Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности.

Задачи исследования:

Изучить особенности познавательного развития дошкольников.

Рассмотреть роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста

Определить развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2стр.

Глава 1. Познавательное развитие дошкольника

1.1 Ощущение, восприятие, память…………………………………………5стр.

1.2 Развитие мышления………………………………………………………8стр.

Глава 2. Новообразования дошкольного возраста

2.1 Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста………………………………………………………………………13стр.

2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности…………………………………………………………………17стр.

Заключение………………………………………………………………….22стр.

Список литературы………………………………………………………….24стр.

Работа состоит из  1 файл

Оглавлени1.docx

— 36.98 Кб (Скачать документ)

Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно  различается. Если для взрослого  главное — получить результат, то есть изобразить что-то, то для ребенка  результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает  сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много  говорят и жестикулируют, но часто  выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.

Еще одно важное отличие детских рисунков заключается  в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления  о предмете. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для него главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.

Другой формой продуктивной деятельности дошкольника  является конструирование — целенаправленный процесс создания определенного  результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков  или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует  своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических  средств. В процессе конструирования  ребенок учится соотносить размер и  форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Выделяют следующие  три вида конструктивной деятельности ребенка.

Первый и наиболее элементарный — это конструирование  по образцу. Ребенку показывают образец  будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести  заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного  и творческого напряжения, но требует  внимания, сосредоточенности, и главное  — принятия самой задачи «действовать по образцу».

Второй тип  — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить  свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты  задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и  обнести забором два домика —  для гусей и для лисы. При  выполнении этой задачи ему нужно  соблюдать по меньшей мере два  условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

Третий тип  конструктивной деятельности — конструирование  по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного  материала. Этого типа конструирования  обычно требует игра: здесь можно  сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.

Все эти типы конструирования — не этапы, последовательно  сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости  от задачи и ситуации. Но каждый из них  развивает определенные способности [3, с. 116].

Помимо игровой  и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки  учебной деятельности ребенка. И  хотя в своем развитом виде эта  деятельность складывается лишь за пределами  дошкольного возраста, отдельные  ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная  деятельность направлена не на получение  внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя — на приобретение новых знаний и способов действия. По мнению Л. С. Выготского, программа  обучения дошкольников должна удовлетворять  двум основным требованиям:

1) приближать  ребенка к школьному обучению, расширяя его кругозор и подготавливая  к предметному обучению;

2) быть программой  самого ребенка, то есть отвечать  его актуальным интересам и  потребностям [4, с. 142].

В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях. Но оно  является эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей является использование игры (в частности дидактической) как средства обучения дошкольников.

Соотношение игровой  и учебной деятельности детей  — большая самостоятельная проблема дошкольной педагогики, которой посвящено  немало исследований.

Таким образом, можно видеть, что в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода  является сюжетно-ролевая игра, в  которой зарождаются и первоначально  развиваются все другие формы  деятельности дошкольника. 
 
 

                  
 
 
 
 
 
 
 

                                      Заключение 

      В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Сюжетно-ролевая  игра является ведущей деятельностью  дошкольника, поскольку в ней  складываются главные психические  новообразования этого возраста. В традициях культурно-исторического  подхода, который наиболее успешно  разрабатывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как специфический  способ освоения социальной действительности. Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так  и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется  в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в ролевой  игре. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит  как основной момент деятельности взрослых.

Содержание ролевой  игры меняется с возрастом детей: для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают  отношения между людьми, в старшем  — выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются режиссерская, игра-драматизация, игра с правилами, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности — рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Список литературы 

Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., Питер, 2008.

Волков Б.С., Волкова  Н.В. Детская психология. От рождения до школы. – СПБ.: Питер, 2009.

Игнатьева Т.А. Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: Первое сентября, 2009.

Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший  школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010.

Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для  вузов. – М.: Владос, 2008.

Информация о работе Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности