Развитие критического мышления на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:31, реферат

Описание

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. Но может ли школа научить творческому мышлению? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет развить у школьников критическое мышление — это школе по силам.

Содержание

Введениеё 3
Глава I. Основные моменты технологии КМ. 4
1.1 Понятие «критическое мышление» и его характеристики. 4
1.2 Основные элементы обучения сообща. 7
Глава 2. Опорные стадии и основные приемы ТРКМ. 8
2.1 Стадии урока. 8
2.1.1 Стадия вызова. 8
2.1.2 Стадия осмысления содержания. 10
2.1.3 Стадия рефлексии. 11
2.2.Приемы и стратегии 13
2.2.1 Кластеры 13
2.2.2 Концептуальное колесо 14
2.2.3Инсерт (INSERT) 14
2.2.4 «ИДЕАЛ» 15
2.2.5 Синквейн 16
2.2.6 «Тонкие» и «толстые» вопросы 17
Вывод: 18
Список используемой литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

реферат критическое мышление.docx

— 66.40 Кб (Скачать документ)

Башкирский Государственный  Университет

Факультет Романо-Германской Филологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Развитие критического мышления на уроках английского языка»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент IV курса, 402 группы

Болоненков П.П

Преподаватель:

Рассоха М.Г.

 

 

Уфа - 2011

Оглавление

Введениеё 3

Глава I. Основные моменты технологии КМ. 4

1.1 Понятие «критическое мышление» и его характеристики. 4

1.2 Основные элементы обучения сообща. 7

Глава 2. Опорные стадии и основные приемы ТРКМ. 8

2.1 Стадии урока. 8

2.1.1 Стадия вызова. 8

2.1.2 Стадия осмысления содержания. 10

2.1.3 Стадия рефлексии. 11

2.2.Приемы и стратегии 13

2.2.1 Кластеры 13

2.2.2 Концептуальное колесо 14

2.2.3Инсерт (INSERT) 14

2.2.4 «ИДЕАЛ» 15

2.2.5 Синквейн 16

2.2.6 «Тонкие» и «толстые» вопросы 17

Вывод: 18

Список используемой литературы: 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждому учителю хочется, чтобы  на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. Но может ли школа научить творческому мышлению? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет развить у школьников критическое мышление — это школе по силам.

Развитие рационального, критического мышления — одна из общепризнанных в зару бежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.


Разработали данную систему  и руководят её внедрением американские педагоги Дженни Стил и Курд Мередикт, в другой транскрипции Мередис (Университет штата Северная Айова), Чарльз Темпл (колледж Уильяма и Мэри) и Скотт Уолтер (Международная ассоциация чтения).

Что такое критическое  мышление в понимании авторов  проекта? Одно из кратких определений, предложенных ими, таково: критическое  мышление – это процесс рассмотрения идей с многочисленных точек зрения, включая их значения, и сравнения  их с другими идеями.

Но эта категория, по мнению авторов, имеет и социально-философский  аспект: формирование мышления такого типа должно способствовать становлению  поколений демократического общества – молодых людей, которые должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать наличные обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. В США в 80-х гг. развитие критического мышления специально выделено в перечнях декларируемых образовательных целей в большинстве штатов и школьных систем страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные моменты технологии КМ.

 

    1. Понятие «критическое мышление» и его характеристики.

 

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский,  в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных  исследованиях можно найти определение  термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.

Д. Халперн определяет  критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное  мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

При всем разнообразии определений  критического мышления можно увидеть  в них близкий смысл, который  отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Многих учителей-практиков  в системе, предлагаемой американскими  педагогами, привлекли такие её моменты, как четко структурированная  схема трех опорных фаз (стадий, ступеней) урока; детально разработанная технология каждой из этих фаз, включающая определенные сочетания методических приемов (стратегий); максимальное раскрепощение инициативы учащихся (в процессе работы в парах  и в группах, в том числе  путём так называемого мозгового штурма или мозговой атаки); методика активной самостоятельной работы над текстом, с карандашом в руках, предполагающая осмысленную его разметку  на полях с помощью нескольких условных значков. Базовая модель обучения предполагает прохождение учащимися трех стадий, которые называют Вызов, Осмысление и Размышление (или Рефлексия). Данная модель имеет в своей основе метод ИНСЕРТ (INSERT – аббревиатура, которая в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления).

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, то есть еще до знакомства с текстом ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель. На данном этапе используется мозговой штурм. Целевая установка: вспомнить и в течение трех-четырех минут написать всё, что когда-либо слышал или читал о предмете разговора, о явлении, о теме, которые рассматриваются на уроке. Отличие в содержании этого этапа заключается в объёме актуализируемых знаний: учащиеся могут сказать всё, что они знают. Это:

  • расширяет их возможности;
  • снимает барьеры в общении с учителем и одноклассниками;
  • дает право на ошибку;
  • обеспечивают возможность вклада в общее дело.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Оно помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы. Обсуждаются записи, внесенные в таблицу (или маркировки).

Данная технология развивает  в учащихся умение слушать и слышать других, умение работать сообща, не теряя при этом собственного лица. Это радость открытий, которые ученик, независимо от возраста, может совершать каждый день. Само название программы говорит о том, что в центре предлагаемых технологий развития критического мышления учащихся стоят различные виды и формы вдумчивого, аналитического чтения и особые виды письма. Чтение как источник познания и письмо как средство выражения своих идей и чувств, как возможность осознать их самому и поделиться с другими своими открытиями. Особое место в этой методике занимают различные виды бесед и дискуссий.

Речь в действительности идет не просто об иной методике, а об иной философии образования. Учитель сознательно перестает быть «обладателем вечных истин» и центральной фигурой в классе. Он способен учиться у своих учеников, его точка зрения – не единственно верная, а лишь одна из возможных, сосуществующая на равных правах со всеми другими.

Во главу угла поставлена личность познающего, доходящего самостоятельно до сути вещей ученика, который имеет  собственную точку зрения и умеет  аргументировано ее отстаивать; который умеет работать в сотрудничестве с другими, но не боится взять ответственность за воплощение идей на себя; который знает, чему он хочет научиться и как это сделать. На уроках критического мышления каждый может быть мыслителем и творцом, опираясь на уже пережитый жизненный и познавательный личный опыт. Ученики готовятся в школе к реальной жизни, где знания нужны не ради знаний самих по себе, а ради того, чтобы быть успешным в своей деятельности и найти свое место в обществе.

Но для того чтобы это  произошло, необходимо создание в классе особой атмосферы доверия и взаимной поддержки. Ученик получает право на предварительное обсуждение своих идей с товарищами по классу. Высмеивание, неумение выслушать, нежелание понять, нетерпимость к любому мнению, кроме своего, навсегда должны покинуть класс. Совместное приближение к истине, сродни сократовским диалогам, - предлагаемый путь к познанию.

Нетрадиционная форма  организации деятельности у учеников вызывает желание обмениваться информацией, мыслями, чувствами, развивает умение слаженно работать, помогать друг другу, прислушиваться к мнению каждого.

Методические приемы и  стратегии по развитию критического мышления воспитывают человека, умеющего анализировать, творить, самостоятельно принимать решения, строить новые  знания на основе уже имеющихся, помогают ученику выявить свой потенциал  и реализовывать себя в окружающей действительности.

Коротко принципы программы можно  сформулировать следующим образом.

Для учеников:

  • мыслить критически, то есть быть любознательным, используя методы исследования, формулируя вопросы, ведя систематический поиск ответов на них; уметь занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и уметь обосновать ее; выслушивать собеседника; тщательно обдумывать аргументы и анализировать их логику.
  • брать на себя ответственность за собственное обучение, то есть не просто пассивно поглощать информацию, предложенную учителем, а использовать методы исследования, способствующие самостоятельному познанию.
  • работать сообща. Используя приобретенные навыки, учащиеся находят источник несогласия, участвуют в общем решении проблем, осознавая свою ответственность перед членами группы.
  • овладевать знаниями в течение всей жизни, изучать методы исследования и изучения, чтобы использовать их в жизни и после окончания школы.

Для учителей:

1) устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообщение.

2) строить преподавание на основе методики, развивающей критическое мышление учащихся и их самостоятельность.

3) стать размышляющими    практиками,    что    означает    -    продолжать совершенствоваться профессионально.

1.2 Основные элементы обучения сообща.

 

1)  Непосредственное поддерживающее взаимодействие

Учащиеся продвигают друг друга в учебе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя  любые усилия друзей в этом направлении. Учащиеся объясняют, обсуждают, передают друг другу имеющиеся у них  знания. Учителя организуют работу учебных групп таким образом, чтобы учащиеся сидели тесно, «колено  к колену» и проговаривали  каждый аспект задания.

 

2) Индивидуальная отчетность

Деятельность учащихся оценивается  часто, причем оценки получают и отдельные  учащиеся, и вся группа в целом. Учителя могут организовать индивидуальные отчеты, тестируя, допустим, каждого  второго ученика или предлагая одному, случайно выбранному члену группы, ответить за всех. Это необходимо проводить в положительном контексте. Организация индивидуальных отчетов необходима для демонстрации прогресса, а не для выявления тех, чей вклад в работу был меньше, чем он должен был быть.

 

3) Навыки для межличностного общения и общения в малых группах.

Группы не могут эффективно функционировать, если учащиеся не имеют  и не пользуются определенными социальными  навыками, необходимыми для совместной работы. Учителя должны обучать их этим навыкам так же целенаправленно, как навыкам собственно академическим. Навыки совместного обучения включают в себя лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение  и улаживание конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опорные стадии и основные приемы ТРКМ.

2.1 Стадии урока.

2.1.1 Стадия вызова.

Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что преподаватель  строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут  приняты учащимися как собственные. Многие ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего. Обычно это информация по теме, о которой мы уже что-то знаем.

Если предоставить возможность  учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Важным является и активизация учеников. Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы. Например, предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме (What ways of … do you know? What kinds of … do you know?), записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или группе, составив всей командой список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем.

Информация о работе Развитие критического мышления на уроках английского языка