Развитие критического мышления на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:31, реферат

Описание

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. Но может ли школа научить творческому мышлению? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет развить у школьников критическое мышление — это школе по силам.

Содержание

Введениеё 3
Глава I. Основные моменты технологии КМ. 4
1.1 Понятие «критическое мышление» и его характеристики. 4
1.2 Основные элементы обучения сообща. 7
Глава 2. Опорные стадии и основные приемы ТРКМ. 8
2.1 Стадии урока. 8
2.1.1 Стадия вызова. 8
2.1.2 Стадия осмысления содержания. 10
2.1.3 Стадия рефлексии. 11
2.2.Приемы и стратегии 13
2.2.1 Кластеры 13
2.2.2 Концептуальное колесо 14
2.2.3Инсерт (INSERT) 14
2.2.4 «ИДЕАЛ» 15
2.2.5 Синквейн 16
2.2.6 «Тонкие» и «толстые» вопросы 17
Вывод: 18
Список используемой литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

реферат критическое мышление.docx

— 66.40 Кб (Скачать документ)

Перед проведением данного  приема необходимо вспомнить, что мы знаем об этой проблеме, теме. Можно  записать уже имеющиеся знания на доске, используя прием «кластер». Чем больше соберете сведений, тем  богаче будет ваш резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет  интерес к изучаемой теме. Вам  не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно  изучить. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по теме в целом. На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить  противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях.

«v»

«+»

«-»

«?»

You should put a tick if you knew this fact before.

(то, что вы читаете,  соответствует тому, что вы знаете  или думали, что знаете)

New information

(то, что вы читаете является для вас новым)

Thought differently

(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)

Don’t understand, have questions

(то, что вы читаете,  непонятно, или вы хотели бы  получить более подробные сведения  по данному вопросу )


2.2.4 «ИДЕАЛ»

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и  чужие) и выбрать оптимальный  вариант.

Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится  с собственным жизненным опытом ученика. Так что же – решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны  с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых  игр.

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».

I    Identify a problem   

D   Debate a problem    

E  Essential solutions     

A   Activity                    

L   Logical conclusions  

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов    решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Лист для решения проблем

1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?

 

2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

 

3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?

 

4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?

 

5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?

 

 

После того как учащиеся прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Работать можно и  в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. После окончания работы учитель  просит высказаться каждую пару. При  этом он заполняет сводную таблицу  на доске. Далее детям необходимо выбрать три способа из всего  разнообразия возможных решений  проблемы. В заключительной части  учащиеся сравнивают выбранные ими  способы решения с тем, который  предложил сам автор текста. Учитель  читает текст до конца.

2.2.5 Синквейн

«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и  представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует  от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний». Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке  приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

 

Например:

School

Beautiful and

Write, read and learn

We get good marks

Knowledge

Школа

Красивая и уютная

Писать, читать и учиться

Мы получаем хорошие  отметки

2.2.6 «Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых»  вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы  к теме в форме «тонких» и «толстых»  вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или  в группах) попробовать на них  ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую  колонку записываются вопросы, требующие  простого односложного ответа.  В  правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они  сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После  того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать  или прослушать текст, найти подтверждения  своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием  служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии  – для демонстрации понимания  пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести  их в таблицу, поработать с вопросами  в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

 

Форма таблицы  «тонких»  и «толстых» вопросов

“Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.


 

Вывод:

Современная жизнь устанавливает  свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а  способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство,  а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

Использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно  увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми  участниками группы, решить разнообразные  воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной  учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у  него появляются возможности для  совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции  учащихся, целостного развития их личности.

Я считаю, что если относиться к освоению системы, предлагаемой американскими  педагогами, как к творческому  поиску и вносить в неё коррективы, сообразно индивидуальному стилю  работы учителя и лучшим традициям  нашей педагогики, то такую инициативу можно только приветствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы// Литература.- 2005.- № 3.- С. 27.
  2. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч.- 1999.- № 3.- С. 15.
  3. Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Киев, 1974.
  4. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2002.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Наука, 1986.
  6. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- С. 55.
  7. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2. - С. 31.
  8. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- С. 38.
  9. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- С. 27.
  10. Paul R.W. Critical thinking and the critical person // Thinking: Report on research. Hillsdale (N.Y), 1987, с.12

 


Информация о работе Развитие критического мышления на уроках английского языка