Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности.

Задачи исследования:

Изучить особенности познавательного развития дошкольников.

Рассмотреть роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста

Определить развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2стр.

Глава 1. Познавательное развитие дошкольника

1.1 Ощущение, восприятие, память…………………………………………5стр.

1.2 Развитие мышления………………………………………………………8стр.

Глава 2. Новообразования дошкольного возраста

2.1 Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста………………………………………………………………………13стр.

2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности…………………………………………………………………17стр.

Заключение………………………………………………………………….22стр.

Список литературы………………………………………………………….24стр.

Работа состоит из  1 файл

Оглавлени1.docx

— 36.98 Кб (Скачать документ)

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием  предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте  все новые свойства, связи и  зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника  сам процесс поисковых преобразований.

Преобразование  ребенком предметов в ходе экспериментирования  теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что  преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после  каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком  уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления -это свойственно  всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется  у одаренных и талантливых  детей. Развитию экспериментирования  способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или  «Что можно сделать из пустой коробочки?») [5, с. 127].

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке  и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются  ошибки (так, ребенок охотно считает  членов своей семьи, но не учитывает  себя самого).

Благодаря содержательному  общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется  образ мира: первоначально ситуативные  представления систематизируются  и становятся знаниями, начинают формироваться  общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность  и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории  знаний:

• знания и умения, которыми ребенок овладевает без  специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных  передач;

• знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования  и др.) [1, с. 97].

Система знаний включает две зоны - зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и  зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей - показатель развития их мышления. Вопросы  о назначении предметов, заданные для  того, чтобы получить помощь или  одобрение, дополняются вопросами  о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей  формируются обобщенные способы  умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию  будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Новообразования  дошкольного возраста 

2.1 Роль игры в  становлении новообразований  дошкольного возраста 

Дошкольное детство  — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая  жизнь ребенка и его отношение  к окружающему миру. Суть этой перестройки  заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая  жизнь и внутренняя регуляция  поведения. Если в раннем возрасте поведение  ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам  начинает определять собственное поведение [5, с. 162].

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым  рядом новообразований в психике  и в сознании дошкольника. Л. С. Выготский  полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных  психических функций, а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или  иная функция выходят на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической  функцией является восприятие. Важнейшей  особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая  система психических функций, в  центре которой становится память [7, с. 144]

То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным изменениям в психической жизни дошкольника. Прежде всего, ребенок приобретает  способность действовать в пиане  общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причино-следствен-ные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение —  одно из важнейших новообразований  дошкольного возраста. Этот процесс  имеет много общего с памятью  — в обоих слу аях ребенок  действует в плане образов  и представлений. Память в некотором  смысле тоже можно рассматривать  как «воспроизводящее воображение». Но, помимо воспроизведения образов  прошлого опыта, воображение позволяет  ребенку строить и создавать  что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в  раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Еще одним важнейшим  новообразованием этого периода  является возникновение произвольного  поведения. В дошкольном возрасте поведение  ребенка из импульсивного и непосредственного  становится опосредствованным нормами  и правилами поведения. Здесь  впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается  предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять  своим поведением, сравнивая его  с образцом. Это сравнение с  образцом есть осознание своего поведения  и отношение к нему с точки  зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований  дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а  что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений  с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие  новообразования зарождаются и  первоначально развиваются в  ведущей деятельности дошкольного  возраста — сюжет-но-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей  и в специально создаваемых ими  игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все  психические качества и особенности  личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических  процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую  роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает влияние  на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок  начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и  ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким  образом, игра способствует тому, что  ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные  роли, ребенок" становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет  в разных сторон. Это способствует развитию децентрации — важнейшей  мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения [7, с. 114].

Ролевая игра имеет  решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность  к творческому воображению.

Общение дошкольника  со сверстниками разворачивается главным  образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать  желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить  и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей  в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые  потом приобретают самостоятельное  значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально  тесно слиты с игрой. Только к  старшему дошкольному возрасту результат  продуктивной деятельности приобретает  самостоятельное значение.

Имеющиеся в  современной детской психологии данные о значении игры для развития всех психических процессов и  личности ребенка в целом дают основание считать, что именно эта  деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. 
 
 
 
 
 

2.2 Развитие познавательных  процессов дошкольников  в различных формах  деятельности  

Помимо сюжетно-ролевой  игры, которая является главной и  ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых  обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с  правилами» (подвижные и настольные).

Режиссерская  игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок  действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а  с игрушками, изображающими различные  персонажи. Куклы, игрушечные мишки, зайчики  или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает  как режиссер, управляющий и руководящий  действиями своих «актеров». Поэтому  такая игра и получила название режиссерской.

В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут  на себя роли каких-либо литературных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают  сами, а заимствуют из сказок, фильмов  или спектаклей.

Игры с правилами  не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения  с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами  подвижных игр с правилами  являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое  распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют сто. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует  упомянуть дидактические игры, которые  создаются и организуются взрослыми  и направлены на формирование определенных способностей ребенка. Эти игры широко используются в детских садах  как средство обучения и воспитания дошкольников.

Но игра —  не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают  различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует  овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное —  представления о том, что ты хочешь сделать [4, с. 131].

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок.

Информация о работе Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности