Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:22, реферат

Описание

В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой поставленные задачи:
-изучение определения коммуникативных навыков;
-диагностика уровня развития коммуникативных навыков у детей подросткового возраста;
-проанализировать влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных навыков детей подросткового возраста.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
1.Теоретичаские аспекты развития коммуникативных навыков у подростков ..........6
2.Экспериментальное проведение социально-психологического тренинга …..........14
Заключение........................................................................................................................24

Работа состоит из  1 файл

научно-исследовательская практика.doc

— 756.00 Кб (Скачать документ)

В некоторых случаях даже может  развиться расстройство психики  — дисморфобия (крайняя неудовлетворенность  своей внешностью). Одним из важнейших  новообразований подросткового  возраста является так называемое чувство  взрослости. Подросток ощущает, что он уже не ребенок, он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы с его желаниями и потребностями считались окружающие. Однако материально он зависим от родителей и вынужден подчиняться их требованиям — это является причиной частых конфликтов.

Изменяется отношение со стороны окружающих — они ждут от подростка нового, более ответственного поведения. Однако при стремлении ощущать себя взрослыми подростки еще не окончательно расстались с детством. Они, тем не менее, ожидают, что взрослые все так же будут опекать их и заботиться о них.

Возникшее чувство взрослости вызывает более  или менее сильное стремление к самоутверждению. При остром прохождении  кризиса, отсутствии понимания и  поддержки со стороны близких  может проявляться экстравагантное  поведение, неадекватные «выходки», злоупотребление алкоголем, желание во что бы то ни стало привлечь к себе внимание, почувствовать себя взрослым.

Подросток страстно желает быть понятым, принятым, ему очень важно выяснить, какой  он — такой же, как другие, или  что-то у него не так? Очень важно в этом возрасте иметь друга, поделиться своими переживаниями.

Психология  общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Одна  из самых распространенных проблем общения подростков — это застенчивость. Те, кто, считают себя застенчивыми, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается только мужчин) и переживают коммуникативные трудности.

Для преодоления коммуникативных трудностей служит социально-психологический тренинг.

Социально-психологический  тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической  помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения.

  • 2 Экспериментальное проведение социально психологического тренинга.

  •  Во время прохождения практики Я изучила воздействие социально-психологического тренинга (СПТ) на развитие коммуникативных навыков на группе школьников по специально разработанной программе, с учетом особенностей их возраста и основных новообразований. Для проведения тренинга я совместно с руководителем практики набрали группу школьников – подростки 14-15 лет в количестве десяти человек. Занятия проводились в неурочное время при добровольном посещении.

    Программа содержит пять занятий. Каждое из занятий  состоит из 6-8 упражнений. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершении - подведение итогов (см. Приложение А).

    Во время тренинговых  занятий каждый подросток окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других. Поэтому он способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме. Задача группы социально-психологического тренинга — помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

    Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

    - Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.

    - Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции.

    -Восприятие себя через  результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек. Этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях.

    -Восприятие себя через  наблюдение собственных состояний,  которое дает понимание своего  внутреннего мира.

    - Восприятие себя через  оценку внешнего облика. Участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности.

    Общие цели социально-психологического тренинга, способствующие развитию личности:

    а) повышение социально-психологической  компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими;

    б) формирование активной социальной позиции подростков и  развитие их способности производить  значимые изменения в своей жизни  и жизни окружающих людей;

    в) повышение общего уровня психологической культуры.

    Общие цели тренинга реализуются в частных задачах:

    - овладение определенными  социально-психологическими знаниями; развитие способности адекватного  и наиболее полного познания  себя и других; диагностика и  коррекция личностных качеств,  снятие коммуникативных барьеров;

      - овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия.

    При работе над данной программой я руководствовалась также следующими принципами:

    1.Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное  межличностное общение, основанное  на доверии и взаимоуважении участников.

    2.Постоянная обратная  связь, т.е. непрерывное получение  участником информации от других  членов группы, анализирующих результаты  его действий.

    3.Самодиагностика, способствующая  самораскрытию участников, осознанию  и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем.

    4.Оптимизация развития. Констатация определенного психологического  состояния отдельных участников  и группы в целом и создание  условий для их развития.

    5.Гармонизация интеллектуальной  и эмоциональной сфер — сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний.

    6.Добровольное участие  в тренинге и его отдельных  занятиях и упражнениях, предполагающее  личную заинтересованность подростка.

    7.Постоянный состав  группы, способствующий групповой  динамике и самораскрытию подростков.

    8.Погружение, требующее  организации работы крупными  временными блоками.

    9.Изолированность, обеспечивающая  конфиденциальность занятий.

    10.Свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микро-группах.

    Занятие 1

    Я ставила перед собой следующие  цели первого занятия: создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников группы, ознакомление их с принципами работы группы и выработки групповых ритуалов, запуск процессов самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.

    Никто не может гарантировать, что  все участники тренинга в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений. Нужно  помогать друг другу, надо учиться делать это. Некоторым будет трудно сосредоточиться, следовать инструкциям и наставлениям, порой будет сложно сосредоточиться на конкретных ситуациях, а то и просто могут возникать ощущения скуки и даже раздражения. Все это уместно, естественно, но нужно не концентрировать на этом внимание участников тренинга, а стараться помочь им благожелательным советом и участием.

    Я принимала участие в подготовке помещения, в котором проходил тренинг. Я разъясняла инструкции по проведению методик.

    Ход занятия:

    Я проводила знакомство. Участники СПТ садятся в круг. Я раздаю бумагу и карандаши. Каждый участник пишет

    на листе бумаги свои Ф. И. О., а  затем 10 раз отвечает на вопрос «Кто я?». Иногда участник выбирает себе новое  имя и, объявляя его, объясняет, почему он выбрал именно это имя.

    Я знакомила с правилами работы в группе. После того как состоялось знакомство группы и принципы работы СПТ доведены до сведения всех участников, создается ритуал, характерных для данной группы. Например, ритуал начала занятий — сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза, молча посидеть одну минуту, думая о всей группе. Или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего: он должен обязательно прикоснуться к каждому, сказав что-то очень хорошее и ласковое каждому человеку от всей души и др.

    Совместно с группой я проводила  следующие упражнения.

    Упражнение 1 «Девиз».

    Все участники СПТ по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом  они купили бы себе, если бы была такая  возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.

    Упражнение 2 «Игрушка».

    Каждый член СПТ думает о том, какой игрушкой он бы хотел стать (мог бы стать, если группа попросит его оживить эту игрушку). Затем группа пытается угадать «игрушку» каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

    Упражнение 3 «Свободный рисунок».

    Всем членам СПТ выдаются листы  бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение его собственных чувств, переживаний. После того как задание выполнено, организуется я организую импровизированную выставку рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

    Упражнение 4 «Угадай, кто это».

    Каждый из участников составляет подробную  психологическую самохарактеристику, не указывая на такие признаки, по которым  сразу же можно узнать человека. Например, «Меня беспокоит мой  маленький рост». Если вы в группе самый низкий по росту, так писать, разумеется, нельзя. В этой самохарактеристике должно быть не менее 10-12 предложений, признаков человека. Затем все написанное сдается руководителю (или кому-нибудь другому из группы), он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти самохарактеристики. Группа пытается узнать, чья это самохарактеристика, чей психологический портрет.

    Упражнение 5 «Список качеств, важных для межличностного общения».

    На первом этапе этого задания  я проводла дискуссию с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств, важных для межличностного общения.

    На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые, по мнению группы, наиболее важны для межличностного общения. В этот индивидуальный список можно включать и дополнительные качества, важные, по мнению участника, но по каким-либо причинам не поддержанные группой. Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от 0 до 6 баллов. У каждой группы СПТ может быть своя шкала. После того как все оценили себя, этот оценочный лист дается руководителю — он будет нужен для следующего занятия.

    Упражнение 6 «Телефон доверия».

    Я проводила упражнение совместно  с участниками группы.

    «Представьте себе, что вы набираете  номер телефона доверия. О чем  вы хотели бы спросить дежурного специалиста? Задайте по очереди свой вопрос».

    Ответом может быть коллективное обсуждение или чье-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста телефона доверия, отвечающего на звонки клиентов.

    Каждое занятие заканчивается небольшой анкетой, чтобы проследить за развитием группо-динамических процессов(см. Приложение А).

    В конце занятия группа получает домашнее задание: «Вспомните как можно  больше ласковых имен, прозвищ, которыми вы в момент наибольшей духовной близости называете своих близких, родных, детей, родителей, друзей и т. д. Запишите их».

    На первом же занятии группа вырабатывает ритуал прощания.

    Занятие 2.

    В ходе занятия я ставила перед  собой следующие цели: закрепление игрового стиля общения, дальнейшее самораскрытие, открытие в себе сильных сторон, качеств, навыков, дающих чувства внутренней уверенности и удовлетворения.

    Содержание занятия. Я начинаю работу с выработанной в группе ритуалов общения и встречи. Все встают рядом в круг, поближе друг к другу. Я обращаюсь к группе со следующими словами: «Закройте глаза. Пусть каждый возьмет правой рукой руку соседа, подержит ее в своей руке. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что он слышит, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают. Продолжительность 1 минута.

    Информация о работе Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга