища и вода. В условиях полного одиночества уже на шестой день у человека появляются зрительные и слуховые галлюцинации. Он общается с несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает.

    Общение – сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

    На протяжении всей жизни люди общаются. Существует два вида общения вербальное (речевое) и невербальное (неречевое). Вербальная коммуникация – это передача информации от одного человека к другому и ее осмысление при помощи слов.

    К невербальному общению относят: жесты, мимика, пантомимика, тембр голоса, громкость, быстрота речи, паузы, смех, контакт глазами, прикосновения, межличностное пространство.

    Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые  гласят, что слова (которым мы придаем  такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

    В процессе общения участвует не менее двух человек. Один из них направляет информацию – коммуникатор, а другой принимает ее – реципиент. Все  это необходимо для того, чтобы  строить свои отношения друг с другом, обмениваться информацией, совместно трудиться, учиться, советовать, выражать эмоции, играть, приказывать, передавать накопленный опыт.

    В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения.

    Б.Т.Парыгин под типами общения  понимает различия в общении по его  характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:

    -деловое и игровое общение; 

    -безлично-ролевое и межличностное  общение; 

    -духовное и утилитарное общение; 

    -традиционное и инновационное общение.

    Леонтьев А.А. придерживался несколько иного взгляда на описание разновидностей общения. Он выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

    Говоря о видах общения, многие ученые выделяют деловое и личностное общение. Деловое общение (его также  называют ролевым или функционально-ролевым  общением) направлено на организацию  какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы отодвигаются на задний план.

    В центре личностного (или межличностного) общения , напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения  с окружающими, самочувствие и  т.п. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.

    Основное назначение процесса общения  заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Исходя из этого, исследователи выделяют следующие функции общения:

    - информационно-коммуникативная;

    - регуляционно-коммуникативная;

    - аффективно-коммуникативная.

    Информационно-коммуникативная функция  заключается в процессе обмена информации (передача и прием информации). В  процессе обмена информации важно, чтобы  каждый участник коммуникации правильно  понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

    Для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенными  свойствами, основными являются: коммуникабельность и коммуникативность.

    Коммуникативные способности –  вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.

    Необщительному человеку будет  трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.

    Регуляционно-коммуникативная функция  общения направлена на организацию  взаимодействия между людьми, а также  на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция признана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ регулировать деятельность.

    Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и т.п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может, как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.

    В ходе общения действуют механизмы  социальной перцепции, включающие в  себя процесс восприятия и понимания  другого человека, формирования его образа.

    Впечатление, которое возникает  при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется  представление не только о внешнем  облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

    Для понимания и восприятия других людей наиболее необходимыми является умение слушать собеседника, без  этого качества человек никогда  не сможет понять партнера. Также для  успешного общения человек должен обладать: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.

    Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самопознания. В подростковом возрасте поведение по своей сути становится коллективно-групповым.

    Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между  детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными  изменениями, связанными с половым  созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

    Этот период в жизни очень  серьезный и имеет свои особенности  и трудности.

    Стенли Холл подростковый возраст  назвал периодом «бури и натиска» — т. е. это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног».

    На этом этапе происходит активный процесс физиологической перестройки  организма. Быстро увеличивается масса тела, костей. Необходимо раздражение нервных окончаний, расположенных в области суставов, — это раздражение происходит лишь при достаточной двигательной активности. Подростки становятся шумными, порывистыми.

    Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение и т. д.). Выброс в кровь повышенного количества половых гормонов приводит к тому, что подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Настроение очень часто меняется от сильного возбуждения, эйфорических состояний до обиды, гнева, иногда — депрессии.

    Также нельзя упустить тот факт - недавний ребенок быстро превращается в индивида, способного к воспроизводству  рода. Подростковый возраст еще называется периодом полового созревания (иначе — пубертатным периодом). Половое развитие человека происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако на определенном этапе развития оно резко ускоряется, и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость.

    На I этапе полового созревания (с 8—9 до 12—13 лет) отчетливо проявляется  противоречивость состояния центральной  нервной системы, ее несбалансированность: нервные центры функционируют с  преобладанием возбуждения над торможением, поэтому подростки дают повышенную (и не всегда адекватную) реакцию на внешние воздействия: на обращение к ним взрослых и сверстников, на явления окружающего мира.

    В процессе полового созревания меняется самовосприятие подростка. Его физический облик претерпевает существенные изменения. Часто, тинэйджеры серьезно переживают и даже страдают из-за некоего, с их точки зрения, своего физического несовершенства: недостаточно широкие плечи или, наоборот, слишком широкие; маленький рост или слишком большой; не такой, как надо, формы губы, ноги... а прыщи на лице?! Для многих подростков — особенно девочек — это просто трагедия. Подростки становятся очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности, могут часами изучать себя в зеркале.

    Информация о работе Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга