Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности.
Задачи исследования:
Изучить особенности познавательного развития дошкольников.
Рассмотреть роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Определить развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.
Введение……………………………………………………………………..2стр.
Глава 1. Познавательное развитие дошкольника
1.1 Ощущение, восприятие, память…………………………………………5стр.
1.2 Развитие мышления………………………………………………………8стр.
Глава 2. Новообразования дошкольного возраста
2.1 Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста………………………………………………………………………13стр.
2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности…………………………………………………………………17стр.
Заключение………………………………………………………………….22стр.
Список литературы………………………………………………………….24стр.
Экспериментирование
тесно связано у дошкольников
с практическим преобразованием
предметов и явлений. В процессе
таких преобразований, имеющих творческий
характер, ребенок выявляет в объекте
все новые свойства, связи и
зависимости. При этом наиболее значим
для развития творчества дошкольника
сам процесс поисковых
Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.
Экспериментирование
может осуществляться детьми и мысленно.
В результате ребенок часто получает
неожиданные новые знания, у него
формируются новые способы
Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).
Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки (так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого).
Благодаря содержательному
общению и обучению, развитию познавательной
деятельности у ребенка формируется
образ мира: первоначально ситуативные
представления
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:
• знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
• знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.) [1, с. 97].
Система знаний включает две зоны - зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.
Вопросы детей - показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.
В результате усвоения
систематизированных знаний у детей
формируются обобщенные способы
умственной работы и средства построения
собственной познавательной деятельности,
развивается диалектичность мышления,
способность к прогнозированию
будущих изменений. Все это - одна
из важнейших основ компетентности
ребенка-дошкольника, его готовности
к продуктивному взаимодействию
с новым содержанием обучения
в школе.
Глава 2.
Новообразования
дошкольного возраста
2.1
Роль игры в
становлении новообразований
дошкольного возраста
Дошкольное детство
— совершенно своеобразный период
развития человека. В этом возрасте
перестраиваются вся
Становление внутренней
психической жизни и внутренней
саморегуляции связано с целым
рядом новообразований в
То, что память
становится в центр сознания ребенка,
приводит к существенным изменениям
в психической жизни
Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью — в обоих слу аях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Но, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
Еще одним важнейшим
новообразованием этого периода
является возникновение произвольного
поведения. В дошкольном возрасте поведение
ребенка из импульсивного и
Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжет-но-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность
влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических
процессов — от элементарных до
самых сложных. Выполняя игровую
роль, ребенок подчиняет этой задаче
все свои сиюминутные, импульсивные
действия. Игра оказывает влияние
на умственное развитие дошкольника. Действуя
с предметами-заместителями, ребенок
начинает оперировать в мыслимом,
условном пространстве. Предмет-заместитель
становится опорой для мышления. Постепенно
игровые действия сокращаются и
ребенок начинает действовать во
внутреннем, умственном плане. Таким
образом, игра способствует тому, что
ребенок переходит к мышлению
в плане образов и
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются
другие виды деятельности ребенка, которые
потом приобретают
Имеющиеся в
современной детской психологии
данные о значении игры для развития
всех психических процессов и
личности ребенка в целом дают
основание считать, что именно эта
деятельность является в дошкольном
возрасте ведущей.
2.2
Развитие познавательных
процессов дошкольников
в различных формах
деятельности
Помимо сюжетно-ролевой
игры, которая является главной и
ведущей деятельностью
Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различные персонажи. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Поэтому такая игра и получила название режиссерской.
В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей.
Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют сто. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных способностей ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
Но игра — не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное — представления о том, что ты хочешь сделать [4, с. 131].
Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок.
Информация о работе Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности