Развитие самооценки детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

В данной работе я хотела бы исследовать самооценку заикающихся дошкольников, ее становление в старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст выбран мной не случайно – это период, когда дети только начинают осознавать себя, свои потребности и притязания в мире человеческих отношений.

Содержание

Глава 2

2.1. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………3

2.2. Характеристика испытуемых. Цель, задачи, методы, организация исследования. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов……………………………..…………………..5

2.4. статистическая обработка данных эксперимента по критерию Мануа – Уитни…………………………………………………………………..……………23

2.5. Выводы…………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 99.63 Кб (Скачать документ)

16. Автопортрет: маленький размер рисунка в правом нижнем углу. Портрет нарисован синим карандашом. Элементы тела обозначены не полностью – в ее портрете нет рук. У ребенка заниженная самооценка.

17. Автопортрет: средний размер рисунка, наличие основных элементов. Рисунок выполнен посередине листа коричневым карандашом. Это указывает на адекватную самооценку.

18. Автопортрет: рисунок большого размера, выполнен коричневым карандашом. По сравнению с «хорошим мальчиком» и «хорошей девочкой», рисунок ненамного больше. В рисунке преобладают элементы, характерные для «хорошего мальчика». Это позволяет сделать вывод о том, что у ребенка самооценка скорее завышенная, чем адекватная.

19. Автопортрет: рисунок среднего размера – такого же, как и остальные. Выполнен синим карандашом. В рисунке есть все необходимые детали, показано эмоциональное состояние (улыбается). Ребенок даже обозначил землю – он уверен в себе. У него адекватная самооценка.

20. Автопортрет: маленький размер рисунка в правом нижнем углу. Портрет нарисован синим карандашом. Элементы тела обозначены нечетко. Одежды нет. У ребенка заниженная самооценка.

  1. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Проведенное исследование позволило выяснить состояние  самооценки дошкольников по семи критериям. Несмотря на старший дошкольный возраст, дети с трудом могут адекватно  себя оценить, учитывая свои положительные и отрицательные стороны. В обеих группах у большинства детей завышенная самооценка почти по всем критериям, что говорит о некритичности по отношению к себе. Предложенные переменные показали, что у одного и того же ребенка самооценка различается в зависимости от критерия, поэтому результаты получились неоднородными.

     Наиболее  оптимальный вариант развития самооценки – развитие адекватной самооценки. Также в старшем дошкольном возрасте, возможно, допустить слегка завышенную самооценку у ребенка. Чем более  адекватной является самооценка, тем  лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности.Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника. Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста выступает общение со взрослыми. С помощью взрослого происходит становление, развитие и стимуляция оценочной деятельности у ребенка. Все это происходит, когда взрослый:

- выражает  свое отношение к окружающему  и оценочный подход;

- организует  деятельность ребенка, обеспечивая  накопление опыта индивидуальной  деятельности, ставя задачу, показывая  способы ее решения и оценивая  исполнение;

- представляет  образцы деятельности и тем  самым дает ребенку критерии  правильности ее выполнения;

- организует  совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть  в ровеснике личность, учитывать  его желания, считаться с его  интересами, а также переносить  в ситуации общения со сверстниками  образцы деятельности и поведения  взрослых.

2.4. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Для статистической обработки данных использован критерий U Манна-Уитни.

Назначение U-критерия Манна-Уитни

Настоящий статистический метод был предложен  Фрэнком Вилкоксоном (см. фото) в 1945 году. Однако в 1947 году метод был улучшен и расширен Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.

Критерий  предназначен для оценки различий между  двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между  малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.

Описание U-критерия Манна-Уитни

Существует  несколько способов использования  критерия и несколько вариантов  таблиц критических значений, соответствующих  этим способам (Гублер Е. В., 1978; Рунион Р., 1982; Захаров В. П., 1985; McCall R., 1970; Krauth J., 1988).

 Этот  метод определяет, достаточно ли  мала зона перекрещивающихся  значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже.

 Чем  меньше область перекрещивающихся  значений, тем более вероятно, что  различия достоверны. Иногда эти  различия называют различиями  в расположении двух выборок (Welkowitz J. et al., 1982).

 Эмпирическое  значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения  между рядами. Поэтому чем меньше  Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Гипотезы U - критерия Манна-Уитни

H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. 
 

Тест  «Лесенка»

1.

Гипотеза:

H0: самооценка детей в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной группе.

H1: самооценка детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.

        Экспериментальная группа (n1=10) Контрольная группа

        (n2=10)

        Номер испытуемого Показатель  самооценки по методике «Лесенка» Ранг Показатель  самооценки по методике «Лесенка» Ранг
        1 2 2    
        2 2 2    
        3     2 2
        4 4 6    
        5 4 6    
        6 4 6    
        7 4 6    
        8 4 6    
        9     5 11.5
        10     5 11.5
        11     5 11.5
        12     5 11.5
        13     5 11.5
        14     5 11.5
        15     5 11.5
        16 6 16.5    
        17 6 16.5    
        18 6 16.5    
        19     6 16.5
        20     7 19
 

Суммы: n1=83.5, n2=106.5 

Результат: UЭмп = 28.5 

Критические значения UКр:

p≤0.01 p≤0.05
  16 24

Полученное  эмпирическое значение Uэмп(28.5) находится в зоне незначимости. Таким образом, в контрольной группе самооценка детей действительно выше, чем в экспериментальной группе.

2.

Гипотеза:

H0: в экспериментальной группе дети оценивают себя ниже с позиции сверстников, в отличие от контрольной группы.

H1: в экспериментальной группе дети оценивают себя выше с позиции сверстников, в отличие от контрольной группы.

        Экспериментальная группа (n1=10) Контрольная группа

        (n2=10)

        Номер испытуемого Показатель  самооценки по методике «Лесенка» Ранг Показатель  самооценки по методике «Лесенка» Ранг
        1 4 4    
        2 4 4    
        3 4 4    
        4     4 4
        5     4 4
        6     4 4
        7     4 4
        8 5 9.5    
        9     5 9.5
        10     5 9.5
        11     5 9.5
        12 7 16    
        13 7 16    
        14 7 16    
        15 7 16    
        16 7 16    
        17 7 16    
        18     7 16
        19     7 16
        20     7 16

Суммы: n1= 117.5 , n2= 92.5

Результат: UЭмп = 37.5

Критические значения UКр:

p≤0.01 p≤0.05
  19 27
 

Полученное  эмпирическое значение Uэмп(37.5) находится в зоне незначимости. Таким образом, в контрольной группе самооценка детей действительно выше, чем в экспериментальной группе.

3.

Гипотеза:

H0: в экспериментальной группе дети оценивают себя ниже с позиции взрослого, в отличие от контрольной группы.

H1: в экспериментальной группе дети оценивают себя выше с позиции взрослого, в отличие от контрольной группы. 

        Экспериментальная группа (n1=10) Контрольная группа

        (n2=10)

        Номер испытуемого Показатель  самооценки по методике «Лесенка» Ранг Показатель  самооценки по методике «Лесенка» Ранг
        1 2 2    
        2 2 2    
        3     2 2
        4 4 5.5    
        5     4 5.5
        6     4 5.5
        7     4 5.5
        8 5 10    
        9     5 10
        10     5 10
        11     5 10
        12     5 10
        13 7 16.5    
        14 7 16.5    
        15 7 16.5    
        16 7 16.5    
        17 7 16.5    
        18 7 16.5    
        19     7 16.5
        20     7 16.5

Информация о работе Развитие самооценки детей с заиканием