Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:22, реферат
В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой поставленные задачи:
-изучение определения коммуникативных навыков;
-диагностика уровня развития коммуникативных навыков у детей подросткового возраста;
-проанализировать влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных навыков детей подросткового возраста.
Введение..............................................................................................................................3
1.Теоретичаские аспекты развития коммуникативных навыков у подростков ..........6
2.Экспериментальное проведение социально-психологического тренинга …..........14
Заключение........................................................................................................................24
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Брянский |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
Научно-исследовательская практика |
Тема |
Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга |
Фамилия студента |
Шершень |
Имя студента |
Елена |
Отчество студента |
Анатольевна |
№ контракта |
2519080701001 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
Акименко Лариса Михайловна – педагог-психолог |
Направление на практику |
|
Введение......................
1.Теоретичаские аспекты
2.Экспериментальное
Заключение....................
Приложение А ..............................
Приложение Б ………………………...……………
Приложение В ..............................
Приложение Г ..............................
Приложение Д ..............................
Приложение Ж ..............................
Приложение И ..............................
Я, Шершень Елена Анатольевна проходила научно-исследовательскую практику с 3 сентября по 16 сентября 2012 года в МБОУ «Погарский центр психолого-медико-социального сопровождения» на базе ПСШ№2. Под руководством педагога психолога Акименко Ларисы Михайловны. Продолжительность практики составила две недели.
В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой следующие цели:
-определение, анализ и
-развитие коммуникативных
-сбор, систематизация и обобщение
материалов по разработке и
написанию выпускной
-изучение специальной,
Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков детей подросткового возраста.
Объект исследования - школьники 14-15 лет.
В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой поставленные задачи:
-изучение определения
-диагностика уровня развития
коммуникативных навыков у
-проанализировать влияние
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Научить школьника психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, выбирать позы, жесты, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – это лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, оставаясь такой же человеческой потребностью, как пища и вода. В условиях полного одиночества уже на шестой день у человека появляются зрительные и слуховые галлюцинации. Он общается с несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает.
Общение – сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
На протяжении всей жизни люди общаются. Существует два вида общения вербальное (речевое) и невербальное (неречевое). Вербальная коммуникация – это передача информации от одного человека к другому и ее осмысление при помощи слов.
К невербальному общению относят: жесты, мимика, пантомимика, тембр голоса, громкость, быстрота речи, паузы, смех, контакт глазами, прикосновения, межличностное пространство.
Огромное значение невербальных сигналов
в деловом общении
В процессе общения участвует не менее двух человек. Один из них направляет информацию – коммуникатор, а другой принимает ее – реципиент. Все это необходимо для того, чтобы строить свои отношения друг с другом, обмениваться информацией, совместно трудиться, учиться, советовать, выражать эмоции, играть, приказывать, передавать накопленный опыт.
В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения.
Б.Т.Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:
-деловое и игровое общение;
-безлично-ролевое и
-духовное и утилитарное
-традиционное и инновационное общение.
Леонтьев А.А. придерживался несколько иного взгляда на описание разновидностей общения. Он выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.
Говоря о видах общения, многие
ученые выделяют деловое и личностное
общение. Деловое общение (его также
называют ролевым или функционально-
В центре личностного (или межличностного) общения , напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.
Основное назначение процесса общения заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Исходя из этого, исследователи выделяют следующие функции общения:
- информационно-коммуникативная;
- регуляционно-коммуникативная;
- аффективно-коммуникативная.
Информационно-коммуникативная
Для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенными свойствами, основными являются: коммуникабельность и коммуникативность.
Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.
Необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.
Регуляционно-коммуникативная
Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и т.п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может, как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.
В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, включающие в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.
Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.
Для понимания и восприятия других
людей наиболее необходимыми является
умение слушать собеседника, без
этого качества человек никогда
не сможет понять партнера. Также для
успешного общения человек
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самопознания. В подростковом возрасте поведение по своей сути становится коллективно-групповым.
Подростковый возраст — стадия
онтогенетического развития между
детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17
лет), которая характеризуется
Этот период в жизни очень серьезный и имеет свои особенности и трудности.
Стенли Холл подростковый возраст назвал периодом «бури и натиска» — т. е. это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног».
На этом этапе происходит активный
процесс физиологической
Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение и т. д.). Выброс в кровь повышенного количества половых гормонов приводит к тому, что подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Настроение очень часто меняется от сильного возбуждения, эйфорических состояний до обиды, гнева, иногда — депрессии.
Также нельзя упустить тот факт - недавний ребенок быстро превращается в индивида, способного к воспроизводству рода. Подростковый возраст еще называется периодом полового созревания (иначе — пубертатным периодом). Половое развитие человека происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако на определенном этапе развития оно резко ускоряется, и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость.
На I этапе полового созревания (с 8—9 до 12—13 лет) отчетливо проявляется противоречивость состояния центральной нервной системы, ее несбалансированность: нервные центры функционируют с преобладанием возбуждения над торможением, поэтому подростки дают повышенную (и не всегда адекватную) реакцию на внешние воздействия: на обращение к ним взрослых и сверстников, на явления окружающего мира.
В процессе полового созревания меняется самовосприятие подростка. Его физический облик претерпевает существенные изменения. Часто, тинэйджеры серьезно переживают и даже страдают из-за некоего, с их точки зрения, своего физического несовершенства: недостаточно широкие плечи или, наоборот, слишком широкие; маленький рост или слишком большой; не такой, как надо, формы губы, ноги... а прыщи на лице?! Для многих подростков — особенно девочек — это просто трагедия. Подростки становятся очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности, могут часами изучать себя в зеркале.
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга