Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности.
Задачи исследования:
Изучить особенности познавательного развития дошкольников.
Рассмотреть роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Определить развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.
Введение……………………………………………………………………..2стр.
Глава 1. Познавательное развитие дошкольника
1.1 Ощущение, восприятие, память…………………………………………5стр.
1.2 Развитие мышления………………………………………………………8стр.
Глава 2. Новообразования дошкольного возраста
2.1 Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста………………………………………………………………………13стр.
2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности…………………………………………………………………17стр.
Заключение………………………………………………………………….22стр.
Список литературы………………………………………………………….24стр.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Познавательное развитие дошкольника
1.1 Ощущение, восприятие, память…………………………………………5стр.
1.2 Развитие мышления…………………………………
Глава 2. Новообразования дошкольного возраста
2.1 Роль игры
в становлении новообразований
дошкольного возраста…………………………
2.2 Развитие познавательных
процессов дошкольников в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность. Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Дошкольный возраст
— период расцвета детской познавательной
активности. К 3-4 годам ребенок «освобождается
от давления» воспринимаемой ситуации
и начинает думать о том, что не
воспринимают его органы чувств. Дошкольник
пытается как-то упорядочить и объяснить
для себя окружающий мир, установить
в нем какие-то связи и закономерности.
Примерно с пяти лет начинается расцвет
идей маленьких философов о
Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познавательное развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности заключается в осознании относительности своей позиции, в отношении к своей точки зрения как одной из возможных. Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир. Ребенок отождествляет свои представления со свойствами внешнего мира. В результате возникает интересный парадокс детской мысли: ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следовательно, и к самим вещам, чем взрослые, но в то же время он больше отдален от реальности.
Движущими силами
развития психики дошкольника являются
противоречия, которые возникают
в связи с развитием целого
ряда его потребностей. Важнейшие
из них: потребность в общении, с
помощью которой усваивается
социальный опыт; потребность во внешних
впечатлениях, в результате чего происходит
развитие познавательных способностей,
а также потребность в
Цель исследования – рассмотреть развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности.
Задачи исследования:
Изучить особенности познавательного развития дошкольников.
Рассмотреть роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Определить развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.
Объект исследования – основные характеристики развития дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие познавательных процессов младших дошкольников.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Смирнова Е.О., Игнатьева Т.А., Божович Л.И. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура
работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1.
Познавательное развитие
дошкольника
1.1
Ощущение, восприятие,
память
В младшем дошкольном
возрасте познавательное развитие продолжается
по трем основным направлениям: расширяются
и качественно изменяются способы
ориентировки ребенка в окружающем,
возникают новые средства ориентировки,
содержательно обогащаются
В возрасте от трех
до пяти лет формируются качественно
новые свойства сенсорных процессов:
ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь
в разные виды деятельности (общение,
игру, конструирование, рисование и
др.), учится более тонко различать
отдельные признаки и свойства предметов.
Совершенствуется фонематический слух,
цветоразличение, острота зрения, восприятие
формы предметов и др. Восприятие
постепенно вычленяется из предметного
действия и начинает развиваться
как самостоятельный, целенаправленный
процесс со своими специфическими задачами
и способами. От манипуляции с
предметом дети переходят к ознакомлению
с ним на основе зрительного восприятия,
при этом «рука учит глаз» (движение
руки по предмету определяет движение
глаз). Зрительное восприятие становится
в дошкольном возрасте одним из основных
процессов непосредственного
Рассматривая
новые предметы (растения, камни
и т. д.), ребенок не ограничивается
простым зрительным ознакомлением,
а переходит к осязательному,
слуховому и обонятельному
Ведущее значение
в развитии сенсорных процессов
ребенка-дошкольника
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен [6, с. 93].
В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.
В этом возрасте
ребенок начинает использовать символические
представления предметов и
Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.
Символическая
функция (качественно новое достижение
в умственном развитии ребенка младшего
дошкольного возраста) знаменует
собой зарождение внутреннего плана
мышления, который в этом возрасте
еще нуждается во внешних опорах
- игровые, изобразительные и другие
символы.
1.2
Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель [2, с. 112].
Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мышления ребенка его представления также своеобразны и качественно отличны от представлений более старших детей.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию, ребенок отделяет свойства предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь [7, с. 137].
Ориентировка
в старшем дошкольном возрасте представлена
как самостоятельная
Информация о работе Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности