Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности.
Задачи исследования:
Изучить особенности познавательного развития дошкольников.
Рассмотреть роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Определить развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.
Введение……………………………………………………………………..2стр.
Глава 1. Познавательное развитие дошкольника
1.1 Ощущение, восприятие, память…………………………………………5стр.
1.2 Развитие мышления………………………………………………………8стр.
Глава 2. Новообразования дошкольного возраста
2.1 Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста………………………………………………………………………13стр.
2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности…………………………………………………………………17стр.
Заключение………………………………………………………………….22стр.
Список литературы………………………………………………………….24стр.
Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное — получить результат, то есть изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.
Еще одно важное
отличие детских рисунков заключается
в том, что они отражают не только
зрительное восприятие, а весь сенсорный
(главным образом двигательно-
Другой формой
продуктивной деятельности дошкольника
является конструирование —
Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка.
Первый и наиболее
элементарный — это конструирование
по образцу. Ребенку показывают образец
будущей постройки или
Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.
Третий тип конструктивной деятельности — конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.
Все эти типы конструирования — не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности [3, с. 116].
Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя — на приобретение новых знаний и способов действия. По мнению Л. С. Выготского, программа обучения дошкольников должна удовлетворять двум основным требованиям:
1) приближать
ребенка к школьному обучению,
расширяя его кругозор и
2) быть программой
самого ребенка, то есть
В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях. Но оно является эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей является использование игры (в частности дидактической) как средства обучения дошкольников.
Соотношение игровой
и учебной деятельности детей
— большая самостоятельная
Таким образом,
можно видеть, что в дошкольном
возрасте появляются новые виды деятельности
ребенка. Однако ведущей и наиболее
специфичной для этого периода
является сюжетно-ролевая игра, в
которой зарождаются и
В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.
Сюжетно-ролевая
игра является ведущей деятельностью
дошкольника, поскольку в ней
складываются главные психические
новообразования этого
Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей: для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем — выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Помимо сюжетно-ролевой,
среди игр дошкольников выделяются
режиссерская, игра-драматизация, игра
с правилами, дидактическая игра.
В дошкольном возрасте появляются продуктивные
формы деятельности — рисование, лепка,
аппликация и конструирование. В дошкольном
возрасте возникают элементы учебной
деятельности. Но основным и ведущим видом
деятельности в этот период является сюжетно-ролевая
игра.
Список литературы
Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., Питер, 2008.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. От рождения до школы. – СПБ.: Питер, 2009.
Игнатьева Т.А. Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: Первое сентября, 2009.
Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010.
Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2008.
Информация о работе Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности