Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:22, реферат
В ходе научно-исследовательской практики я ставлю перед собой поставленные задачи:
-изучение определения коммуникативных навыков;
-диагностика уровня развития коммуникативных навыков у детей подросткового возраста;
-проанализировать влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных навыков детей подросткового возраста.
Введение..............................................................................................................................3
1.Теоретичаские аспекты развития коммуникативных навыков у подростков ..........6
2.Экспериментальное проведение социально-психологического тренинга …..........14
Заключение........................................................................................................................24
А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседа справа и слева, на ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая холоднее. Постарайтесь отдать свое тепло ладоням того соседа, у которого холодные руки. Продолжительность 2 минуты. Теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух входит в ваши легкие и выходит. Представьте, что с каждым выдохом из вас уходят все заботы, тревоги и неприятности. Продолжительность 1-2 минуты. Попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза.
Я проводила рефлексию прошлого занятия. Группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что особенно понравилось? Что не принято? Что хотелось бы сегодня сделать по-другому?
Какие есть претензии к группе, к кому-либо, руководителю? Не надо никого заставлять, высказываются только все желающие.
Затем проводятся упражнения (см. Приложение Б).
Я проводила анкетирование, как и в предыдущем занятии.
Я выдаю домашнее задание: «В продолжение первого домашнего задания вспомните и запишите, какими ласковыми именами, прозвищами, кличками вас называют ваши близкие, родные, родители, дети, друзья и другие».
Занятие заканчивается ритуалом прощания.
Занятие 3
Целями этого занятия я считаю: освоение невербальных средств общения, разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытие, преодоление психологических барьеров, дальнейшее освоение диалогового общения.
Содержание занятия. Перед началом занятия я провожу ритуал индивидуального приветствия, а затем уже в кругу — ритуал приветствия группы.
Рефлексия прошлого занятия. В принципе схема та же, но можно добавить еще одну позицию: «Если бы я был руководителем группы, я бы...»
Следовать жесткой схеме при проведении рефлексии не надо, пусть высказываются все желающие по тем вопросам, которые есть у них, главное, чтобы не было равнодушных к процессам, происходящим в группе.
Далее я провожу упражнения (см. Приложение В).
Я завешаю задание уже ставшее традиционным анкетированием и выдачей
домашнего задания: «Опишите свои добрые проявления к кому- либо из близких, родных вам людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?»
Тренинг завершает ритуал прощания с группой.
Занятие 4
Я ставила перед собой следующие цели: закрепление навыков самораскрытия, игрового стиля общения, дальнейшее освоение средств невербального общения, изучение различных стилей общения, переход к анализу негативных сторон личности, ретроспективное самонаблюдение, усиление психологического проникновения в мир значимого другого, а также рефлексии после выполнения каждого задания.
Примерное содержание занятия. Работа группы я начинаю традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого занятия и психологической разминки «Здравствуй, я рад тебя видеть...». Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая эту фразу; нужно сказать что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души.
Далее я провожу проверку домашнего задания. Все участники рассказывают об одном из своих добрых проявлений по отношению к кому-либо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно акцентируют внимание на своих ощущениях от этого доброго дела.
После разминки я провожу сами упражнения (см. Приложение Г).
Традиционное анкетирование и домашнее задание: «Опишите свое доброе проявление по отношению к человеку, который вам крайне несимпатичен. Сделайте что-то хорошее, доброе для этого человека».
Затем осуществляется ритуал прощания.
Занятие 5
Целями этого занятия я считаю: дальнейшее развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними, активное самораскрытие, определение слабых сторон участников группы, отработка невербальных средств общения, овладение навыками высказывания и принятия обратной связи, общение на пределе откровенности, активное сопереживание и выражение симпатий.
Примерное содержание занятия. Традиционные ритуалы встречи, начала занятий, рефлексия прошлого занятия, психологическая разминка.
Я провожу упражнения с участниками тренинга (см. Приложение Д).
В заключение я провожу анкетирование и выдаю домашнее задание: «Вспомните свои отношения с самым неприятным для вас человеком, с которым вы уже, может быть, порвали все связи, давно расстались и др. А теперь, используя ретроспективный анализ межличностных отношений, попробуйте найти в его характере, поведении, его психологических проявлениях не менее 5-6 положительных качеств. И запишите их».
Я заканчиваю занятие ритуалом прощания.
Занятие 6
Целью этого занятия я ставлю: на этом занятии продолжается закрепление тех навыков и умений, которые уже проявились у членов группы во время предыдущих встреч.
Примерное содержание занятия. Ритуалы и рефлексия прошлого занятия.
Я проводила упражнения (см. Приложение Ж).
В конце занятия я провожу анкетирование.
Я раздаю домашнее задание: всем членам группы нужно описать проблему, которая представляется для каждого наиболее серьезной в сфере межличностного общения.
Затем осуществляется ритуал прощания.
Занятие 7
Это заключительное занятие я отношу к самым важным. Нужно быть особенно внимательным по отношению к участникам. Обязательно следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на оказание психологической поддержки тем, кому она необходима.
Примерное содержание занятия. Ритуалы встречи, начала занятий, рефлексия прошлого занятия.
Далее я провожу упражнения с членами группы (см. Приложение И).
В заключение я провожу последнее анкетирование и обращаюсь к группе: «У нас последняя возможность выяснить то, что особенно мучает и тревожит каждого. Это действительно последний круг в таком составе... Если вы хотите что-то сказать, говорите, группа вас слушает. Каждый может обратиться к любому в группе, руководителю, группе в целом. Успехов вам и счастья среди людей!»
В ходе научно-исследовательской практики я собрала, систематизировала и обобщила необходимый материал по разработке и написанию выпускной квалификационной работы.
Я изучила особенности и
Я проводила диагностику
Я анализировала состояние
Я в процессе научно-исследовательской практики изучила воздействие социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных навыков на примере группы школьников подросткового возраста 14-15-ти лет.
Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Эти занятия способствуют более активной и полноценной жизни в социуме. После проведенного социально-психологического тренинга его участники активно пробуют различные стили общения, усваивают новые, не свойственные им ранее коммуникативные умения и навыки.
По результатам научно-
1. индивидуальный подход к каждому из членов социально-психологического тренинга;
2. разработка и составление специальных методик разработанных с учетом особенностей их возраста и основных новообразований;
3. увеличить количество проведения социально-психологических тренингов в образовательных учреждениях;
4. в образовательной деятельности и в процессе воспитательных мероприятий (классные часы, часы общения, внутри урочные мероприятия) проводить работу с учетом возрастных особенностей и характерных черт темперамента.
1 |
Бакулина, Ю.С.Педагогические приложения современной психологии [Текст] / Ю.С.Бакулина // Педагогика. - 2007г. - №8. - С.60-64. |
2 |
Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. - Спб.: Питер, 2007г.- 450с.- ISBN — 5-42365-74-65. |
3 |
Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2007г. -420с. - ISBN - 2-4135-65-7 |
4 |
Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 200г. - 400с. - ISBN — 1-3564-452-5 |
5 |
Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Наука,.2006г. -620с. - ISBN - 5-3256-748-1 |
6 |
Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. - М.: Наука, 2007г. - 440с. - ISBN - 6-6128-456 |
7 |
Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005г. - №6. - С.78-84. |
8 |
Горянина, В.А. Психология общения [Текст] / учебное пособие / В.А. Горянина - 2-е издание. - М.: Академия, 2004. - 416 с. - ISBN 5-7695-1995-9. |
9 |
Ежова, Н.Н. Научись общаться!: |
10 |
Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. [Текст] /.Р.В. Овчарова — М.:ТЦ «Сфера», 2007г. - 448с. ISBN 5-89144-099-7 |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Ж |
|
И |
|
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга