Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:31, реферат
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. Но может ли школа научить творческому мышлению? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет развить у школьников критическое мышление — это школе по силам.
Введениеё 3
Глава I. Основные моменты технологии КМ. 4
1.1 Понятие «критическое мышление» и его характеристики. 4
1.2 Основные элементы обучения сообща. 7
Глава 2. Опорные стадии и основные приемы ТРКМ. 8
2.1 Стадии урока. 8
2.1.1 Стадия вызова. 8
2.1.2 Стадия осмысления содержания. 10
2.1.3 Стадия рефлексии. 11
2.2.Приемы и стратегии 13
2.2.1 Кластеры 13
2.2.2 Концептуальное колесо 14
2.2.3Инсерт (INSERT) 14
2.2.4 «ИДЕАЛ» 15
2.2.5 Синквейн 16
2.2.6 «Тонкие» и «толстые» вопросы 17
Вывод: 18
Список используемой литературы: 19
Башкирский Государственный Университет
Факультет Романо-Германской Филологии
Реферат на тему:
«Развитие критического мышления на уроках английского языка»
Выполнил:
Студент IV курса, 402 группы
Болоненков П.П
Преподаватель:
Рассоха М.Г.
Уфа - 2011
Оглавление
Введениеё 3
Глава I. Основные моменты технологии КМ. 4
1.1 Понятие «критическое мышление» и его характеристики. 4
1.2 Основные элементы обучения сообща. 7
Глава 2. Опорные стадии и основные приемы ТРКМ. 8
2.1 Стадии урока. 8
2.1.1 Стадия вызова. 8
2.1.2 Стадия осмысления содержания. 10
2.1.3 Стадия рефлексии. 11
2.2.Приемы и стратегии 13
2.2.1 Кластеры 13
2.2.2 Концептуальное колесо 14
2.2.3Инсерт (INSERT) 14
2.2.4 «ИДЕАЛ» 15
2.2.5 Синквейн 16
2.2.6 «Тонкие» и «толстые» вопросы 17
Вывод: 18
Список используемой литературы: 19
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. Но может ли школа научить творческому мышлению? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет развить у школьников критическое мышление — это школе по силам.
Развитие рационального, критического мышления — одна из общепризнанных в зару бежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.
Разработали данную систему и руководят её внедрением американские педагоги Дженни Стил и Курд Мередикт, в другой транскрипции Мередис (Университет штата Северная Айова), Чарльз Темпл (колледж Уильяма и Мэри) и Скотт Уолтер (Международная ассоциация чтения).
Что такое критическое мышление в понимании авторов проекта? Одно из кратких определений, предложенных ими, таково: критическое мышление – это процесс рассмотрения идей с многочисленных точек зрения, включая их значения, и сравнения их с другими идеями.
Но эта категория, по мнению авторов, имеет и социально-философский аспект: формирование мышления такого типа должно способствовать становлению поколений демократического общества – молодых людей, которые должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать наличные обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. В США в 80-х гг. развитие критического мышления специально выделено в перечнях декларируемых образовательных целей в большинстве штатов и школьных систем страны.
По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.
Сегодня в различных научных
исследованиях можно найти
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Многих учителей-практиков в системе, предлагаемой американскими педагогами, привлекли такие её моменты, как четко структурированная схема трех опорных фаз (стадий, ступеней) урока; детально разработанная технология каждой из этих фаз, включающая определенные сочетания методических приемов (стратегий); максимальное раскрепощение инициативы учащихся (в процессе работы в парах и в группах, в том числе путём так называемого мозгового штурма или мозговой атаки); методика активной самостоятельной работы над текстом, с карандашом в руках, предполагающая осмысленную его разметку на полях с помощью нескольких условных значков. Базовая модель обучения предполагает прохождение учащимися трех стадий, которые называют Вызов, Осмысление и Размышление (или Рефлексия). Данная модель имеет в своей основе метод ИНСЕРТ (INSERT – аббревиатура, которая в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления).
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, то есть еще до знакомства с текстом ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель. На данном этапе используется мозговой штурм. Целевая установка: вспомнить и в течение трех-четырех минут написать всё, что когда-либо слышал или читал о предмете разговора, о явлении, о теме, которые рассматриваются на уроке. Отличие в содержании этого этапа заключается в объёме актуализируемых знаний: учащиеся могут сказать всё, что они знают. Это:
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Оно помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы. Обсуждаются записи, внесенные в таблицу (или маркировки).
Данная технология развивает в учащихся умение слушать и слышать других, умение работать сообща, не теряя при этом собственного лица. Это радость открытий, которые ученик, независимо от возраста, может совершать каждый день. Само название программы говорит о том, что в центре предлагаемых технологий развития критического мышления учащихся стоят различные виды и формы вдумчивого, аналитического чтения и особые виды письма. Чтение как источник познания и письмо как средство выражения своих идей и чувств, как возможность осознать их самому и поделиться с другими своими открытиями. Особое место в этой методике занимают различные виды бесед и дискуссий.
Речь в действительности идет не просто об иной методике, а об иной философии образования. Учитель сознательно перестает быть «обладателем вечных истин» и центральной фигурой в классе. Он способен учиться у своих учеников, его точка зрения – не единственно верная, а лишь одна из возможных, сосуществующая на равных правах со всеми другими.
Во главу угла поставлена личность познающего, доходящего самостоятельно до сути вещей ученика, который имеет собственную точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать; который умеет работать в сотрудничестве с другими, но не боится взять ответственность за воплощение идей на себя; который знает, чему он хочет научиться и как это сделать. На уроках критического мышления каждый может быть мыслителем и творцом, опираясь на уже пережитый жизненный и познавательный личный опыт. Ученики готовятся в школе к реальной жизни, где знания нужны не ради знаний самих по себе, а ради того, чтобы быть успешным в своей деятельности и найти свое место в обществе.
Но для того чтобы это произошло, необходимо создание в классе особой атмосферы доверия и взаимной поддержки. Ученик получает право на предварительное обсуждение своих идей с товарищами по классу. Высмеивание, неумение выслушать, нежелание понять, нетерпимость к любому мнению, кроме своего, навсегда должны покинуть класс. Совместное приближение к истине, сродни сократовским диалогам, - предлагаемый путь к познанию.
Нетрадиционная форма организации деятельности у учеников вызывает желание обмениваться информацией, мыслями, чувствами, развивает умение слаженно работать, помогать друг другу, прислушиваться к мнению каждого.
Методические приемы и стратегии по развитию критического мышления воспитывают человека, умеющего анализировать, творить, самостоятельно принимать решения, строить новые знания на основе уже имеющихся, помогают ученику выявить свой потенциал и реализовывать себя в окружающей действительности.
Коротко принципы программы можно сформулировать следующим образом.
Для учеников:
Для учителей:
1) устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообщение.
2) строить преподавание на основе методики, развивающей критическое мышление учащихся и их самостоятельность.
3) стать размышляющими практиками, что означает - продолжать совершенствоваться профессионально.
1) Непосредственное поддерживающее взаимодействие
Учащиеся продвигают друг друга в учебе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия друзей в этом направлении. Учащиеся объясняют, обсуждают, передают друг другу имеющиеся у них знания. Учителя организуют работу учебных групп таким образом, чтобы учащиеся сидели тесно, «колено к колену» и проговаривали каждый аспект задания.
2) Индивидуальная отчетность
Деятельность учащихся оценивается часто, причем оценки получают и отдельные учащиеся, и вся группа в целом. Учителя могут организовать индивидуальные отчеты, тестируя, допустим, каждого второго ученика или предлагая одному, случайно выбранному члену группы, ответить за всех. Это необходимо проводить в положительном контексте. Организация индивидуальных отчетов необходима для демонстрации прогресса, а не для выявления тех, чей вклад в работу был меньше, чем он должен был быть.
3) Навыки для межличностного общения и общения в малых группах.
Группы не могут эффективно функционировать, если учащиеся не имеют и не пользуются определенными социальными навыками, необходимыми для совместной работы. Учителя должны обучать их этим навыкам так же целенаправленно, как навыкам собственно академическим. Навыки совместного обучения включают в себя лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение и улаживание конфликтов.
Часто отсутствие результативности обучения
связано с тем, что преподаватель
строит обучение исходя из целей, поставленных
им самим, подразумевая, что они будут
приняты учащимися как
Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Важным является и активизация учеников. Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы. Например, предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме (What ways of … do you know? What kinds of … do you know?), записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или группе, составив всей командой список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем.
Информация о работе Развитие критического мышления на уроках английского языка