Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Основная цель исследования: выявить уровень познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задача экспериментального исследования: Выявить как влияет стиль педагогического общения на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты влияния стиля педагогического общения на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Познавательная активность. Понятия, проявления, развитие у детей……4
1.2.Педагогическое общение. Понятие, функции, стили……………………..18
1.3.Проблемы влияния стиля педагогического общения на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста………..32
Глава 2. Практические аспекты влияния стиля педагогического общения на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
2.1.Методика диагностики стиля педагогического общения………………..37
2.2.Результаты констатирующего эксперимента………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………54
Приложение
Ведущий предлагает участникам тренинга следующие упражнения: глубоко вздохнуть, при выдохе резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Перейдя границу, вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: вместо дидактической позиции вы в разговоре с ребенком становитесь его собеседником.
Таким образом, в группах, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль взаимоотношения между дошкольниками складываются более гармонично (это проявляется, в частности, в меньшем количестве отверженных в коллективе). На основании проведенного нами исследования было выявлено, что наиболее благоприятным коллективом, с точки зрения характера взаимодействия между его членами, можно считать группу, где воспитателем является Н.А.: здесь двое детей выбираются остальными членами коллектива как лидеры, отвергаемых детей нет вообще.
Кроме
того, было доказано, что для успешной
педагогической деятельности учитель
должен уметь занимать коммуникативные
позиции в зависимости от того,
с кем и когда он вступает в
коммуникативный контакт. С целью
научения воспитателей тому, как можно
пробовать занимать коммуникативные позиции
в зависимости от того, с кем проходит
общение, предлагается для использования
ряд упражнений, составляющих тренинг.
2.2Организация и результаты констатирующего эксперимента
В данной работе нашли решение задачи, выдвинутые в связи с проблемой и гипотезой исследования, и получены следующие основные результаты и выводы:
1. Обучение
является наиболее значимым
2. Познавательная
активность – это относительно
самостоятельная, динамическая
3. Познавательные
способности представляют
4. Программа
«Радуга» является наиболее
5. В
результате эксперимента
Заключение
Одна из сложных проблем современной школы - проблема педагогического общения.
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение
в педагогической деятельности выступает
как средство решения учебных
задач, как социально-психологическое
обеспечение воспитательного
На основании исследованной литературы, а также проведенных диагностик можно сделать следующие выводы:
· Хотя существует несколько видов стилей педагогического общения, однако наиболее целесообразным с точки зрения исследователей, является стиль деятельности, основанный на индивидуальном своеобразии педагога и ориентированный на личностное развитие ученика, что является подлинным вовлечением педагога в профессиональную деятельность. Стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению, именно поэтому важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, недоминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны взрослого ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии, начиная уже с дошкольного возраста.
· Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни позиции смещаются, а “правила” общения нарушаются. Для научения воспитателей тому как можно пробовать занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем проходит общение, предлагается для использования ряд упражнений, составляющих тренинг.
· Исследование
стилей педагогического взаимодействия
было проведено на базе детского сада
№27, г.Копейск. В данном исследовании приняли
участие 4 воспитателя, работающие в указанном
детском дошкольном учреждении, а также
их 40 воспитанников. В ходе исследования
пришли к следующим результатам: наиболее
благоприятным коллективом, с точки зрения
характера взаимодействия между его членами,
можно считать группу, где воспитателем
является Н.А..: здесь двое детей выбираются
остальными членами коллектива как лидеры,
отвергаемых детей нет. Также достаточно
ровная и благоприятная атмосфера складывается
в группе Т.М.. Наименее благоприятная
атмосфера в коллективе, где воспитателем
является Г.А.. Учитывая, что ранее нами
было выявлено, что демократический стиль
взаимодействия доминирует у Т.М.и Н.А.
У воспитаеля Г.А. выявлено доминирование
авторитарного стиля взаимодействия,
то гипотеза, представленная в начале
исследования подтвердилась полностью.
То есть, в группах, где ведущим стилем
взаимодействия воспитателя является
демократический стиль взаимоотношения
между дошкольниками складываются более
гармонично (это проявляется, в частности,
в меньшем количестве отверженных в коллективе).
Исходя из этого делаем вывод, что педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать старшим дошкольникам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).
Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.
Педагогическое общение это специфическое общение, вызванное целями и задачами педагогического процесса. Смысл педагогического общения способствовать установлению таких отношений между учениками и учителем, которые позволяют наиболее полно реализовать воспитательный и образовательный планы.
Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
Важно также отметить, что образовательная
система, взаимодействует с системой «семья»
(родители, родители родителей) и с системой
«общественность». Все эти связи проецируются
в более или менее явной форме на учебно-воспитательный
процесс непосредственно в группе (в школе).
Это выражается в отношении воспитанников
к занятиям, учителям, школе, что, в свою
очередь, есть проекция системы их ценностей
на характер учебной деятельности.
Список литературы:
1. Ананьев Б.
Г. Психология умственного
2. Богоявленская Д.Б. «Психологические основы интеллектуальной
активности». Докт.дисс. Москва, 1988г.
3. Богоявленская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема
творчества». Изд-во РГУ, 1983г., стр.170
4. Богоявленская Д.Б. «Об одном из подходов к исследованию
интеллектуального творчества». «Вопросы психологии №4, 1986г.»
5. Богоявленская Д. Б. Проблема валидности метода креативного поля». В
кн.: «Вопросы диагностики психического развития», Таллин, 1974г.
6. Богоявленская Д. Б. «Психодогический анализ педагогического
обобщения в системе работы С.Н. Лысенковой». «Вопросы психологии №3,
1987г.», стр.78-85.
7. Богоявленская Н.А., Матвейчик З.И. «Диагностика интеллектуальной
активности у детей» - кн.: «Вопросы диагностики психического развития»,
Таллин, 1974г.
8. Богоявленская Д.Б. «Пути к творчеству», Москва, 1981г., стр.96
9. Богоявленская М.Е. «Игровая методика диагностики творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста» (Сборник научных трудов
«Игра и развитие личности дошкольника»), Москва, 1990г.
10. Божович Л.И. «Познавательные интересы и пути их изучения»
(Познавательные
интересы и условия их
во АПН РСФСР, 1965г.
11. Бурлакова И.А. «Особенности структуры умственной одаренности
старших дошкольников» канд. диссерт., Москва, 1995г., стр.127
12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования познавательной активности. – Киев: Рада, 2005. – 282с.
. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 2006. – 311 с.
13. Валлон А. «Психическое развитие ребенка», Москва, 1967 г., стр.196
14. Выготский Л.С. «Проблема возраста» т.4 стр.244-268
15. Гальперин П.Я. «Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий (Исследование мышления в Советской
психологии», Москва, 1966г., стр.233-277
16. Гальперин П.Я. «Введение в психологию», Москва, 1976г.
17. Гальперин СВ. «Познавательная активность и понимание» «Вопросы
психологии № 3,1994г.»
18. Годовикова Д. «Формирование познавательной активности»
«Дошкольное воспитание № 1, 1986г.» стр.28-32.
19. Голубева А.И. «Психологические особенности проявления
настойчивости у детей дошкольного возраста» Автореферат канд. Диссерт.,
Москва, 1955 г.
20. Дусавицкая А.К. «Воспитывая интерес», Москва, 1984 г.
21. Денисенкова Н.С, «Формирование познавательной направленности у
Информация о работе Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста